"ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ВНЕЗАКОННЫХ, ПРОИЗВОЛЬНЫХ И СУММАРНЫХ КАЗНЕЙ"(Приняты 24.05.1989 Резолюцией 1989/65 на 15-ом пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ
ПРИНЦИПЫ
ЭФФЕКТИВНОГО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ
ВНЕЗАКОННЫХ, ПРОИЗВОЛЬНЫХ И СУММАРНЫХ
КАЗНЕЙ
(24 мая 1989
года)
Предупреждение
1. Правительства в
законодательном порядке устанавливают
запрет на все внезаконные, произвольные и
суммарные казни и обеспечивают, чтобы любые
такие казни признавались преступлениями в
соответствии с их уголовным
законодательством и чтобы за их совершение
предусматривались надлежащие меры
наказания, учитывающие серьезность таких
преступлений. Исключительные
обстоятельства, в том числе состояние войны
или угроза войны, внутренняя политическая
нестабильность или любые другие
чрезвычайные ситуации в государствах, не
могут служить основанием для таких казней.
Такие казни не производятся ни при каких
обстоятельствах, включая, в частности,
ситуации, связанные с внутренним
вооруженным конфликтом, чрезмерным или
незаконным применением силы
государственным должностным лицом или иным
лицом, действующим в официальном качестве,
или лицом, действующим по
подстрекательству или при явном или
молчаливом согласии такого лица, и
ситуации, когда смерть наступает во время
содержания под стражей. Этот запрет имеет
преимущественную силу перед
постановлениями, издаваемыми
исполнительной властью.
2. С целью
предупреждения внезаконных, произвольных и
суммарных казней правительства
обеспечивают строгий контроль, включая
четкую систему контроля над всеми
должностными лицами, в обязанности которых
входит задержание, арест, содержание под
стражей и в тюремном заключении, а также над
должностными лицами, имеющими полномочия в
соответствии с законом применять силу и
огнестрельное оружие.
3. Правительства
запрещают издание вышестоящими
должностными лицами или государственными
органами приказов, уполномочивающих или
подстрекающих других лиц производить любые
внезаконные, произвольные или суммарные
казни. Все должностные лица имеют право и
обязаны не исполнять такие приказы. При
подготовке сотрудников правоохранительных
органов вышеизложенным положениям
уделяется особое внимание.
4. Отдельным
лицам и группам, которым грозят
внезаконные, произвольные или суммарные
казни, в том числе получившим угрозы о
расправе, гарантируется эффективная защита
с помощью судебных или иных средств.
5.
Никто не может быть насильно передан или
выдан какой-либо стране, когда есть веские
основания считать, что это лицо может стать
жертвой внезаконной, произвольной или
суммарной казни в этой стране.
6.
Правительства обеспечивают содержание лиц,
лишенных свободы, в официально признанных
местах содержания под стражей и
незамедлительное предоставление их
родственникам и адвокатам или другим
доверенным лицам точной информации о их
аресте и местонахождении, в том числе о их
переводе в другие места.
7.
Квалифицированные инспектора, в том числе
медицинские работники, или эквивалентный
независимый орган проводят на регулярной
основе инспекции в местах содержания под
стражей и уполномочиваются проводить
необъявленные инспекции по своей
собственной инициативе с обеспечением
полных гарантий независимости при
выполнении этой функции. Эти инспектора
пользуются неограниченным доступом ко всем
лицам, находящимся в таких местах
содержания под стражей, а также ко всем
касающимся их документам.
8.
Правительства прилагают все усилия для
предотвращения внезаконных, произвольных и
суммарных казней путем осуществления таких
мер, как дипломатическое вмешательство,
расширение возможностей обращения с
жалобами в межправительственные и судебные
органы и публичное осуждение подобной
практики. Для расследования сообщений о
любых таких казнях и принятия эффективных
мер по пресечению подобной практики
используются межправительственные
механизмы. Правительства, в том числе
правительства стран, в которых, как
подозревается, имеют место внезаконные,
произвольные и суммарные казни,
обеспечивают полное содействие проведению
международных расследований подобной
практики.
Расследование
9. Производится
тщательное, оперативное и беспристрастное
расследование всех подозрительных случаев
внезаконных, произвольных и суммарных
казней, включая случаи, когда в жалобах
родственников или в других достоверных
сообщениях говорится о наступлении
неестественной смерти в вышеуказанных
обстоятельствах. Правительства
обеспечивают наличие учреждений и процедур
для проведения таких расследований. Цель
расследования заключается в установлении
причины, характера и времени наступления
смерти, ответственного лица и любой системы
или практики, которая могла стать причиной
смерти. Расследование предусматривает
проведение надлежащего вскрытия трупа,
сбор и анализ всех вещественных и
документальных доказательств и показаний
свидетелей. Расследование устанавливает
характер смерти: естественная смерть,
смерть, наступившая в результате
несчастного случая, самоубийство и
убийство.
10. Орган расследования имеет
право затребовать всю необходимую для
проведения расследования информацию. Лица,
проводящие расследование, имеют в своем
распоряжении все необходимые бюджетные и
технические средства для проведения
эффективного расследования. Они также
имеют полномочия обязывать официальных
лиц, предположительно связанных с любыми
такими казнями, явиться для дачи
свидетельских показаний. Это относится к
любым свидетелям. С этой целью они
уполномочены выдавать повестки для вызова
свидетеля, включая официальных лиц,
предположительно связанных с любыми такими
казнями, и требовать представления
доказательств.
11. В случаях, когда
установленные процедуры расследования не
удовлетворяют требованиям в силу
недостаточной компетентности или
пристрастности, в связи с важностью вопроса
и в связи с явным наличием систематических
злоупотреблений, а также в случаях, когда
поступают жалобы на эти недостатки от семьи
жертвы, или по другим существенным причинам
правительства проводят расследование с
помощью независимой комиссии по
расследованию или путем аналогичной
процедуры. Членами такой комиссии
избираются лица, известные своей
беспристрастностью, компетентностью и
личной независимостью. В частности, они
должны быть независимыми от любой
организации, учреждения или лица, которые
могут быть объектом расследования.
Комиссия имеет право затребовать всю
необходимую для проведения расследования
информацию и проводит расследование в
соответствии с настоящими Принципами.
12. Тело скончавшегося не предается
захоронению до проведения надлежащего
вскрытия врачом, который, по возможности,
должен быть патологоанатомом
судебно-медицинской экспертизы. Лица,
проводящие вскрытие, имеют право доступа ко
всем данным расследования, к месту
обнаружения трупа и к месту, где
предположительно наступила смерть. Если
тело было предано захоронению, а
впоследствии возникает необходимость в
проведении расследования, труп немедленно
и с соблюдением необходимых требований
извлекается из могилы для проведения
вскрытия. Если удается обнаружить лишь
останки скелета, то останки аккуратно
извлекаются и тщательно изучаются в
соответствии с методами системного
антропологического анализа.
13. Тело
покойного находится в распоряжении
проводящих вскрытие лиц в течение
достаточного времени, чтобы позволить им
провести тщательное расследование. В ходе
вскрытия делается попытка как минимум
установить личность покойного и причину и
характер смерти. По мере возможности
устанавливаются также время и место смерти.
В заключение о вскрытии включаются
детальные цветные фотографии покойного в
целях документального подкрепления
выводов расследования. В заключении о
вскрытии должны указываться все раны,
полученные скончавшимся, в том числе любые
признаки пыток.
14. Для обеспечения
объективности результатов лица, проводящие
вскрытие, должны иметь возможность
действовать беспристрастно и независимо от
любых лиц, организаций или учреждений,
которые могут иметь хоть какое-то отношение
к данному делу.
15. Истцы, свидетели, лица,
проводящие расследование, и их семьи
охраняются от насилия, угроз применения
насилия или любых других форм запугивания.
Лица, которые могут быть связаны с
внезаконными, произвольными или суммарными
казнями, отстраняются от любого контроля
или власти, прямой или косвенной, в
отношении истцов, свидетелей и их семей, а
также лиц, проводящих расследование.
16.
Семьи покойных и их законные представители
уведомляются о любом слушании и любой
информации, относящейся к расследованию, и
имеют доступ к ним, а также имеют право
представлять другие свидетельства. Семья
покойного имеет право настаивать на
присутствии при вскрытии медицинского или
любого другого квалифицированного
представителя. После установления личности
покойного дается уведомление о смерти, и
семья или родственники покойного
немедленно ставятся в известность. Тело
покойного передается им после завершения
расследования.
17. В течение разумного
срока составляется письменный отчет о
методах и результатах таких расследований.
Отчет незамедлительно предается гласности;
он должен содержать информацию о рамках
следствия, процедурах и методах,
применявшихся для оценки доказательств, а
также выводы и рекомендации на основании
полученных результатов и применимого
законодательства. В отчете должна также
содержаться подробная информация о
конкретных событиях, которые, как было
обнаружено, имели место, а также
доказательства, на основании которых
получены эти результаты, и фамилии
свидетелей, давших показания, за
исключением тех из них, личность которых не
была предана гласности в целях их защиты.
Правительство в течение разумного срока
либо дает официальный ответ на этот отчет о
расследовании, либо сообщает, какие меры
будут приняты в связи с
ним.
Судопроизводство
18. Правительства
обеспечивают предание суду лиц, которые,
как было установлено в ходе расследования,
участвовали в внезаконных, произвольных
или суммарных казнях на любой территории,
находящейся под их юрисдикцией.
Правительства либо предают этих лиц суду,
либо сотрудничают в выдаче любых таких лиц
другим странам, желающим осуществить свою
юрисдикцию. Этот принцип применяется
независимо от того, кем являются виновники
или жертвы и где они находятся, независимо
от их гражданства и независимо от того, где
было совершено преступление.
19. Без
ущерба для вышеуказанного принципа 3 приказ
вышестоящего начальника или органа
государственной власти не может служить
оправданием внезаконных, произвольных или
суммарных казней. Вышестоящие руководители
или другие государственные официальные
лица могут быть привлечены к
ответственности за совершение деяний
лицами, находящимися у них в подчинении,
если они имели разумную возможность
предупредить подобные деяния. Ни при каких
обстоятельствах, включая состояние войны,
осадное положение или другие чрезвычайные
ситуации, никакому лицу, предположительно
имеющему отношение к внезаконным,
произвольным или суммарным казням, не
предоставляется полного иммунитета от
судебного преследования.
20. Семьи и
иждивенцы жертв внезаконных, произвольных
или суммарных казней имеют право на
получение справедливой и надлежащей
компенсации в разумный срок.