РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"ОБ ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА МНОГОСТОРОНЕЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Вместе с <ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕАЛИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И МЕР, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ПРОТОКОЛА К НЕМУ>, "ПЕРЕЧНЕМ ТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ...", "ПЕРЕЧНЕМ ТОВАРОВ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЯЮТСЯ НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, КВОТИРОВАНИЕ)...")(Принято в г. Астане 16.09.2004)


РЕШЕНИЕ
ОБ ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ,
НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА МНОГОСТОРОННЕЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Астана, 16 сентября 2004 года)
В целях повышения эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Информацию о решении некоторых вопросов, негативно влияющих на многостороннее торгово-экономическое сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств.
2. Правительствам государств-участников Содружества принять меры к завершению внутригосударственных процедур по основополагающим соглашениям, регламентирующим создание и функционирование зоны свободной торговли.
3. Экономическому совету СНГ, Исполнительному комитету СНГ и органам отраслевого сотрудничества Содружества сосредоточить усилия на безусловном выполнении комплекса мер, предусмотренных Планом реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере в 2003 - 2010 годах, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года.
4. Поручить Экономическому совету СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ:
проанализировать работу органов отраслевого сотрудничества Содружества в экономической сфере и подготовить предложения по существенному повышению результативности их деятельности;
разработать с учетом международного опыта предложения по эффективным механизмам своевременного выполнения принятых обязательств по подписанным в рамках СНГ договорам;
провести с участием органов отраслевого сотрудничества Содружества и с учетом предложений государств инвентаризацию существующих межгосударственных (межправительственных) программ, выделив при этом приоритетные, и выработать предложения по источникам их финансирования;
рассмотреть возможность создания информационно-прогностического центра в целях осуществления на постоянной основе мониторинга процессов, происходящих в рамках зоны свободной торговли, и подготовки аналитической информации о развитии торгово-экономических отношений как в государствах-участниках СНГ и Содружестве в целом, так и в других региональных экономических объединениях.
5. Экономическому совету СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ и с учетом предложений государств-участников Содружества подготовить соответствующие материалы и предоставить их на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ.
6. Настоящее Решение вступает в силу со дня подписания.
Совершено в городе Астане 16 сентября 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)


ИНФОРМАЦИЯ
О РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ
НА МНОГОСТОРОННЕЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
I. О ситуации, сложившейся в СНГ
2003 год для государств Содружества характеризовался устойчивым экономическим развитием: его итоги для большинства из них можно отнести к одним из самых успешных за весь период экономических преобразований. Содружество приобрело консолидированную стратегию наращивания интеграционного взаимодействия в сфере экономики.
В среднем по Содружеству валовой внутренний продукт вырос на 7,2% против 5,3% в 2002 году.
Содружество в Европейском регионе вышло на самые высокие темпы развития. По данным Европейского банка реконструкции и развития, они составили 6,2% против 3,3% в Центральной Европе и Балтии и 3,9% - в Юго-Восточной Европе.
Основные макроэкономические показатели в Содружестве также демонстрировали лучшую динамику по сравнению с предыдущим годом. Промышленное производство выросло на 8% против 5%; инвестиции в основной капитал - на 15% против 6%; перевозки грузов предприятиями транспорта - на 6% против 3%.
Лишь в сельскохозяйственном производстве из-за неблагоприятных погодных условий прошлогодние объемы не были достигнуты, и снижение составило 0,5%. Не увеличились и темпы роста розничного товарооборота.
Особенно существенно возросли в Содружестве объемы внешнеторговых операций, впервые составив, по оценкам экспертов, около 300 млрд. долл. Причем опережающими темпами увеличивалась взаимная торговля в рамках СНГ (28% и 25% - с другими странами мира), а объемы взаимной торговли и инвестиций в физическом выражении достигли докризисного уровня - соответственно 74 и 92 млрд. долл.
При этом в бюджеты государств-участников СНГ только за счет абсолютного прироста взаимного экспорта (при фактической минимальной налоговой нагрузке 56%) дополнительно поступило более 4 млрд. долл. Теперь каждый процент прироста экспорта дает 170 млн. долл. против 120 млн. долл. в 2000 году.
В Содружестве в целом впервые превышен установленный ООН критерий в 100 долл. для отнесения стран к числу беднейших. Среднемесячная заработная плата работающих составила 149 долл. при сохранении весьма высокого разброса этого показателя по отдельным странам.
Динамика роста макроэкономических показателей наблюдается и в 2004 году. Так, за шесть месяцев текущего года общий товарооборот государств Содружества составил 172,9 млрд. долл., что на 29,8% превысило объемы соответствующего периода прошлого года, в том числе объемы взаимной торговли составили 47,3 млрд. долл. и увеличились соответственно на 40,6% (без учета данных по Республике Узбекистан и Туркменистану).
Прогресс в реальной экономике позволяет Содружеству ставить значительно более серьезные задачи по развитию совместных действий в торгово-экономической, платежно-расчетной, топливно-энергетической, транспортной, агропромышленной и других сферах.
Вместе с тем из намеченных для реализации вопросов по отдельным из них не были найдены окончательные решения. В частности, в ряде государств отстает ратификация подписанных соглашений, а решить вопрос установления сроков выполнения внутригосударственных процедур по наиболее актуальным из них пока не удалось. Не получилось также принять решение о предоставлении Исполнительному комитету СНГ права контроля за выполнением решений уставных органов СНГ в экономической сфере. Не достигнуты окончательные договоренности по устранению еще имеющихся ограничений во взаимной торговле.
В Содружестве до сих пор не достигнут консенсус по использованию балансовых методов для согласования объемов производства и сбыта нефти, газа, электроэнергии, металлопроката, хлопка, зерна. В результате, в том числе из-за отсутствия рынка зерна, Содружество столкнулось с дефицитом пшеницы и неуправляемым ростом розничных цен на хлеб после трех лет беспрецедентно высоких в целом по СНГ урожаев зерновых. Процедура согласования с государствами Содружества проекта Программы "Рынок зерна" непомерно затянулась и ведется с 2000 года. В соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 25 июня 2004 года этот документ переименован в "Основные направления создания и функционирования рынка зерна СНГ", рассмотрен на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 11 августа 2004 года, вносится на Экономический совет СНГ.
Создание эффективно функционирующего общего аграрного рынка и обеспечение продовольственной безопасности государств-участников СНГ продолжает оставаться одной из насущных задач, требующих принятия первоочередных мер.
В целях уменьшения отрицательного влияния этих и других неблагоприятных тенденций на состояние и развитие национальных экономик основные усилия органов Содружества в 2003 году были сосредоточены на тех направлениях экономического взаимодействия, которые позволяли государствам Содружества в сжатые сроки добиться существенных сдвигов. Украиной, в частности, было предложено посвятить 2003 год реализации конкретных программ и решению конкретных задач, а также практическому выполнению принятых документов.
Рабочей группой, созданной по инициативе Российской Федерации и Украины, был подготовлен пакет документов по развитию взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере. Основной документ из пакета - План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003 - 2010 годах (далее - План) - был утвержден Советом глав государств 19 сентября 2003 года в Ялте.
Мероприятия Плана охватывают меры правового обеспечения, рационального использования топливно-энергетических и других ресурсов, развития транспортных комплексов, продовольственной безопасности, технического перевооружения производства, повышения конкурентоспособности продукции, совершенствования платежно-расчетных отношений, вытеснения криминальной и теневой экономики. В виде данного Плана Содружество фактически получило стратегию развития до 2010 года.
Появилась возможность комплексно вести работу по повышению эффективности функционирования Содружества, превращению его в мощное региональное экономическое объединение. Этому будет способствовать и усиление работы Исполнительного комитета СНГ по мониторингу процессов в экономической сфере.
II. О развитии нормативно-правовой базы сотрудничества
В Содружестве продолжалась работа по упорядочению нормативно-правовой базы, обеспечивающей в принципиальном плане сотрудничество его участников в различных направлениях интеграционного развития. Фактически с декабря 1991 года по май 2004 года в рамках СНГ приняты 1417 документов: из них 83,8% - вступили в силу со дня подписания, 16,2% - предусматривают выполнение для этого необходимых процедур. При этом из 35 документов, нуждающихся в ратификации, вступили в силу только 77%, а из 194 документов, по которым нужны внутригосударственные процедуры, - 90,2%. Следует иметь в виду и то, что только 7% документов, предусматривающих ратификацию или выполнение других необходимых процедур, вступило в силу для всех 12 государств СНГ.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что процесс сближения национального законодательства сдерживается изначально на формальном этапе, поскольку для разных государств Содружества вступил в силу не весь массив принятых в СНГ документов.
Если взять два основополагающих документа - Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года, то результаты проведенного Исполнительным комитетом СНГ сопоставительного анализа представленных государствами-участниками СНГ материалов о применении норм и правил, предусмотренных этими документами в национальном законодательстве, свидетельствуют о наличии в этой области как положительных моментов, так и недостатков. Информация о результатах анализа по состоянию на 1 сентября 2004 года прилагается.
Так, например, ряд государств-участников СНГ (Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Украина) считают, что нормы и правила, предусмотренные указанными документами, соответствуют национальному законодательству и не противоречат имевшимся двусторонним соглашениям между государствами Содружества о режимах свободной торговли.
При этом Республика Армения констатирует, что идеология и положения этих документов созвучны с ее внешнеэкономической политикой, а Республика Молдова отмечает, что ее внешнеэкономическая деятельность имеет либеральный характер и не противоречит международным требованиям и обязательствам. Украина, напротив, считает, что эти документы не содержат норм, которыми регулировались бы взаимоотношения хозяйствующих субъектов государств-участников Соглашения, и поэтому, в частности, в судебной практике эти международные договоры хозяйственными судами не применяются.
Анализируя договорную базу в сфере валютного регулирования, Украина констатирует, что присоединение к статье VIII Устава МВФ большинства государств-участников СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина) создает условия для обеспечения действенного платежно-расчетного механизма для решения торгово-экономических проблем этими государствами и считает целесообразным продолжить работу по разработке проекта соглашения о либерализации рынка услуг. Это, по мнению Украины, позволит осуществлять мониторинг действующего законодательства государств-участников СНГ в сфере финансово-банковской деятельности.
Министерство иностранных дел Республики Молдова, сообщая о необходимости сосредоточения деятельности на магистральных направлениях сотрудничества, обращает внимание на проблемы, которые требуют обсуждения и рассмотрения уставными органами СНГ.
Другие государства сообщают, что к настоящему времени не все нормы и правила, предусмотренные упомянутыми Соглашением и Протоколом, реализованы в их законодательстве, но это будет сделано уже в ближайшее время. Например, в Республике Беларусь это в первую очередь касается норм о неприменении во взаимной торговле таможенных пошлин, о порядке применения косвенных налогов. Однако ряд положений либо будет прямо прописан в законодательных актах, либо будут установлены требования об их закреплении.
Таким образом, полного единства в применении норм и правил, предусмотренных Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протоколом к нему от 2 апреля 1999 года, в настоящее время в государствах Содружества не достигнуто, и в этих целях необходимо проведение дополнительных координирующих и обязывающих мер.
III. О некоторых аспектах деятельности органов
отраслевого сотрудничества и Межпарламентской Ассамблеи СНГ
Стимулирующую роль в интеграционных процессах играют органы отраслевого сотрудничества СНГ. Участвующие в этих органах руководители министерств и ведомств государств крайне заинтересованы в том, чтобы принятые в сфере их деятельности документы СНГ реализовывались единообразно и согласованно. В большинстве случаев так и происходит. Члены отраслевых органов предпринимают все возможные меры к сближению своих ведомственных нормативных актов. Подразделения Исполкома СНГ, выполняющие функции рабочих аппаратов этих советов, оказывают им организационную и методологическую помощь. Однако при принятии решений на общегосударственном уровне усилия руководителей отраслей зачастую не учитываются или учитываются не полностью.
Поэтому не случайно ряд межгосударственных и межправительственных органов (советов) Содружества занимается сопоставительным анализом (в части решаемых ими задач) в области законодательства и его гармонизации. Так, Координационный совет руководителей налоговых служб государств-участников Содружества

Международное законодательство »
Читайте также