Рекомендация n r (89) 12 комитета министров совета европы"об образовании в тюрьмах"(принята 13.10.1989)
[неофициальный перевод]
КОМИТЕТ
МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ N R
(89) 12
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ -
ЧЛЕНАМ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В
ТЮРЬМАХ
(13 октября 1989 года)
Комитет
министров, по условиям статьи 15, пункт "b",
Устава Совета Европы,
учитывая, что
право на образование является одним из
основных прав;
учитывая важность
образования в развитии личности и
общества;
понимая, в частности, что
большое число заключенных имеет очень
низкое образование и, следовательно, сильно
нуждается в нем;
учитывая, что
образование в тюрьмах помогает смягчить
режим и улучшить условия содержания под
стражей;
учитывая, что образование в
тюрьмах является важным средством
облегчения возвращения заключенных в
общество;
признавая, что в практическом
применении некоторых прав или мер, в
соответствии со следующими рекомендациями,
могут быть оправданы различия между
осужденными и лицами, возвращенными под
стражу;
принимая во внимание
Рекомендацию N R (83) 3 о Европейских тюремных
правилах и Рекомендацию N R (81) 17 о политике
образования взрослых,
рекомендует
правительствам государств - членов Совета
Европы осуществлять политику, признающую
следующее:
1) все заключенные должны
иметь возможность получить образование,
предусматривающее общеобразовательные
дисциплины, профессионально-техническое
образование, творческую и культурную
деятельность, физическую подготовку и
занятия спортом, социальное просвещение и
пользование библиотекой;
2) образование
заключенных должно быть сходным с
образованием, которое получают
представители подобных возрастных групп
вне мест лишения свободы, а круг
возможностей заключенных в учебе должен
быть как можно более широким;
3)
образование в тюрьмах должно
осуществляться всесторонне и с учетом
социального, экономического и культурного
уровня личности;
4) все работники
администрации тюремной системы и
руководство тюрем должны как можно больше
способствовать образованию;
5) статус
образования в тюремном режиме не должен
быть ниже статуса труда, и заключенные,
участвуя в образовательных мероприятиях,
не должны нести финансовых или иных
потерь;
6) следует прилагать все усилия к
тому, чтобы поддерживать желание
заключенных активно участвовать во всех
видах образовательной работы;
7) следует
обеспечить развивающие программы, чтобы
гарантировать лицам, которые осуществляют
образовательный процесс в тюрьмах,
овладение соответствующими методами
образовательной работы со взрослыми;
8)
особое внимание следует уделить
заключенным, у которых возникают
наибольшие трудности, особенно тем, кто не
владеет чтением и письмом в достаточной
мере;
9) профессионально-техническое
образование ставит своей целью более
широкое развитие личности и, кроме того,
должно соответствовать тенденциям на рынке
труда;
10) заключенные должны иметь
непосредственный доступ к хорошо
укомплектованной библиотеке не реже, чем
раз в неделю;
11) следует особо отмечать и
поощрять занятия заключенных физической
подготовкой и спортом;
12) особое место
следует отводить творческой и культурной
деятельности, так как в такой деятельности
заложены особые возможности развития и
самовыражения заключенных;
13) в
социальное просвещение должны входить
практические элементы, позволяющие
заключенному организовать свою
повседневную жизнь в тюрьме с целью
облегчения его возвращения в общество;
14) по возможности следует позволять
заключенным участвовать в образовательном
процессе, осуществляемом за пределами
тюрьмы;
15) если образование должно
осуществляться в тюрьме, следует как можно
больше привлекать к нему лиц извне;
16)
следует принимать меры к тому, чтобы дать
заключенным возможность продолжить
образование после освобождения;
17)
следует обеспечить средства, оборудование
и преподавательский состав, необходимые
для того, чтобы дать заключенным
возможность получить соответствующее
образование.