РЕКОМЕНДАЦИЯ n r (85) 11 Комитета министров Совета Европы"О ПОЛОЖЕНИИ ПОТЕРПЕВШЕГО В РАМКАХ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА"(Принята 28.06.1985)
[неофициальный перевод]
РЕКОМЕНДАЦИЯ N
R (85) 11
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ О ПОЛОЖЕНИИ
ПОТЕРПЕВШЕГО
В РАМКАХ УГОЛОВНОГО ПРАВА
И ПРОЦЕССА
(28 июня 1985 года)
Комитет
министров согласно ст. 15, пункт "b", Устава
Совета Европы,
учитывая что цели
системы уголовного правосудия традиционно
выражались в терминах, которые касаются,
главным образом, отношения между
государством и правонарушителем;
учитывая, что впоследствии работа этой
системы иногда имела тенденцию к
суммированию, а не к сокращению проблем
потерпевшего;
учитывая, что основной
функцией уголовного правосудия должно быть
удовлетворение запросов и охрана интересов
потерпевшего;
учитывая, что также важно
повысить доверие потерпевшего к уголовному
правосудию и поощрять его сотрудничество,
особенно в качестве свидетеля;
учитывая, что в этих целях важно уделять
больше внимания в системе уголовного
правосудия физическому, психологическому,
материальному и социальному ущербу,
нанесенному потерпевшему, и рассмотреть,
какие шаги желательны для удовлетворения
его потребностей в этой связи;
учитывая,
что меры в этой связи не противоречат
другим целям уголовного права и процесса,
таким, как усиление общественных норм и
реабилитация правонарушителей, но могут в
действительности помочь их достижению и
конечному примирению потерпевшего и
преступника;
учитывая, что следует в
большей степени учитывать запросы
пострадавшего на всех стадиях уголовного
процесса;
ссылаясь на Европейскую
конвенцию по возмещению ущерба жертвам от
насильственных преступлений,
I.
Рекомендует правительствам государств -
членов пересмотреть свое законодательство
и практику в соответствии со следующими
принципами:
А. На уровне полиции
1.
Полицейские должны быть подготовлены к
работе с потерпевшими конструктивно,
ободряюще и с сочувствием.
2. Полиция
должна информировать потерпевшего о
возможности получения помощи, практических
и юридических консультаций, компенсации от
преступника и государства.
3.
Потерпевший должен получать информацию о
результате полицейского расследования.
4. В любом докладе обвинительным органам
полиция должна сделать ясное и полное, по
возможности, сообщение о повреждениях и
ущербе, причиненном потерпевшему.
Б. В
отношении преследования
5.
Дискреционное решение о преследовании
правонарушителя не следует принимать без
рассмотрения вопроса компенсации
потерпевшему, включая любое существенное
действие, предпринятое в этой связи
правонарушителем.
6. Потерпевшего
следует проинформировать об окончательном
решении, касающемся преследования, пока он
не сообщит, что ему не нужна эта
информация.
7. У потерпевшего должно
быть право просить о пересмотре
компетентным органом решения о
непреследовании или право возбуждать
частное разбирательство.
В. Опрос
потерпевшего
8. На всех стадиях процесса
потерпевшего следует опрашивать таким
образом, когда учитываются должным образом
его личное состояние, его права и
достоинство. Когда это возможно, то детей и
психически больных и увечных людей следует
опрашивать в присутствии их родителей или
опекунов, или других лиц, помогающих им.
Г. Судопроизводство
9. Потерпевшего
следует проинформировать о:
- дате и
месте слушания по преступлению, которое
доставило ему страдания;
- его
возможностях получения реституции и
компенсации в рамках уголовного процесса,
правовой помощи и консультации;
- как он
может узнать о результате дела.
10. У
уголовного суда должна быть возможность
постановить о компенсации потерпевшему
преступником. С этой целью следует отменить
существующие ограничения или технические
препятствия, которые блокируют
осуществление такой возможности.
11.
Законодательство должно предусматривать,
что компенсация может быть или уголовным
наказанием, или заменой его, или назначена в
дополнение к нему.
12. Всю
соответствующую информацию о повреждениях
и ущербе, понесенном потерпевшим, следует
представить в суд, чтобы он смог принять во
внимание при вынесении решения о форме и
объеме наказания:
- запрос потерпевшего
о компенсации;
- любую компенсацию или
реституцию со стороны преступника или
любое искреннее действие в этой связи.
13. В случаях, когда для суда открыты
возможности для включения финансовых
условий в объем отсроченного или условного
наказания, приказа суда о назначении
преступнику системы испытания или любой
другой меры, большое значение, среди прочих
условий, следует уделять компенсации
потерпевшему со стороны преступника.
Д.
На стадии принуждения к исполнению
14.
Если компенсация является уголовным
наказанием, то ее следует собирать так же,
как и штрафы, и дать приоритет над любой
другой финансовой санкцией, налагаемой на
преступника. Во всех других случаях
потерпевшему следует помогать как можно
больше в получении денег.
Е. Защита
тайны
15. Политика информации и
общественных связей в связи с
расследованием и разбирательством
преступлений должна уделить особое
внимание необходимости защиты
потерпевшего от любой гласности, которая
чрезмерно повлияет на его частную жизнь или
достоинство. Если тип преступления или
особый статус, личное состояние и
безопасность потерпевшего делают
необходимой особую защиту, то или
разбирательство должно быть проведено в
кабинете судьи, или раскрытие или
публикация личной информации должны быть
ограничены в максимальной степени.
Ж.
Особая защита потерпевшего
16. Всякий
раз, когда становится необходимым, особенно
в случаях с организованной преступностью,
потерпевший и его семья должны получить
эффективную защиту от запугивания и
возмездия преступника.
II. Рекомендует
правительствам государств - членов:
1.
изучить возможные преимущества схем
примирения и посредничества;
2.
содействовать исследованиям по
эффективности положений, затрагивающих
пострадавших, и поощрять их.