"МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ МЕР, НЕ СВЯЗАННЫХ С ТЮРЕМНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ (ТОКИЙСКИЕ ПРАВИЛА)"(Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ
МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В
ОТНОШЕНИИ МЕР,
НЕ СВЯЗАННЫХ С ТЮРЕМНЫМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕМ
(ТОКИЙСКИЕ ПРАВИЛА)
(14
декабря 1990 года)
I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
1.
Основополагающие цели
1.1. Настоящие
Минимальные стандартные правила содержат
свод основных принципов для содействия
использованию мер, не связанных с тюремным
заключением, а также минимальные гарантия
для лиц, к которым применяются альтернативы
тюремному заключению.
1.2. Правила имеют
целью обеспечить более активное участие
общественности в осуществлении правосудия
по уголовным делам, особенно в обращении с
правонарушителями, а также содействовать
развитию у правонарушителей чувства
ответственности перед обществом.
1.3.
Правила применяются с учетом политических,
экономических, социальных и культурных
условий каждой страны, а также целей и задач
ее системы уголовного правосудия.
1.4. В
процессе применения Правил государства -
члены стремятся обеспечивать надлежащее
соотношение между правилами отдельных
правонарушителей, правами жертв и
интересами общества в отношении
общественной безопасности и
предупреждения преступности.
1.5.
Государства - члены разрабатывают меры, не
связанные с тюремным заключением, в рамках
своих правовых систем с целью обеспечения
других возможностей, сокращая тем самым
применение тюремного заключения, и с целью
рационализации политики в области
уголовного правосудия с учетом
необходимости соблюдения прав человека,
требований социальной справедливости и
потребностей правонарушителя в отношении
возвращения к нормальной жизни в
обществе.
2. Сфера применения мер, не
связанных
с тюремным заключением
2.1.
Соответствующие положения настоящих
Правил применяются ко всем лицам, в
отношении которых осуществляется судебное
преследование, суд или исполнение
приговора, на всех этапах отправления
уголовного правосудия. Для целей настоящих
Правил такие лица именуются
"правонарушителями", независимо от того,
являются ли они подозреваемыми,
обвиняемыми или осужденными.
2.2. Правила
применяются без какой-либо дискриминации
по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста,
языка, религии, политических или других
убеждений, национального или социального
происхождения, имущественного положения,
места рождения или иного статуса.
2.3. В
целях обеспечения большей гибкости в
соответствии с характером и степенью
тяжести правонарушения, личностью и
биографией правонарушителя, а также с
интересами защиты общества и во избежание
неоправданного применения тюремного
заключения система уголовного правосудия
должна предусматривать широкий выбор мер,
не связанных с тюремным заключением, от
досудебных до послесудебных мер. Число и
виды мер, не связанных с тюремным
заключением, должны определяться таким
образом, чтобы оставалась возможной
последовательность приговоров.
2.4.
Следует поощрять разработку новых мер, не
связанных с тюремным заключением, и
внимательно следить за этим процессом, а
также систематически оценивать практику их
применения.
2.5. Следует изучать
возможности принятия мер к
правонарушителям силами общественности,
избегая, насколько это возможно, проведения
формального разбирательства или суда, в
соответствии с правовыми гарантиями и
законом.
2.6. Не связанные с тюремным
заключением меры следует применять в
соответствии с принципом минимального
вмешательства.
2.7. Применение мер, не
связанных с тюремным заключением, должно
идти по пути депенализации и
декриминализации и не должно затруднять
или замедлять усилия, прилагаемые в этом
направлении.
3. Правовые гарантии
3.1.
Принятие, определение и применение мер, не
связанных с тюремным заключением,
предусматривается законом.
3.2. Выбор
меры, не связанной с тюремным заключением,
основывается на оценке установленных
критериев в отношении как характера и
степени тяжести правонарушения, так и
личности, биографии правонарушителя, целей
приговора и прав жертв.
3.3. Судебный или
другой компетентный независимый орган
осуществляет свое дискреционное право на
всех стадиях разбирательства путем
обеспечения полной подотчетности и
исключительно в соответствии с законом.
3.4. Не связанные с тюремным заключением
меры, которые накладывают какое-либо
обязательство на правонарушителя и которые
применяются до формального
разбирательства или суда или вместо них,
требуют согласия правонарушителя.
3.5.
Решения о назначении не связанных с
тюремным заключением мер повторно
рассматриваются судебным или другим
компетентным независимым органом по
заявлению правонарушителя.
3.6.
Правонарушитель имеет право подать запрос
или жалобу в судебный или другой
компетентный независимый орган по
вопросам, затрагивающим его или ее личные
права в процессе применения мер, не
связанных с тюремным заключением.
3.7.
Обеспечивается надлежащий механизм защиты
и, если это возможно, удовлетворения любой
жалобы в связи с несоблюдением
международно признанных прав человека.
3.8. Не связанные с тюремным заключением меры
исключают проведение медицинских или
психологических экспериментов над
правонарушителем или неоправданный риск
причинения ему физической или душевной
травмы.
3.9. На всех стадиях
обеспечивается уважение человеческого
достоинства правонарушителя, к которому
применяются не связанные с тюремным
заключением меры.
3.10. В ходе применения
не связанных с тюремным заключением мер
права правонарушителя не ограничиваются в
большей степени, чем это санкционировано
компетентным органом, вынесшим
первоначальное решение.
3.11. В процессе
применения не связанных с тюремным
заключением мер уважается право
правонарушителя на личную жизнь, а также
право на личную жизнь семьи
правонарушителя.
3.12. Личное досье на
правонарушителя ведется строго
конфиденциально и закрыто для третьих
сторон. Доступ к досье ограничивается
лицами, непосредственно занимающимися
рассмотрением дела правонарушителя или
другими должным образом уполномоченными
лицами.
4. Оговорка
4.1. Ничто в настоящих
Правилах не истолковывается как
препятствующее применению Минимальных
стандартных правил обращения с
заключенными, Минимальных стандартных
правил Организации Объединенных Наций,
касающихся отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних (Пекинские
правила), Свобода принципов защиты всех лиц,
подвергаемых задержанию или тюремному
заключению в какой бы то ни было форме, или
любых других документов или стандартов в
области прав человека, признанных
международным сообществом и касающихся
обращения с правонарушителями и защиты их
основных прав человека.
II. СТАДИЯ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
5. Положения о
предварительном следствии
5.1. В
надлежащих случаях и когда это согласуется
с правовой системой, полицию, прокуратуру
или другие учреждения, занимающиеся
уголовными делами, следует наделять правом
освобождать правонарушителя от
ответственности, если, по их мнению, нет
необходимости возбуждать дело в целях
защиты общества, предупреждения
преступности или обеспечения соблюдения
закона и прав жертв. В целях принятия
решения о целесообразности освобождения от
ответственности или определения процедуры
расследования разрабатывается свод
установленных критериев в рамках каждой
правовой системы. В случае мелких
правонарушений прокурор, когда это
целесообразно, может назначить подходящие
меры, не связанные с тюремным
заключением.
6. Избежание
предварительного заключения под
стражу
6.1. Предварительное заключение под
стражу используется в судопроизводстве по
уголовным делам как крайняя мера при
условии должного учета интересов
расследования предполагаемого
правонарушения и защиты общества и
жертвы.
6.2. Альтернативы
предварительному заключению под стражу
применяются как можно раньше.
Предварительное заключение под стражу
длится не дольше, чем необходимо для
достижения целей, указанных в правиле 5.1, и
применяется гуманно и с уважением
присущего человеку достоинства.
6.3.
Правонарушитель имеет право подавать
апелляцию в судебный или другой
компетентный независимый орган в случаях
применения предварительного заключения
под стражу.
III. СТАДИЯ СУДА И ВЫНЕСЕНИЯ
ПРИГОВОРА
7. Доклады о социальном
обследовании
7.1. Если существует
возможность составления докладов о
социальном обследовании, судебный орган
может воспользоваться докладом,
подготовленным компетентным
уполномоченным должностным лицом или
учреждением. Доклад должен содержать
социальную информацию о правонарушителе,
которая имеет отношение к характеру
правонарушений, совершавшихся данным
лицом, и к его нынешним правонарушениям. Он
должен также содержать информацию и
рекомендации, которые имеют отношение к
процедуре вынесения приговора. Доклад
составляется на основе фактического,
объективного и беспристрастного материала,
а мнения формулируются в четких
выражениях.
8. Положения о вынесении
приговора
8.1. Судебный орган, имея в своем
распоряжении выбор не связанных с тюремным
заключением мер, должен при вынесении
своего решения принимать во внимание
потребности правонарушителя с точки зрения
его возвращения к нормальной жизни в
обществе, интересы защиты общества и
интересы жертвы, с которой в надлежащих
случаях следует консультироваться.
8.2.
Органы, выносящие приговоры, могут
предусматривать по делам следующие
санкции:
a) устные санкции, такие, как
замечание, порицание и предупреждение;
b) условное освобождение от
ответственности;
c) поражение в
гражданских правах;
d) экономические
санкции и денежные наказания, такие, как
разовые штрафы и поденные штрафы;
e)
конфискация или постановление о лишении
права собственности на имущество;
f)
возвращение имущества жертве или
постановление о компенсации;
g) условное
наказание или наказание с отсрочкой;
h)
условное освобождение из заключения и
судебный надзор;
i) постановление о
выполнении общественно полезных работ;
j) направление в исправительное учреждение
с обязательным ежедневным присутствием;
k) домашний арест;
l) любой другой вид
обращения, не связанный с тюремным
заключением;
n) какое-либо сочетание
перечисленных выше мер.
IV. СТАДИЯ ПОСЛЕ
ВЫНЕСЕНИЯ ПРИГОВОРА
9. Положения,
действующие после вынесения приговора
9.1.
Компетентный орган располагает широким
выбором альтернативных мер, принимаемых
после вынесения приговора, в целях отказа
от тюремного заключения и оказания помощи
правонарушителям для их быстрого
возвращения к нормальной жизни в
обществе.
9.2. Положения, действующие
после вынесения приговора, могут включать
следующие санкции:
a) отпуск и помещение
в исправительные учреждения полутюремного
типа;
b) освобождение в связи с работой
или учебой;
c) различные формы
освобождения под честное слово;
d)
сокращение срока;
e) помилование.
9.3.
Решение о мерах, принимаемых после
вынесения приговора, за исключением
помилования, рассматривается судебным или
другим компетентным независимым органом по
ходатайству правонарушителя.
9.4. Любой
вид освобождения из заключения для
реализации программы, не связанной с
тюремным заключением, рассматривается как
можно раньше.
V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕР, НЕ
СВЯЗАННЫХ С ТЮРЕМНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ
10.
Надзор
10.1. Цель надзора состоит в том,
чтобы сократить рецидивы правонарушений и
содействовать такому включению
правонарушителя в жизнь общества, который
свел бы к минимуму вероятность повторного
совершения преступлений.
10.2. Если
какая-либо не связанная с тюремным
заключением мера предусматривает надзор,
то он осуществляется компетентным органом
в соответствии с конкретными условиями,
предусмотренными законом.
10.3. В рамках
конкретной меры, не связанной с тюремным
включением, следует определять для каждого
отдельного случая наиболее приемлемый вид
надзора и обращения, который был бы нацелен
на то, чтобы помочь правонарушителю
работать над собой с учетом характера
совершенного им / ею правонарушения.
Порядок надзора и обращения следует
периодически пересматривать и при
необходимости корректировать.
10.4.
Правонарушителям должна, в случае
необходимости, оказываться
психологическая, социальная и материальная
помощь и должны предоставляться
возможности для укрепления связей с
обществом и для облегчения их возвращения к
нормальной жизни в обществе.
11. Срок
действия
11.1. Срок действия меры, не
связанной с тюремным заключением, не
превышает срока, установленного
компетентным органом в соответствии с
законом.
11.2. Может предусматриваться
досрочное прекращение действия
применяемой меры, если она оказала
благоприятное воздействие на
правонарушителя.
12. Условия
12.1. Если
компетентный орган определяет условия,
которые должны соблюдаться
правонарушителем, то он должен учитывать
как интересы общества, так и интересы и
права правонарушителя и жертвы.
12.2.
Условия, подлежащие выполнению, должны быть
практическими, точными и по возможности
малочисленными и должны быть направлена на
уменьшение вероятности возвращения
правонарушителя к уголовной деятельности и
повышение вероятности возвращения
правонарушителя к нормальной жизни в
обществе, с учетом интересов жертвы.
12.3.
На начальном этапе применения меры, не
связанной с тюремным заключением,
правонарушителю в устной или письменной
форме дается разъяснение условий,
регулирующих применение данное меры,
включая обязанности и права
правонарушителя.
12.4. В зависимости от
достигнутых правонарушителем результатов
условия могут изменяться компетентным
органом в соответствии с положениями,
установленными законом.
13. Режим
обращения
13.1. В рамках конкретной меры, не
связанной с тюремным заключением, в целях
более эффективного удовлетворения
потребностей правонарушителей в
соответствующих случаях должны
разрабатываться различные методы, такие,
как индивидуальная работа, групповая
терапия, программы по месту жительства и
особое обращение с различными категориями
правонарушителей.
13.2. Обращение
обеспечивается профессиональными
работниками, имеющими надлежащую
подготовку и практический опыт.
13.3. При
принятии решения о необходимости
соответствующего обращения прилагаются
усилия для ознакомления с биографией,
личностью, наклонностями, уровнем
умственного развития, системой ценностей и
особенно с обстоятельствами, которые
привели к совершению правонарушения.
13.4. Компетентный орган может привлекать
общественность и системы общественной
поддержки к применению мер, не связанных с
тюремным заключением.
13.5. Число
находящихся на рассмотрении дел по
возможности поддерживается на поддающемся
контролю уровне для обеспечения
эффективного выполнения программ,
связанных с обращением с
правонарушителями.
13.6. Компетентный
орган заводит и ведет дело по каждому
правонарушителю.