РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Вместе с "ПЛАНОМ МЕРОПРИЯТИЙ...")(Принято в г. Астане 15.09.2004)
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
(Астана, 15 сентября 2004
года)
Совет глав правительств
Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Концепцию
межрегионального и приграничного
сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств.
2.
Предоставить Экономическому совету
Содружества Независимых Государств право
вносить изменения в План мероприятий по
реализации Концепции межрегионального и
приграничного сотрудничества
государств-участников Содружества
Независимых Государств в соответствии с
предложениями государств-участников
СНГ.
3. Исполнительному комитету СНГ
осуществлять анализ действий по реализации
Концепции межрегионального и
приграничного сотрудничества
государств-участников Содружества
Независимых Государств и при необходимости
информировать Совет глав правительств
Содружества Независимых Государств о ходе
ее выполнения.
4. Настоящее Решение
вступает в силу со дня его подписания, а для
государств, законодательство которых
требует выполнения внутригосударственных
процедур, необходимых для его вступления в
силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию
уведомления о выполнении упомянутых
процедур.
Совершено в городе Астане 15
сентября 2004 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный
экземпляр хранится в Исполнительном
комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому
государству, подписавшему настоящее
Решение, его заверенную
копию.
(Подписи)
Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о
Концепции межрегионального и
приграничного
сотрудничества
государств-участников
Содружества
Независимых Государств
от 15 сентября 2004
года
КОНЦЕПЦИЯ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
I. Общие
положения
Современное развитие
принципов государственного управления,
углубление и расширение
торгово-экономических, производственных,
научно-технических и культурных связей
между регионами различных государств
усиливает значимость межрегионального
сотрудничества. В рамках межрегионального
сотрудничества активизируются связи между
хозяйствующими субъектами, решаются
конкретные задачи взаимодействия
государств-участников СНГ. Особое внимание
уделяется приграничному сотрудничеству
как наиболее активной форме
межрегионального сотрудничества.
Межрегиональное и приграничное
сотрудничество призвано содействовать
беспрепятственному движению людей,
капиталов, товаров и услуг.
В связи с
образованием новых независимых государств
в особо тяжелом положении оказалось
население приграничных территорий, где
были разорваны или существенно ограничены
экономические, трудовые, культурные и
бытовые связи. Острота этой ситуации
подтверждает необходимость реализации
потенциала межрегионального и
приграничного сотрудничества для
вовлечения регионов во
внешнеэкономическую деятельность и
реализации комплекса мер по нормальному
жизнеобеспечению населения приграничных
регионов.
Возможности развития
межрегионального и приграничного
сотрудничества сдерживаются из-за
недостаточной проработанности правовой
основы этой сферы как в национальных
законодательствах большинства
государств-участников СНГ, так и в рамках
многостороннего сотрудничества
Содружества Независимых Государств.
Решению этих вопросов послужит Концепция
межрегионального и приграничного
сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств (далее -
Концепция).
Концепция определяет цели,
принципы и направления деятельности
органов исполнительной власти
государств-участников СНГ и их регионов,
органов местного самоуправления, а также
организаций и граждан в сфере
межрегионального и приграничного
сотрудничества государств-участников СНГ.
Концепция учитывает накопленный опыт
двустороннего межрегионального и
приграничного сотрудничества
государств-участников СНГ и исходит из
единства и целостности территорий и
внутренних рынков государств-участников
СНГ.
Концепция определяет основные
задачи, принципы и направления реализации
политики государств-участников СНГ по
развитию межрегионального и приграничного
сотрудничества.
Под межрегиональным и
приграничным сотрудничеством
государств-участников СНГ понимаются
согласованные действия органов
государственной власти, органов власти
административно-территориальных единиц
государств-участников СНГ, органов
местного самоуправления, юридических лиц,
общественных организаций, совершаемые в
рамках действующего законодательства
государств-участников СНГ, направленные на
укрепление всесторонних отношений
сопредельных государств в решении вопросов
устойчивого развития регионов и
приграничных территорий, повышения
благосостояния населения приграничных
территорий, обеспечение безопасности жизни
граждан, охраны окружающей среды и
взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях,
упрочения дружбы и добрососедства
государств-участников СНГ.
Регион -
административно-территориальная единица
государства-участника СНГ, осуществляющая
свою деятельность, в том числе и
хозяйственную в соответствии с
национальным законодательством.
Приграничная территория - часть территории
административно-территориальной единицы
государства-участника СНГ,
административная граница которой
совпадает с линией государственной границы
государства-участника СНГ. Перечень
приграничных территорий, на которых
осуществляется приграничное
сотрудничество, определяется самим
государством-участником СНГ в соответствии
с национальным законодательством или
устанавливается в международных договорах
и соглашениях государств-участников СНГ с
сопредельными государствами, а также в
соглашениях приграничных
административно-территориальных единиц
государств-участников СНГ с органами
государственной власти сопредельных
государств-участников СНГ.
Участники
межрегионального и приграничного
сотрудничества - органы государственной
власти, органы власти
административно-территориальных единиц
государств-участников СНГ, органы местного
самоуправления, юридические лица,
общественные организации.
1.1. Основные
тенденции и особенности межрегионального и
приграничного сотрудничества.
Участники межрегионального и
приграничного сотрудничества принимают во
внимание следующие основные факторы,
определяющие особенности приграничных
территорий с сопредельными
государствами-участниками СНГ:
- общий
характер межгосударственных отношений с
сопредельными государствами-участниками
СНГ;
- исторически сложившиеся связи с
сопредельными государствами-участниками
СНГ, традиции и обычаи населения,
проживающего на приграничных территориях
государств-участников СНГ;
-
природно-ресурсные,
социально-экономические и
градостроительные условия развития
приграничных территорий;
- характер
влияния приграничного сотрудничества на
развитие взаимовыгодной межрегиональной
экономической кооперации с сопредельными
государствами-участниками СНГ;
-
влияние миграционного фактора на
социальные процессы на приграничных
территориях государств-участников СНГ,
связанное с внешней, в том числе незаконной,
миграцией;
- этнополитические,
этнокультурные и лингвистические
факторы;
- режим охраны общественного
порядка на приграничной территории
государств-участников СНГ и особенности
его поддержания;
- особенности
осуществления государственного контроля
за обеспечением безопасного использования
ресурсов приграничной территории;
-
наличие условий для возникновения
чрезвычайных ситуаций, имеющих
трансграничные последствия;
-
особенности обеспечения национальной
безопасности на приграничной
территории;
- особенности режима
межрегионального и приграничного
информационного обмена с сопредельными
государствами-участниками СНГ;
-
участие государств-участников СНГ в других
международных экономических, военных
организациях и сообществах, союзах,
объединениях и связанные с этим
обстоятельства.
Учет этих
специфических факторов осуществляется при
выборе видов и направлений
межрегионального и приграничного
сотрудничества, а также форм его
регулирования и поддержки.
1.2.
Межрегиональное и приграничное
сотрудничество в государствах-участниках
СНГ основывается на следующих принципах:
- взаимное уважение суверенитета и
территориальной целостности других
государств-участников СНГ;
-
неприкосновенность государственных
границ;
- мирное разрешение пограничных
споров;
- взаимное уважение
национальных законодательств,
регулирующих межрегиональное и
приграничное сотрудничество, а также
соответствующих международных
договоров;
- обеспечение взаимных
интересов в межрегиональном и приграничном
сотрудничестве;
- учет особенностей
приграничных территорий
государств-участников СНГ, в том числе их
разнородности, характера
межгосударственных отношений и
исторически сложившихся связей с
сопредельными государствами-участниками
СНГ, природно-ресурсных,
социально-экономических,
градостроительных, транспортных
характеристик приграничных территорий;
- обеспечение безопасности жизни граждан,
ненанесение ущерба окружающей среде,
экономическим и иным интересам государств,
осуществляющих межрегиональное и
приграничное сотрудничество в пределах
действия национальной юрисдикции;
-
уважение прав и свобод граждан
государств-участников СНГ;
- взаимное
обогащение культур, взаимопонимание,
сотрудничество и обмен культурными
ценностями.
1.3. Основными задачами
межрегионального и приграничного
сотрудничества государств-участников СНГ
являются:
- создание обстановки доверия,
взаимопонимания и добрососедства между
населением, органами власти и деловыми
кругами регионов и приграничных территорий
государств-участников СНГ;
-
стимулирование увеличения объемов
взаимовыгодной торговли, развитие и
укрепление хозяйственных, культурных и
гуманитарных связей между регионами и
приграничными территориями
государств-участников СНГ;
- сохранение
культурного наследия;
- упрощение
взаимного общения заинтересованных
органов власти, деловых кругов и групп
населения, в том числе этнических
общностей, разделенных государственными
границами, поддержка соотечественников за
рубежом, проживающих на приграничной
территории и в регионе;
- создание и
эффективное развитие экономической,
социальной инфраструктуры на приграничных
территориях и в регионах;
- создание
условий, способствующих сокращению сроков
прохождения экспортных и импортных товаров
через приграничную территорию
государства-участника СНГ, включая
содействие обустройству пунктов пропуска
через государственную границу системой
электронного документооборота и
автоматической идентификации,
совершенствование транспортной
инфраструктуры, таможенных складов,
терминалов, в том числе разработка и
принятие соответствующих нормативных
правовых актов;
- повышение
эффективности использования
производственной и социальной базы
приграничной территории и регионов;
-
создание условий для взаимодействия систем
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций сопредельных
государств-участников СНГ, в том числе и
информационных, в целях повышения
эффективности реагирования на
чрезвычайные ситуации, имеющие
трансграничные последствия;
-
осуществление согласованной политики в
вопросах обеспечения безопасности жизни
граждан, охраны окружающей среды,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций трансграничного воздействия на
приграничных территориях.
II. Виды и
направления межрегионального
и
приграничного сотрудничества
государств-участников
СНГ
Межрегиональное и приграничное
сотрудничество может осуществляться в
виде:
- проведения встреч
уполномоченных органов государственной
власти по вопросам межрегионального и
приграничного сотрудничества;
-
создания уполномоченными органами
государственной власти совместных
координирующих органов по
межрегиональному и приграничному
сотрудничеству и рабочих групп при них;
- создания рабочих групп по развитию
межрегионального и приграничного
сотрудничества в рамках
межправительственных комиссий по
торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству.
В
государствах-участниках СНГ могут
применяться и другие виды межрегионального
и приграничного сотрудничества, не
противоречащие национальным
законодательствам и отвечающие целям и
принципам развития государства, региона и
его приграничной территории.
Для
развития межрегионального и приграничного
сотрудничества могут быть рекомендованы
следующие направления деятельности:
а)
сотрудничество в торговле в приграничных
районах, которое осуществляется между
юридическими и физическими лицами
государств-участников СНГ, имеющими
постоянное место нахождения (место
жительства) на приграничной территории
государств-участников СНГ, исключительно
для удовлетворения местных нужд в товарах,
производимых на соответствующих
приграничных территориях;
б)
сотрудничество при осуществлении
инвестиционных проектов и
производственно-техническое
сотрудничество, в том числе:
создание
совместных предприятий и
финансово-промышленных групп;
взаимное
обеспечение информацией по вопросам
инвестиционной деятельности и привлечения
инвестиций;
установление регулярных
связей между хозяйствующими субъектами
регионов и приграничных территорий,
заключение договоров, не противоречащих
национальным законодательствам
государств-участников СНГ и режимам
приграничных территорий определенных
государств, в целях привлечения инвестиций
в сферу промышленности и сельского
хозяйства, строительства, финансов, обмена
технологиями и в другие сферы;
регулирование экономической деятельности,
управление промышленными отходами,
совместный контроль за использованием
вредных веществ в различных видах
экономической деятельности в приграничных
районах;
обеспечение экологической
безопасности путем создания
информационной системы о состоянии
окружающей среды и разработки планов по
использованию природных ресурсов,
регулирование воздействия экономической
деятельности на окружающую среду
(управление промышленными отходами,
складирование и утилизация опасных веществ
и т.д.), контроль диффузных и точечных
источников загрязнения в приграничных
регионах, создание центров оповещения об
авариях в приграничных регионах;
сотрудничество в области внедрения
наиболее передовых технологий в сельском
хозяйстве и промышленности в целях
рационального использования природных
ресурсов в приграничных регионах;
сотрудничество в сфере задач
градостроительного планирования и
развития приграничных территорий с учетом
их природно-ресурсного потенциала,
социально-экономической,