РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"ОБ ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА МНОГОСТОРОНЕЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Вместе с <ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕАЛИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И МЕР, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ПРОТОКОЛА К НЕМУ>, "ПЕРЕЧНЕМ ТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ...", "ПЕРЕЧНЕМ ТОВАРОВ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЯЮТСЯ НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, КВОТИРОВАНИЕ)...")(Принято в г. Астане 16.09.2004)
РЕШЕНИЕ
ОБ ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИИ
НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ,
НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ
НА МНОГОСТОРОННЕЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Астана, 16
сентября 2004 года)
В целях повышения
эффективности взаимодействия
государств-участников СНГ в экономической
сфере Совет глав государств Содружества
Независимых Государств
решил:
1.
Принять к сведению Информацию о решении
некоторых вопросов, негативно влияющих на
многостороннее торгово-экономическое
сотрудничество в рамках Содружества
Независимых Государств.
2.
Правительствам государств-участников
Содружества принять меры к завершению
внутригосударственных процедур по
основополагающим соглашениям,
регламентирующим создание и
функционирование зоны свободной
торговли.
3. Экономическому совету СНГ,
Исполнительному комитету СНГ и органам
отраслевого сотрудничества Содружества
сосредоточить усилия на безусловном
выполнении комплекса мер, предусмотренных
Планом реализации важнейших мероприятий,
направленных на развитие и повышение
эффективности взаимодействия
государств-участников СНГ в экономической
сфере в 2003 - 2010 годах, утвержденным Решением
Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003
года.
4. Поручить Экономическому совету
СНГ совместно с Исполнительным комитетом
СНГ:
проанализировать работу органов
отраслевого сотрудничества Содружества в
экономической сфере и подготовить
предложения по существенному повышению
результативности их деятельности;
разработать с учетом международного опыта
предложения по эффективным механизмам
своевременного выполнения принятых
обязательств по подписанным в рамках СНГ
договорам;
провести с участием органов
отраслевого сотрудничества Содружества и с
учетом предложений государств
инвентаризацию существующих
межгосударственных (межправительственных)
программ, выделив при этом приоритетные, и
выработать предложения по источникам их
финансирования;
рассмотреть
возможность создания
информационно-прогностического центра в
целях осуществления на постоянной основе
мониторинга процессов, происходящих в
рамках зоны свободной торговли, и
подготовки аналитической информации о
развитии торгово-экономических отношений
как в государствах-участниках СНГ и
Содружестве в целом, так и в других
региональных экономических
объединениях.
5. Экономическому совету
СНГ совместно с Исполнительным комитетом
СНГ и с учетом предложений
государств-участников Содружества
подготовить соответствующие материалы и
предоставить их на рассмотрение очередного
заседания Совета глав правительств СНГ.
6. Настоящее Решение вступает в силу со дня
подписания.
Совершено в городе Астане 16
сентября 2004 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный
экземпляр хранится в Исполнительном
комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому
государству, подписавшему настоящее
Решение, его заверенную
копию.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ
О
РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, НЕГАТИВНО
ВЛИЯЮЩИХ
НА МНОГОСТОРОННЕЕ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В
РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
I. О ситуации, сложившейся в
СНГ
2003 год для государств Содружества
характеризовался устойчивым экономическим
развитием: его итоги для большинства из них
можно отнести к одним из самых успешных за
весь период экономических преобразований.
Содружество приобрело консолидированную
стратегию наращивания интеграционного
взаимодействия в сфере экономики.
В
среднем по Содружеству валовой внутренний
продукт вырос на 7,2% против 5,3% в 2002 году.
Содружество в Европейском регионе вышло на
самые высокие темпы развития. По данным
Европейского банка реконструкции и
развития, они составили 6,2% против 3,3% в
Центральной Европе и Балтии и 3,9% - в
Юго-Восточной Европе.
Основные
макроэкономические показатели в
Содружестве также демонстрировали лучшую
динамику по сравнению с предыдущим годом.
Промышленное производство выросло на 8%
против 5%; инвестиции в основной капитал - на
15% против 6%; перевозки грузов предприятиями
транспорта - на 6% против 3%.
Лишь в
сельскохозяйственном производстве из-за
неблагоприятных погодных условий
прошлогодние объемы не были достигнуты, и
снижение составило 0,5%. Не увеличились и
темпы роста розничного товарооборота.
Особенно существенно возросли в
Содружестве объемы внешнеторговых
операций, впервые составив, по оценкам
экспертов, около 300 млрд. долл. Причем
опережающими темпами увеличивалась
взаимная торговля в рамках СНГ (28% и 25% - с
другими странами мира), а объемы взаимной
торговли и инвестиций в физическом
выражении достигли докризисного уровня -
соответственно 74 и 92 млрд. долл.
При этом
в бюджеты государств-участников СНГ только
за счет абсолютного прироста взаимного
экспорта (при фактической минимальной
налоговой нагрузке 56%) дополнительно
поступило более 4 млрд. долл. Теперь каждый
процент прироста экспорта дает 170 млн. долл.
против 120 млн. долл. в 2000 году.
В
Содружестве в целом впервые превышен
установленный ООН критерий в 100 долл. для
отнесения стран к числу беднейших.
Среднемесячная заработная плата
работающих составила 149 долл. при
сохранении весьма высокого разброса этого
показателя по отдельным странам.
Динамика роста макроэкономических
показателей наблюдается и в 2004 году. Так, за
шесть месяцев текущего года общий
товарооборот государств Содружества
составил 172,9 млрд. долл., что на 29,8% превысило
объемы соответствующего периода прошлого
года, в том числе объемы взаимной торговли
составили 47,3 млрд. долл. и увеличились
соответственно на 40,6% (без учета данных по
Республике Узбекистан и Туркменистану).
Прогресс в реальной экономике позволяет
Содружеству ставить значительно более
серьезные задачи по развитию совместных
действий в торгово-экономической,
платежно-расчетной,
топливно-энергетической, транспортной,
агропромышленной и других сферах.
Вместе с тем из намеченных для реализации
вопросов по отдельным из них не были
найдены окончательные решения. В частности,
в ряде государств отстает ратификация
подписанных соглашений, а решить вопрос
установления сроков выполнения
внутригосударственных процедур по
наиболее актуальным из них пока не удалось.
Не получилось также принять решение о
предоставлении Исполнительному комитету
СНГ права контроля за выполнением решений
уставных органов СНГ в экономической сфере.
Не достигнуты окончательные
договоренности по устранению еще имеющихся
ограничений во взаимной торговле.
В
Содружестве до сих пор не достигнут
консенсус по использованию балансовых
методов для согласования объемов
производства и сбыта нефти, газа,
электроэнергии, металлопроката, хлопка,
зерна. В результате, в том числе из-за
отсутствия рынка зерна, Содружество
столкнулось с дефицитом пшеницы и
неуправляемым ростом розничных цен на хлеб
после трех лет беспрецедентно высоких в
целом по СНГ урожаев зерновых. Процедура
согласования с государствами Содружества
проекта Программы "Рынок зерна" непомерно
затянулась и ведется с 2000 года. В
соответствии с Решением Экономического
совета СНГ от 25 июня 2004 года этот документ
переименован в "Основные направления
создания и функционирования рынка зерна
СНГ", рассмотрен на заседании Комиссии по
экономическим вопросам при Экономическом
совете СНГ 11 августа 2004 года, вносится на
Экономический совет СНГ.
Создание
эффективно функционирующего общего
аграрного рынка и обеспечение
продовольственной безопасности
государств-участников СНГ продолжает
оставаться одной из насущных задач,
требующих принятия первоочередных мер.
В целях уменьшения отрицательного влияния
этих и других неблагоприятных тенденций на
состояние и развитие национальных экономик
основные усилия органов Содружества в 2003
году были сосредоточены на тех
направлениях экономического
взаимодействия, которые позволяли
государствам Содружества в сжатые сроки
добиться существенных сдвигов. Украиной, в
частности, было предложено посвятить 2003 год
реализации конкретных программ и решению
конкретных задач, а также практическому
выполнению принятых документов.
Рабочей группой, созданной по инициативе
Российской Федерации и Украины, был
подготовлен пакет документов по развитию
взаимодействия государств-участников СНГ в
экономической сфере. Основной документ из
пакета - План реализации важнейших
мероприятий, направленных на развитие и
повышение эффективности взаимодействия
государств-участников Содружества
Независимых Государств в экономической
сфере в 2003 - 2010 годах (далее - План) - был
утвержден Советом глав государств 19
сентября 2003 года в Ялте.
Мероприятия
Плана охватывают меры правового
обеспечения, рационального использования
топливно-энергетических и других ресурсов,
развития транспортных комплексов,
продовольственной безопасности,
технического перевооружения производства,
повышения конкурентоспособности
продукции, совершенствования
платежно-расчетных отношений, вытеснения
криминальной и теневой экономики. В виде
данного Плана Содружество фактически
получило стратегию развития до 2010 года.
Появилась возможность комплексно вести
работу по повышению эффективности
функционирования Содружества, превращению
его в мощное региональное экономическое
объединение. Этому будет способствовать и
усиление работы Исполнительного комитета
СНГ по мониторингу процессов в
экономической сфере.
II. О развитии
нормативно-правовой базы
сотрудничества
В Содружестве
продолжалась работа по упорядочению
нормативно-правовой базы, обеспечивающей в
принципиальном плане сотрудничество его
участников в различных направлениях
интеграционного развития. Фактически с
декабря 1991 года по май 2004 года в рамках СНГ
приняты 1417 документов: из них 83,8% - вступили
в силу со дня подписания, 16,2% -
предусматривают выполнение для этого
необходимых процедур. При этом из 35
документов, нуждающихся в ратификации,
вступили в силу только 77%, а из 194 документов,
по которым нужны внутригосударственные
процедуры, - 90,2%. Следует иметь в виду и то,
что только 7% документов, предусматривающих
ратификацию или выполнение других
необходимых процедур, вступило в силу для
всех 12 государств СНГ.
Приведенные
данные свидетельствуют о том, что процесс
сближения национального законодательства
сдерживается изначально на формальном
этапе, поскольку для разных государств
Содружества вступил в силу не весь массив
принятых в СНГ документов.
Если взять
два основополагающих документа -
Соглашение о создании зоны свободной
торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола к
нему от 2 апреля 1999 года, то результаты
проведенного Исполнительным комитетом СНГ
сопоставительного анализа представленных
государствами-участниками СНГ материалов о
применении норм и правил, предусмотренных
этими документами в национальном
законодательстве, свидетельствуют о
наличии в этой области как положительных
моментов, так и недостатков. Информация о
результатах анализа по состоянию на 1
сентября 2004 года прилагается.
Так,
например, ряд государств-участников СНГ
(Республика Армения, Республика Казахстан,
Республика Молдова, Украина) считают, что
нормы и правила, предусмотренные
указанными документами, соответствуют
национальному законодательству и не
противоречат имевшимся двусторонним
соглашениям между государствами
Содружества о режимах свободной
торговли.
При этом Республика Армения
констатирует, что идеология и положения
этих документов созвучны с ее
внешнеэкономической политикой, а
Республика Молдова отмечает, что ее
внешнеэкономическая деятельность имеет
либеральный характер и не противоречит
международным требованиям и
обязательствам. Украина, напротив, считает,
что эти документы не содержат норм,
которыми регулировались бы
взаимоотношения хозяйствующих субъектов
государств-участников Соглашения, и
поэтому, в частности, в судебной практике
эти международные договоры хозяйственными
судами не применяются.
Анализируя
договорную базу в сфере валютного
регулирования, Украина констатирует, что
присоединение к статье VIII Устава МВФ
большинства государств-участников СНГ
(Республика Армения, Республика Беларусь,
Грузия, Республика Казахстан, Кыргызстан,
Республика Молдова, Российская Федерация,
Республика Таджикистан и Украина) создает
условия для обеспечения действенного
платежно-расчетного механизма для решения
торгово-экономических проблем этими
государствами и считает целесообразным
продолжить работу по разработке проекта
соглашения о либерализации рынка услуг.
Это, по мнению Украины, позволит
осуществлять мониторинг действующего
законодательства государств-участников
СНГ в сфере финансово-банковской
деятельности.
Министерство иностранных
дел Республики Молдова, сообщая о
необходимости сосредоточения деятельности
на магистральных направлениях
сотрудничества, обращает внимание на
проблемы, которые требуют обсуждения и
рассмотрения уставными органами СНГ.
Другие государства сообщают, что к
настоящему времени не все нормы и правила,
предусмотренные упомянутыми Соглашением и
Протоколом, реализованы в их
законодательстве, но это будет сделано уже
в ближайшее время. Например, в Республике
Беларусь это в первую очередь касается норм
о неприменении во взаимной торговле
таможенных пошлин, о порядке применения
косвенных налогов. Однако ряд положений
либо будет прямо прописан в
законодательных актах, либо будут
установлены требования об их
закреплении.
Таким образом, полного
единства в применении норм и правил,
предусмотренных Соглашением о создании
зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года
и Протоколом к нему от 2 апреля 1999 года, в
настоящее время в государствах Содружества
не достигнуто, и в этих целях необходимо
проведение дополнительных координирующих
и обязывающих мер.
III. О некоторых
аспектах деятельности органов
отраслевого сотрудничества и
Межпарламентской Ассамблеи
СНГ
Стимулирующую роль в интеграционных
процессах играют органы отраслевого
сотрудничества СНГ. Участвующие в этих
органах руководители министерств и
ведомств государств крайне заинтересованы
в том, чтобы принятые в сфере их
деятельности документы СНГ
реализовывались единообразно и
согласованно. В большинстве случаев так и
происходит. Члены отраслевых органов
предпринимают все возможные меры к
сближению своих ведомственных нормативных
актов. Подразделения Исполкома СНГ,
выполняющие функции рабочих аппаратов этих
советов, оказывают им организационную и
методологическую помощь. Однако при
принятии решений на общегосударственном
уровне усилия руководителей отраслей
зачастую не учитываются или учитываются не
полностью.
Поэтому не случайно ряд
межгосударственных и межправительственных
органов (советов) Содружества занимается
сопоставительным анализом (в части
решаемых ими задач) в области
законодательства и его гармонизации. Так,
Координационный совет руководителей
налоговых служб государств-участников
Содружества