РЕКОМЕНДАЦИЯ n 169 Международной организации труда"О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ"(Принята в г. Женеве 26.06.1984 на 70-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 169
О
ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
(Женева, 26
июня 1984 года)
Генеральная конференция
Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным
советом Международного бюро труда и
собравшаяся 6 июня 1984 года на 70-ю сессию,
принимая во внимание существующие
международные нормы, зафиксированные в
Конвенции и Рекомендации 1964 года о политике
в области занятости, а также в других
международных актах, касающихся некоторых
категорий трудящихся, в частности, в
Конвенции и Рекомендации 1981 года о
трудящихся с семейными обязанностями,
Рекомендации 1980 года о пожилых трудящихся,
Конвенции и Рекомендации 1949 года
(пересмотренных) о трудящихся - мигрантах,
Конвенции 1975 года о трудящихся - мигрантах
(дополнительные положения) и Рекомендации
1975 года о трудящихся - мигрантах,
напоминая об ответственности
Международной организации труда,
вытекающей из Филадельфийской декларации,
изучать и рассматривать влияние
экономической и финансовой политики на
политику в области занятости в свете
основной задачи, согласно которой "все люди,
независимо от расы, веры или пола, имеют
право на осуществление своего
материального благосостояния и духовного
развития в условиях свободы и достоинства,
экономической устойчивости и равных
возможностей",
напоминая, что
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, принятый
Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций в 1966 году,
предусматривает признание, в частности,
"права на труд, которое включает право
каждого человека на получение возможности
зарабатывать себе на жизнь трудом, который
он свободно выбирает или на который
свободно соглашается", а также принятие
соответствующих мер по постепенному
обеспечению полного осуществления этого
права и его гарантии,
напоминая также
положения Конвенции о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин, принятой
Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций в 1979 году,
признавая,
что в связи с возрастающей
взаимозависимостью мировой экономики и
медленными темпами экономического роста
последних лет необходимо координировать на
национальном и международном уровнях
экономическую, валютную и социальную
политику, предпринимать усилия по стиранию
различий между развитыми и развивающимися
странами и установлению нового
международного экономического порядка,
чтобы в наиболее полной мере использовать
ресурсы для целей развития и создания
возможностей занятости и таким образом
бороться с безработицей и неполной
занятостью,
отмечая ухудшение
возможностей в области занятости в
большинстве промышленно развитых и
развивающихся стран и выражая убежденность
в том, что бедность, безработица и
неравенство возможностей являются
недопустимыми с точки зрения гуманности и
социальной справедливости, могут привести
к социальной напряженности и,
следовательно, создать условия, способные
поставить под угрозу мир и
воспрепятствовать осуществлению права на
труд, которое включает свободный выбор
работы, справедливые и благоприятные
условия труда и защиту от безработицы,
считая, что Конвенцию и Рекомендацию 1964
года о политике в области занятости следует
рассматривать в более широком контексте
Декларации о принципах и Программы
действий, принятых в 1976 году Всемирной
трехсторонней конференцией по вопросам
занятости, распределения доходов,
социального прогресса и международного
разделения труда, а также Резолюции о мерах
по выполнению решений Всемирной
конференции по вопросам занятости,
принятой в 1979 году Международной
конференцией труда,
постановив принять
ряд предложений о политике в области
занятости, что является пунктом 4 повестки
дня сессии,
решив придать этим
предложениям форму рекомендации,
дополняющей Конвенцию и Рекомендацию 1964
года о политике в области занятости,
принимает 26 июня 1984 года следующую
рекомендацию, которая будет называться
Рекомендацией 1984 года о политике в области
занятости (дополнительные положения).
I.
Общие принципы политики в области
занятости
1. Содействие полной,
продуктивной и свободно избранной
занятости, предусмотренное Конвенцией и
Рекомендацией 1964 года о политике в области
занятости, следует считать средством
обеспечения на практике осуществления
права на труд.
2. Всестороннее признание
государствами - членами права на труд
следует связывать с осуществлением
экономической и социальной политики, цель
которой - содействие полной, продуктивной и
свободно избранной занятости.
3.
Содействие полной, продуктивной и свободно
избранной занятости должно быть
первоочередной задачей и неотъемлемой
частью экономической и социальной политики
государств - членов и, при необходимости, их
планов удовлетворения основных
потребностей населения.
4. Государствам
- членам следует уделять особое внимание
наиболее эффективным средствам увеличения
занятости и производства и разрабатывать
политику и, при необходимости, программы,
направленные на содействие росту
производства и справедливому
распределению основных товаров и услуг и
справедливому распределению доходов по
всей стране с целью удовлетворения
основных потребностей населения в
соответствии с Декларацией о принципах и
Программой действий Всемирной конференции
по вопросам занятости.
5. В соответствии
с национальной практикой указанные в
пунктах 3 и 4 настоящей Рекомендации
политику, планы и программы следует
разрабатывать и осуществлять по
консультации и в сотрудничестве с
организациями предпринимателей и
трудящихся и с другими представительными
организациями заинтересованных лиц,
особенно с организациями сельского
сектора, указанными в Конвенции и
Рекомендации 1975 года об организациях
сельских трудящихся.
6. В экономической
и финансовой политике как на национальном,
так и на международном уровнях
первоочередное внимание следует уделять
задачам, упомянутым в пунктах 3 и 4 настоящей
Рекомендации.
7. Политику, планы и
программы, указанные в пунктах 3 и 4
настоящей Рекомендации, следует направлять
на ликвидацию любых форм дискриминации и
обеспечение всем трудящимся равенства
возможностей и обращения в вопросах
получения работы, условий занятости,
заработной платы и доходов,
профессиональных ориентации и подготовки и
продвижения по службе.
8. Государствам -
членам необходимо принимать меры, чтобы
эффективно бороться с незаконной
занятостью, то есть с занятостью, которая не
соответствует положениям национальных
законодательства, правил и практики.
9.
Государствам - членам следует принимать
меры, позволяющие постепенно переводить
трудящихся из неформального сектора, где
таковой существует, в формальный сектор.
10. Государствам - членам следует проводить
политику и принимать меры, которые с учетом
национальных законодательства и практики
должны:
a) способствовать адаптации к
структурным изменениям на глобальном,
отраслевом уровнях, а также на уровне
предприятия, и предоставлению другой
работы трудящимся, которые потеряли ее в
результате проведения структурных и
технологических изменений;
b) сохранять
работу или содействовать предоставлению
другой работы трудящимся, на которых
повлияла продажа, передача, закрытие или
перемещение компании, предприятия или
оборудования.
11. В соответствии с
национальными законодательством и
практикой в методы осуществления политики
в области занятости могли бы включаться
переговоры о заключении коллективных
договоров о вопросах, влияющих на
занятость, таких, как:
a) содействие и
сохранение занятости;
b) экономические и
социальные последствия структурной
перестройки и рационализации отраслей
экономики и предприятий;
c)
реорганизация и сокращение
продолжительности рабочего времени;
d)
защита особых групп;
e) информирование
об экономических, финансовых вопросах и
вопросах занятости.
12. Государствам -
членам по консультации с организациями
предпринимателей и трудящихся следует
принимать эффективные меры, чтобы поощрять
многонациональные предприятия к
проведению, и особенно к содействию
проведения такой политики в области
занятости, которая предусмотрена
Трехсторонней декларацией принципов,
касающихся многонациональных корпораций и
социальной политики (1977 г.), и чтобы избегать
отрицательного и содействовать
положительному влиянию на занятость
капиталовложений многонациональных
предприятий.
13. В связи с возрастающей
взаимозависимостью мировой экономики
государствам - членам следует, кроме мер,
принимаемых на национальном уровне,
укреплять международное сотрудничество,
чтобы обеспечить успех борьбы против
безработицы.
II. Демографическая
политика
14. 1) При обеспечении наличия
достаточных возможностей трудоустройства
в политику развития и занятости можно было
бы включать там, где это уместно и
соответствует национальным
законодательству и практике,
демографическую политику и программы,
направленные на обеспечение содействия
семейному благосостоянию и планированию
размера семьи путем осуществления
информационных программ и программ
добровольного обучения вопросам
демографии.
2) Государства - члены,
особенно развивающиеся страны, в
сотрудничестве как с национальными, так и
международными неправительственными
организациями могли бы:
a) в своих
демографических политике и программах
уделять особое внимание разъяснению
реальным и будущим родителям преимуществ
планирования размера семьи;
b) в
сельских районах увеличить число служб
здравоохранения и местных центров,
оказывающих услуги в деле планирования
размера семьи, и численность оказывающего
такие услуги квалифицированного
персонала;
c) в городских районах
уделять особое внимание настоятельной
необходимости развития соответствующих
инфраструктур и улучшения условий жизни,
особенно в районах трущоб.
III. Занятость
молодежи и групп, а также лиц,
находящихся
в неблагоприятных
условиях
15. В контексте общей политики в
области занятости государствам - членам
следует принимать меры, отвечающие
потребностям всех категорий лиц, часто
испытывающих трудности в поисках
стабильной работы, таких, как некоторые
группы женщин и молодых трудящихся,
инвалиды и пожилые трудящиеся, лица,
продолжительное время не имеющие работы, и
трудящиеся мигранты, находящиеся на
законном основании на территории этих
государств. Такие меры должны
соответствовать положениям международных
конвенций и рекомендаций о труде,
касающихся занятости этих групп, и условиям
занятости, установленным на основании
национальных законодательства и
практики.
16. С учетом национальных
условий и в соответствии с национальными
законодательством и практикой, упомянутые
в пункте 15 настоящей Рекомендации меры
могли бы, в частности, включать:
a)
доступное для всех общее образование, а
также программы профессиональных
ориентации и обучения, чтобы помочь этим
лицам найти работу, улучшить их возможности
трудоустройства и повысить их доходы;
b)
создание системы подготовки кадров,
связанной с системой образования и миром
труда;
c) службы профессиональной
ориентации и трудоустройства,
содействующие поступлению этих лиц на
рынок труда и оказывающие им помощь в
поисках работы, которая соответствует их
квалификации и способностям;
d)
программы создания приносящей доход
занятости в конкретных районах, местностях
или отраслях;
e) программы адаптации к
структурным изменениям;
f) меры по
непрерывной подготовке и переподготовке
кадров;
g) меры по профессиональной
реабилитации;
h) содействие
добровольной мобильности;
i) программы
содействия работе не по найму и
кооперативам трудящихся.
17. 1) Следует
принимать специальные меры в интересах
молодежи, в частности:
a) поощрять
государственные и частные учреждения и
предприятия к найму и профессиональному
обучению молодежи с помощью методов,
соответствующих национальным условиям и
практике;
b) хотя первоочередное
внимание следует уделять трудоустройству
молодежи на постоянной работе, специальные
программы могут быть разработаны в целях
предоставления молодежи работы на
добровольной основе для осуществления
общественных, особенно местных проектов,
которые носят социальный характер, с учетом
положений Рекомендации 1970 года о
специальных программах для молодежи;
c)
разрабатывать специальные программы, в
которых профессиональная подготовка и труд
чередовались таким образом, чтобы
оказывать помощь молодежи в поисках первой
работы;
d) привести в соответствие
возможности в области профессиональной
подготовки с техническим и экономическим
развитием и повысить качество такой
подготовки;
e) принимать меры для
облегчения перехода от учебы в школе к
труду и для содействия возможностям
трудоустройства по завершении
профессиональной подготовки;
f)
содействовать изучению перспектив
занятости как основы рациональной политики
в области профессиональной подготовки;
g) обеспечивать охрану и гигиену труда
работающей молодежи.
2) Меры, указанные в
подпункте 1 настоящего пункта, должны
тщательно контролироваться, чтобы
удостовериться в их благоприятном влиянии
на занятость молодежи.
3) Эти меры должны
соответствовать положениям международных
конвенций и рекомендаций о труде,
относящимся к занятости молодежи, и
условиям занятости, предусмотренным
национальными законодательством и
практикой.
18. В целях содействия
осуществлению мер, указанных в пунктах 15 - 17
настоящей Рекомендации, могут
предусматриваться стимулы,
соответствующие национальным условиям и
практике.
19. В соответствии с
национальными законодательством и
практикой между компетентными органами и
организациями предпринимателей и
трудящихся, а также другими
соответствующими организациями следует
своевременно проводить углубленные
консультации по вопросам разработки,
осуществления и контроля за мерами и
программами, указанными в пунктах 15 - 18
настоящей Рекомендации.
IV. Политика в
области технологии
20. Одним из основных
элементов политики национального развития
должно быть содействие разработке
технологии как средства увеличения
производственного потенциала и достижения
основных целей развития, которыми являются
создание возможностей трудоустройства и
удовлетворение основных потребностей.
Политика в области технологии должна с
учетом уровня экономического развития
содействовать улучшению условий труда и
сокращению продолжительности рабочего
времени, а также включать меры,
препятствующие потере рабочих мест.
21.
Государствам - членам следует:
a)
поощрять исследования по выбору, внедрению
и разработке новой технологии и ее влиянию
на уровень, структуру, условия занятости,
профессиональную подготовку, содержание
труда и квалификационные требования;
b)
поощрять проведение исследований по
технологии, которая в наибольшей степени
соответствует конкретным