РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ СОГЛАСОВАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"(Вместе с "АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКОЙ...")(Принято в г. Астане 15.09.2004)
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОГЛАСОВАННОЙ
ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010
ГОДА
(Астана, 15 сентября 2004 года)
Совет
глав правительств Содружества Независимых
Государств
решил:
1. Утвердить
Концепцию согласованной транспортной
политики государств-участников СНГ на
период до 2010 года.
2. Настоящее Решение
вступает в силу с даты его подписания, а для
государств, законодательство которых
требует выполнения внутригосударственных
процедур, необходимых для его вступления в
силу, - с даты сдачи соответствующих
документов депозитарию.
Совершено в
городе Астане 15 сентября 2004 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр хранится в
Исполнительном комитете Содружества
Независимых Государств, который направит
каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную
копию.
(Подписи)
Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о
Концепции согласованной транспортной
политики государств-участников СНГ
на
период до 2010 года
от 15 сентября 2004
года
КОНЦЕПЦИЯ
СОГЛАСОВАННОЙ
ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010
ГОДА
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция
согласованной транспортной политики
государств-участников СНГ на период до 2010
года (далее - Концепция) разработана в
соответствии с Программой действий по
развитию Содружества Независимых
Государств на период до 2005 года, принятой
Решением Совета глав правительств СНГ от 20
июня 2000 года.
Концепция отражает
согласованную точку зрения
государств-участников СНГ на перспективы
дальнейшего развития транспортной системы
СНГ, наиболее актуальные направления
сотрудничества по формированию общего
транспортного пространства
государств-участников СНГ, подходы к
формированию цивилизованного рынка
транспортных и экспедиторских услуг.
1.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Целью Концепции
является выработка согласованных мер в
области транспорта, обеспечивающих
системное и результативное решение
следующих основных задач:
обеспечение
эффективного развития экономик
государств-участников СНГ за счет
улучшения использования и развития их
транспортного потенциала;
формирование
и развитие общего транспортного
пространства государств-участников СНГ с
учетом международных отраслевых
стандартов;
развитие конкурентной
среды на общем рынке транспортных и
экспедиторских услуг в
государствах-участниках СНГ;
создание
условий для экономически выгодного
использования сети международных
транспортных коридоров на территориях
государств-участников СНГ;
совершенствование системы международного
нормативно-правового обеспечения работы
транспортной системы СНГ;
развитие
кадрового потенциала, подготовленного к
решению стоящих перед транспортом
государств-участников СНГ задач;
развитие и согласованное использование
новых, эффективных технологий,
обеспечивающих повышение безопасности
перевозок, экологической, информационной и
экономической безопасности в транспортной
системе СНГ;
обеспечение условий
интеграции транспортных систем
государств-участников СНГ в европейские и
мировые транспортные системы на основе
учета их национальных интересов;
повышение эффективности использования
транспортной инфраструктуры и
инвестиционной привлекательности проектов
ее развития;
развитие механизмов
совершенствования работы транспортной
системы СНГ;
развитие кооперации в
производстве сложных технических средств
транспорта и разработка совместных
программ развития транспортного
машиностроения;
формирование и
внедрение систем менеджмента качества на
предприятиях транспортной системы СНГ;
согласованное использование и развитие
научного потенциала в транспортной системе
СНГ.
Согласованное решение указанных
задач предусматривает рассмотрение
следующих взаимосвязанных вопросов:
анализ проблем и роли транспорта в развитии
экономического сотрудничества
государств-участников СНГ;
основные
составляющие согласованной транспортной
политики государств-участников СНГ на
период до 2010 года;
развитие
транспортно-экспедиционной деятельности и
логистики, взаимодействия различных видов
транспорта;
эффективное развитие сети
международных транспортных коридоров, в
том числе в целях дополнительного
привлечения транзитных грузопотоков;
обеспечение безопасности транспортной
системы СНГ и охраны окружающей среды;
согласование механизмов развития
транспортного машиностроения, в том числе
лизинга;
совместная разработка методов
ценового регулирования деятельности
хозяйствующих субъектов на транспорте;
приоритетные направления развития
транспортной системы СНГ по видам
транспорта.
Положения, отраженные в
настоящей Концепции, должны
рассматриваться как исходные в целях их
последующей конкретизации и детализации в
рамках межгосударственных целевых и
ведомственных программ, разрабатываемых в
сфере формирования общего транспортного
пространства и экспедиторских услуг.
2.
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Эффективность
развития и использования современных
транспортных систем в
государствах-участниках СНГ определяется
интенсивностью и сбалансированностью
процессов проведения экономических реформ.
Объективная необходимость дальнейшего
проведения экономических реформ поставила
перед государствами-участниками СНГ ряд
общих проблем в области транспортного
комплекса.
Первая группа проблем
заключается в необходимости развития
системности в нормативно-правовом,
технологическом и информационном
обеспечении работы транспортного
комплекса, развития единых методов
адаптации механизмов предоставления
транспортных и экспедиторских услуг к
условиям общего рынка и их гармонизации.
Согласованность усилий
государств-участников СНГ по решению этой
группы проблем позволит повысить
эффективность использования сложившейся
системы транспортных коммуникаций,
задействовать образовавшиеся
неиспользуемые ресурсы провозных и
пропускных возможностей на отдельных видах
транспорта. Решение этих проблем позволит
создать объективные условия для
формирования системы последовательного и
своевременного восстановления основных
фондов транспортных предприятий, полного,
оперативного и достоверного
информационного обеспечения всех
участников общего рынка транспортных и
экспедиторских услуг.
Вторая группа
проблем определяется объективной
необходимостью дальнейшего использования
в новых условиях неравномерно
распределенного производства транспортной
техники и ремонтно-заводской базы на
территориях государств-участников СНГ и
расширения кооперации в использовании
научно-технического потенциала
государств-участников СНГ.
Решение этих
проблем является необходимым условием
поддержания и наращивания
конкурентоспособности национальных
машиностроительных и ремонтных
предприятий на мировом рынке, создания
объективных возможностей модернизации
средств и снижения отрицательных факторов,
влияющих на ценовую политику в
транспортном комплексе.
Анализ
указанных проблем и основных причин их
возникновения позволяет сделать следующие
выводы:
состояние национальных
транспортных систем отдельных
государств-участников СНГ не обеспечивает
желаемый уровень конкурентоспособности с
транспортными комплексами государств
Европейского союза и не создает
благоприятных экономических условий для
интеграции в международный рынок
транспортных и экспедиторских услуг;
объективная необходимость в совместном
решении указанных проблем определяет
требование по разработке единой,
согласованной транспортной политики
государств-участников СНГ. В основу этой
политики должны быть заложены системные
критерии эффективного хозяйствования,
ориентированного на рыночные отношения в
сфере предоставления транспортных и
экспедиторских услуг;
расширение
сотрудничества в области транспорта
создает благоприятные возможности для
наиболее эффективного использования
экономического, производственного и
научно-технического потенциалов
государств-участников СНГ в сфере
транспортного комплекса, что может дать
реальную возможность успешного выполнения
крупномасштабных и взаимовыгодных
международных транспортных проектов.
Экономическая целесообразность расширения
транспортного сотрудничества
предопределяет пути наиболее эффективного
использования государствами
производительных сил, сырьевых ресурсов и
наиболее экономичной адаптации
транспортного комплекса к требованиям
современного международного рынка
транспортных и экспедиторских услуг;
приоритетность основных направлений
сотрудничества в сфере транспортного
комплекса, разработок, рассмотрения и
реализации отдельных программ и проектов
целесообразно определять с позиции их
влияния на возможность результативного
решения указанных проблем, ликвидации
причин и последствий их возникновения.
3.
ПРИОРИТЕТЫ СОГЛАСОВАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ
ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Согласованная
транспортная политика предполагает
расширение и углубление международного
сотрудничества на основе участия в двух- и
многосторонних соглашениях, определяемых
ее целями. Проблемы в области транспорта
решаются путем системной реализации
основных составляющих согласованной
транспортной политики на период до 2010 года,
содержание которых системно отражает и
конкретизирует взаимосвязанные
направления и процессы развития
транспортного комплекса.
Согласованная
транспортная политика включает следующие
основные направления:
гармонизация
транспортного законодательства
государств-участников СНГ на основе
международных стандартов;
сотрудничество и взаимодействие между
различными видами транспорта при
осуществлении международных перевозок;
совершенствование тарифной политики;
развитие транспортной логистики;
эффективное использование транзитного
потенциала транспортных систем;
координация действий по развитию
информационных технологий,
последовательное формирование общей
системы информационного обеспечения
международного рынка транспортных и
экспедиторских услуг;
развитие
структурных и экономических реформ на
транспорте;
разработка и внедрение
механизмов совместного инвестирования в
развитие узловых объектов инфраструктуры
международных транспортных коридоров;
расширение сферы действия согласованных
нормативно-технических требований и
стандартов к транспортной технике,
интенсификация кооперативных связей в
сфере транспортного машиностроения;
обеспечение свободного передвижения
автомобильного транспорта по территориям
государств-участников СНГ;
согласованная по основным экономическим и
технико-технологическим параметрам работа
железнодорожного транспорта
государств-участников СНГ;
согласованное осуществление авиационных
перевозок и использование воздушного
пространства государств-участников СНГ;
согласованное совместное использование
водных путей государств-участников СНГ;
проведение согласованной
протекционистской политики на мировом
рынке транспортных и экспедиторских
услуг;
проведение согласованной
политики по обеспечению безопасности на
транспорте и охраны окружающей среды.
Мероприятия, планируемые и реализуемые в
рамках каждой из этих составляющих, должны
учитывать их взаимосвязь и взаимовлияние и
базироваться, как правило, на принятии в
установленном порядке совместных целевых и
ведомственных двух- и многосторонних
межгосударственных программ и
проектов.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
СНГ
В государствах-участниках СНГ
необходимо создать условия для интеграции
национальных транспортных систем в
общеевропейскую и мировую транспортные
системы на основе гармонизации действующей
и разрабатываемой законодательной и
нормативно-правовой базы, использования
унифицированных транспортных технологий в
соответствии с требованиями и параметрами,
установленными международными конвенциями
и соглашениями, а также требованиями,
предъявляемыми Всемирной торговой
организацией. Для согласованной разработки
и унификации транспортного
законодательства необходимо:
1.
Завершение формирования правовой основы
международных взаимоотношений в области
транспортной деятельности, а именно:
обеспечение реализации Соглашения о
принципах формирования общего
транспортного пространства и
взаимодействия государств-участников СНГ в
области транспортной политики от 9 октября
1997 года и других базовых документов в
области транспорта;
разработка и
принятие государствами-участниками СНГ
необходимых кодексов, соглашений и решений
по видам транспорта, определяющих порядок
взаимоотношений в соответствии с
международным законодательством в области
транспорта.
2. Проведение
сравнительного анализа принятых в
государствах законов о транспортной
деятельности и разработка рекомендаций по
их гармонизации.
3. Осуществление
мониторинга соответствия положений
нормативно-правовой базы в области
транспортного взаимодействия в СНГ
международным правовым нормам, принятым в
Генеральном соглашении о торговле услугами
Всемирной торговой организации.
5.
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И
ЛОГИСТИКИ
Согласованные усилия по
развитию транспортно-экспедиционной
деятельности в государствах-участниках СНГ
должны быть направлены на ускорение
продвижения товаров от производителя к
потребителю независимо от их национальной
принадлежности, обеспечивать при этом
снижение транспортной составляющей в
экономике государств-участников СНГ,
соблюдение их национальных интересов и
создание равных и благоприятных условий
для всех участников рынка транспортных и
экспедиторских услуг.
На ближайшую
перспективу к числу основных задач в этой
области следует отнести:
продолжение и
интенсификацию работы по развитию
нормативной правовой базы
транспортно-экспедиционной
деятельности;
разработку и реализацию
комплекса мер по обеспечению равных и
благоприятных условий взаимодействия и
конкуренции различных видов транспорта;
согласование развития и внедрения
логистических подходов в практику
организации товародвижения;
развитие
взаимодействия между союзами,
ассоциациями, общественными организациями
транспортного комплекса и
межгосударственными органами сферы
транспортного комплекса в целях выработки
действенных и согласованных мер для
решения вопросов дальнейшего формирования
общего, цивилизованного рынка транспортных
и экспедиторских услуг;
унификацию и
расширение сферы взаимного признания
национальных систем лицензирования
(сертификации) в этой области,
согласованное приведение этих систем в
соответствие с требованиями международных
правил и стандартов;