"ПРОЦЕДУРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ СТАНДАРТНЫХ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ"(Приняты 25.05.1984 Резолюцией 1984/47 на 21-ом пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ
ПРОЦЕДУРЫ
ЭФФЕКТИВНОГО
ВЫПОЛНЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ
СТАНДАРТНЫХ
ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ
(25 мая 1984
года)
Процедура 1
Все государства, чьи
нормы защиты всех лиц, подвергающихся любой
форме задержания или тюремного заключения,
не соответствуют Минимальным стандартным
правилам обращения с заключенными,
принимают эти Правила.
Комментарий
В
своей Резолюции 2858 (XXVI) от 20 декабря 1971 года
Генеральная Ассамблея обратила внимание
государств - членов на Минимальные
стандартные правила и рекомендовала строго
соблюдать их при управлении
пенитенциарными и исправительными
учреждениями, а также благожелательно
рассмотреть вопрос об их включении в
национальное законодательство. Нормы
некоторых государств могут быть более
прогрессивными, чем эти Правила, поэтому
таким государствам не предлагается
принимать эти Правила. В случае с
государствами, считающими необходимым
согласовать эти Правила со своей правовой
системой и адаптировать их к своей
культуре, основное внимание придается
существу, а не букве этих
Правил.
Процедура 2
С учетом, в
зависимости от необходимости, их адаптации
к существующим законам и культуре, но без
ущерба для духа и цели этих Правил,
Минимальные стандартные правила
воплощаются в национальном
законодательстве и других
положениях.
Комментарий
Настоящей
процедурой подчеркивается, что необходимо
воплотить Правила в национальном
законодательстве и положениях, что тем
самым охватывает также некоторые аспекты
процедуры 1.
Процедура 3
Минимальные
стандартные правила предоставляются в
распоряжение всех лиц, в частности в
распоряжение должностных лиц по
поддержанию правопорядка и персонала
исправительных учреждений, для того чтобы
они могли применять и выполнять их в
системе уголовного
правосудия.
Комментарий
Настоящей
процедурой подчеркивается, что эти Правила,
а также национальные статуты и положения,
касающиеся выполнения этих Правил, должны
быть предоставлены в распоряжение лиц,
занимающихся их выполнением, в частности в
распоряжение должностных лиц по
поддержанию правопорядка и персонала
исправительных учреждений. Эффективное
выполнение этих Правил могло бы также
предусматривать организацию учебных
курсов центральным органом, отвечающим за
деятельность исправительных учреждений.
Вопросы распространения процедур
обсуждаются в процедурах 7 - 9.
Процедура
4
Минимальные стандартные правила,
воплощенные в национальном
законодательстве и в других положениях,
доводятся также до сведения и разъясняются
среди всех заключенных и всех задержанных
лиц при их поступлении в соответствующее
учреждение и в период их
заключения.
Комментарий
Для
достижения целей Минимальных стандартных
правил необходимо ознакомить с ними, а
также со статутами и положениями,
касающимися их выполнения, заключенных и
всех задержанных лиц (правило 95), с тем чтобы
способствовать большей осведомленности о
том, что эти Правила представляют собой
минимальные условия, признанные
приемлемыми Организацией Объединенных
Наций. Таким образом, эта процедура
дополняет положения, содержащиеся в
процедуре 3.
Положение, аналогичное
тому, чтобы знакомить с настоящими
Правилами лиц, для защиты которых они
разработаны, уже определено в четырех
Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года
<*>, где в статье 47 первой Конвенции,
статье 48 - второй, статье 127 - третьей и
статье 144 - четвертой Конвенции идентично
говорится:
Женевская конвенция об
улучшении участи раненых и больных в
действующих армиях от 12.08.1949.
Женевская
конвенция об улучшении участи раненых,
больных и лиц, потерпевших кораблекрушение,
из состава вооруженных сил на море от
12.08.1949.
Женевская конвенция об обращении
с военнопленными от 12.08.1949.
Женевская
конвенция о защите гражданского населения
во время войны от 12.08.1949.
--------------------------------
<*> United Nations, Treaty Series,
vol. 75, Nos. 970 - 973.
"Высокие Договаривающиеся
Стороны обязуются как в мирное, так и в
военное время распространять возможно шире
текст настоящих Конвенций в странах и, в
частности, включить их изучение в учебные
программы военного и, если возможно,
гражданского образования, с тем чтобы с ее
принципами было ознакомлено все население
в целом и в частности сражающиеся
вооруженные силы, санитарный персонал и
священнослужители".
Процедура
5
Государства будут информировать
Генерального секретаря Организации
Объединенных Наций один раз в пять лет в
форме ответов на вопросы анкеты,
направляемой Генеральным секретарем, о
масштабах осуществления мер и достигнутом
прогрессе в отношении применения
Минимальных стандартных правил, а также о
факторах и трудностях, если такие будут
иметь место, влияющих на их применение.
Такая анкета должна быть подготовлена в
соответствии с особой схемой, быть
выборочной и ограничиваться специально
отобранными вопросами, с тем чтобы
обеспечить глубокий обзор и исследование
намеченных проблем. Генеральный секретарь,
принимая во внимание доклады правительств,
а также другую соответствующую информацию,
доступную в рамках системы Организации
Объединенных Наций, будет осуществлять
подготовку отдельных периодических
докладов, касающихся применения
Минимальных стандартных правил. Для
подготовки этих докладов Генеральный
секретарь может также осуществлять
сотрудничество со специализированными
учреждениями и другими соответствующими
межправительственными и
неправительственными организациями,
имеющими консультативный статус при
Экономическом и Социальном Совете.
Генеральный секретарь будет передавать
вышеупомянутые доклады на рассмотрение
Комитету по предупреждению преступности и
борьбе с ней, с тем чтобы последний
предпринимал дальнейшие соответствующие
действия.
Комментарий
Следует
напомнить, что в своей Резолюции 663 C (XXIV) от 31
июля 1957 года Экономический и Социальный
Совет рекомендовал каждые пять лет
информировать Генерального секретаря о
мерах по применению Минимальных
стандартных правил, а также уполномочил
Генерального секретаря предпринять шаги
для опубликования, если это целесообразно,
такой информации и запрашивать в случае
необходимости дополнительную информацию. В
Организации Объединенных Наций давно
сложилась практика осуществления
сотрудничества между специализированными
учреждениями и соответствующими
межправительственными и
неправительственными организациями. При
подготовке своего отдельного доклада о
мерах, принятых в связи с применением
Минимальных стандартных правил,
Генеральный секретарь будет принимать во
внимание, в частности, информацию,
имеющуюся в распоряжении органов
Организации Объединенных Наций,
занимающихся вопросами прав человека,
включая Комиссию по правам человека,
Подкомиссию по предупреждению
дискриминации и защите меньшинств, Комитет
по правам человека, действующий согласно
Международному пакту о гражданских и
политических правах, и Комитет по
ликвидации расовой дискриминации. Может
быть также принята во внимание работа,
связанная с применением конвенции о
запрете пыток, которая будет принята в
будущем, а также любая информация, которая
может быть собрана благодаря проводящейся
в настоящее время Генеральной Ассамблеей
работе по подготовке свода принципов по
защите заключенных и лиц, содержащихся под
стражей.
Процедура 6
В соответствии с
положением о передаче информации,
упомянутым выше, в процедуре 5, государства
передают Генеральному секретарю:
a)
копии или выдержки из всех законодательных
положений, правил и административных норм,
касающихся применения Минимальных
стандартных правил к лицам, находящимся в
заключении, а также к местам и условиям
заключения;
b) любые данные и материалы
описательного характера о программах
обращения с правонарушителями, персонале,
работающем в исправительных учреждениях, и
числе лиц, подвергшихся любой форме
заключения, а также статистические
материалы, если такие имеются;
c) любую
другую соответствующую информацию о
применении правил, а также данные о
возможных трудностях при их
осуществлении.
Комментарий
Эти
требования вытекают как из Резолюции 663 C
(XXIV) Экономического и Социального Совета,
так и из рекомендаций конгрессов
Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями. Хотя предлагаемые здесь
виды информации не были особо оговорены,
представляется целесообразным собирать
такую информацию, с тем чтобы помочь
государствам - членам преодолеть трудности,
используя при этом обмен опытом. Более того,
направление запросов для получения такой
информации сходно с существующей в
настоящее время периодической системой
докладов по вопросам прав человека,
созданной согласно Резолюции 624 B (XXII)
Экономического и Социального Совета от 1
августа 1956 года.
Процедура
7
Генеральный секретарь распространяет
Минимальные стандартные правила и
настоящие Процедуры применения на возможно
большем количестве языков и обеспечивает
доступ к ним всех государств,
заинтересованных межправительственных и
неправительственных организаций, с тем
чтобы добиться максимально широкого
распространения Правил и настоящих
Процедур их применения.
Комментарий
Необходимость в самом широком
распространении Минимальных стандартных
правил очевидна. Для обеспечения более
эффективного распространения и применения
Правил важно осуществлять тесное
сотрудничество со всеми соответствующими
межправительственными и
неправительственными организациями.
Секретариат поэтому должен поддерживать
тесные контакты с такими организациями и
предоставлять в их распоряжение
соответствующие данные и информацию. Он
должен также поощрять распространение
информации этими организациями о
Минимальных стандартных правилах и
Процедурах их применения.
Процедура
8
Генеральный секретарь распространяет
свои доклады, касающиеся применения Правил,
включая краткое аналитическое изложение
периодических обзоров, доклады Комитета по
предупреждению преступности и борьбе с ней,
доклады, подготовленные для конгрессов
Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями, а также доклады
конгрессов, научные публикации, другую
относящуюся к вопросу документацию, что
время от времени может оказаться
необходимым для содействия применению
Минимальных стандартных
правил.
Комментарий
Данная процедура
отражает принятую в настоящее время
практику распространения таких докладов,
входящих в число документов, направляемых
заинтересованным органам Организации
Объединенных Наций, в качестве изданий
Организации Объединенных Наций или статей
в Ежегоднике по правам человека и
Международном обзоре уголовной политики,
Информационном бюллетене по
предупреждению преступности и уголовному
правосудию и в качестве любых других
соответствующих изданий.
Процедура
9
Генеральный секретарь обеспечивает как
можно более широкое обращение к тексту
Минимальных стандартных правил и его
использование во всех соответствующих
программах Организации Объединенных Наций,
включая деятельность по осуществлению
технического
сотрудничества.
Комментарий
Необходимо обеспечить такое положение, при
котором все соответствующие органы
Организации Объединенных Наций включали бы
в свою документацию Правила и Процедуры их
применения или делали ссылки на них, что
содействовало бы более широкому
распространению Правил и ознакомлению с
ними специализированных учреждений,
правительств, межправительственных и
неправительственных организаций и широкой
общественности и способствовало бы также
приверженности Экономического и
Социального Совета и Генеральной Ассамблеи
делу их применения.
То, в какой мере
Правила окажут практическое воздействие на
администрацию исправительных учреждений,
зависит в большой степени от тех мер,
которые будут приняты для их использования
в местной законодательной и
административной деятельности. Правила
должны быть известны и понятны широкому
кругу лиц, как специалистов, так и
неспециалистов во всем мире. Существует
поэтому острая необходимость в большей
гласности в любой форме, что может быть
достигнуто благодаря частым ссылкам на
Правила и проведением кампаний по
информированию
общественности.
Процедура 10
В рамках
своих программ технического
сотрудничества и развития Организация
Объединенных Наций:
a) оказывает помощь
правительствам, по их просьбе, в создании и
укреплении всеобъемлющих и гуманных
исправительных систем;
b) предоставляет
правительствам, по их просьбе, услуги
экспертов и региональных и межрегиональных
советников по вопросам предупреждения
преступности и уголовного правосудия;
c)
оказывает содействие в организации
национальных и региональных семинаров и
других совещаний на профессиональном и
непрофессиональном уровнях с целью
содействия распространению Стандартных
минимальных правил и настоящих Процедур их
применения;
d) расширяет существенную
поддержку региональным исследовательским
и учебным институтам в области
предупреждения преступности и уголовного
правосудия, связанным с Организацией
Объединенных Наций.
Региональные
исследовательские и учебные институты
Организации Объединенных Наций в области
предупреждения преступности и уголовного
правосудия в сотрудничестве с
национальными институтами разрабатывают
на основе Минимальных стандартных правил и
настоящих Процедур их применения учебные
планы и пособия, которые могут
использоваться на всех уровнях для учебных
программ по уголовному правосудию, а также
для специализированных курсов по правам
человека и другим смежным
вопросам.
Комментарий
Настоящая
процедура призвана обеспечить
использование программ технической помощи
Организации Объединенных Наций и учебных
мероприятий региональных институтов
Организации Объединенных Наций в качестве
косвенных средств применения Стандартных
минимальных правил и настоящих Процедур их
применения. Помимо регулярных учебных
курсов для персонала исправительных
учреждений, учебных инструкций и т.п., в
частности, на уровне директивных органов,
необходимо предусмотреть консультации
специалистов по вопросам, выдвинутым
государствами - членами, включая систему
предоставления услуг экспертов
заинтересованным государствам. Наличие
этой системы предоставления услуг
экспертов представляется особенно
необходимым в целях применения Правил в
соответствии с их духом и с учетом
социально-экономического строя стран,
обращающихся за такой помощью.
Процедура
11
Комитет Организации Объединенных Наций
по предупреждению преступности и борьбе с
ней:
a) регулярно проводит пересмотр
Минимальных стандартных правил с целью
разработки новых норм, стандартов и
процедур, применяемых для обращения с
лицами, лишенными свободы;
b)
осуществляет контроль за выполнением
настоящих Процедур применения Правил, в том
числе представляет периодические доклады
согласно вышеизложенной процедуре
5.
Комментарий
Поскольку основная