"ДОКУМЕНТ МОСКОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ИЗМЕРЕНИЮ СБСЕ"(Подписан в г. Москве 03.10.1991)
СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И
СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ
ДОКУМЕНТ
МОСКОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
ПО
ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ИЗМЕРЕНИЮ СБСЕ
(Москва, 3
октября 1991 года)
Представители
государств - участников Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе
(СБСЕ) - Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии,
Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирландии,
Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра,
Латвии, Литвы, Лихтенштейна, Люксембурга,
Мальты, Монако, Нидерландов - Европейского
Сообщества, Норвегии, Польши, Португалии,
Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола,
Соединенного Королевства, Соединенных
Штатов Америки, СССР, Турции, Финляндии,
Франции, Чешской и Словацкой Федеративной
Республики, Швейцарии, Швеции, Эстонии и
Югославии - провели Совещание в Москве с 10
сентября по 4 октября 1991 года в соответствии
с относящимися к Конференции по
человеческому измерению СБСЕ положениями,
содержащимися в Итоговом документе Венской
встречи СБСЕ.
Они приветствовали
принятие Латвии, Литвы и Эстонии в качестве
государств - участников, решение о чем было
принято на дополнительной встрече на
уровне министров представителей
государств - участников, созванной в Москве
10 сентября 1991 года по предложению
федерального министра иностранных дел
Федеративной Республики Германия,
председателя Совета СБСЕ до открытия
Московского совещания.
Первое
Совещание Конференции проводилось в Париже
с 30 мая по 23 июня 1989 года. Второе Совещание
проводилось в Копенгагене с 5 по 29 июня 1990
года.
Московское совещание открыл
министр иностранных дел СССР. С
приветственным обращением от имени
принимающей страны выступил Президент
СССР.
Вступительные заявления были
сделаны делегатами государств - участников,
в том числе министрами, заместителями
министров и вице-президентом Комиссии
Европейских Сообществ. Вклад в Совещание
был сделан Генеральным секретарем Совета
Европы.
Государства - участники вновь
заявляют о своей приверженности полному
осуществлению всех принципов и положений
Заключительного акта Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе,
Парижской хартии для новой Европы и других
документов СБСЕ, относящихся к
человеческому измерению, включая, в
частности, Документ Копенгагенского
совещания Конференции по человеческому
измерению СБСЕ, и полны решимости достичь
еще большего прогресса в осуществлении
этих положений, поскольку полное уважение
прав человека и основных свобод и развитие
обществ, основанных на плюралистической
демократии и верховенстве закона, является
необходимым условием для создания
стабильной обстановки прочного мира,
безопасности, справедливости и
сотрудничества в Европе.
В этом
контексте государства - участники
подчеркнули, что в соответствии с
Заключительным актом Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе и
Парижской хартией для новой Европы
равноправие народов и их право на
самоопределение должны уважаться согласно
Уставу Организации Объединенных Наций и
соответствующим нормам международного
права, включая нормы, касающиеся
территориальной целостности государств.
На Московском совещании государства -
участники высказали свои точки зрения по
вопросу выполнения обязательств в области
человеческого измерения. Они выразили
мнение, что после Копенгагенского
совещания наблюдалось дальнейшее
существенное улучшение положения с
выполнением обязательств, содержащихся в
соответствующих положениях документов
СБСЕ. Они также выразили мнение, что,
несмотря на достигнутый значительный
прогресс, по-прежнему существуют серьезные
угрозы для принципов и положений СБСЕ и
происходят их нарушения, что заставляет
трезво оценивать общую обстановку в Европе.
В частности, они выразили сожаление по
поводу актов дискриминации, враждебности и
насилия против лиц или групп по
национальному, этническому или
религиозному признаку. В этой связи
государства - участники выразили мнение,
что для полной реализации своих
обязательств, относящихся к человеческому
измерению, по-прежнему необходимы
неослабные усилия, которым в значительной
мере должны способствовать происшедшие
глубокие политические изменения.
Государства - участники подчеркивают, что
вопросы, касающиеся прав человека, основных
свобод, демократии и верховенства закона,
носят международный характер, поскольку
соблюдение этих прав и свобод составляет
одну из основ международного порядка. Они
категорически и окончательно заявляют, что
обязательства, принятые ими в области
человеческого измерения СБСЕ, являются
вопросами, представляющими
непосредственный и законный интерес для
всех государств - участников и не относятся
к числу исключительно внутренних дел
соответствующего государства. Они заявляют
о своей решимости выполнять все свои
обязательства в области человеческого
измерения и решать мирными средствами,
индивидуально или совместно, любые
связанные с ними вопросы на основе
взаимного уважения и сотрудничества. В этом
контексте они признают, что активное
участие отдельных лиц, групп, организаций и
учреждений исключительно важно для
обеспечения постоянного продвижения в этом
направлении.
Государства - участники
выражают свою коллективную решимость и
далее охранять права человека и основные
свободы и укреплять демократические
достижения на своих территориях. Они также
признают настоятельную необходимость
повысить эффективность СБСЕ при
рассмотрении проблем прав человека,
возникающих на их территориях в настоящий
период, характеризующийся глубокими
преобразованиями в Европе.
С целью
укрепления и расширения Механизма
человеческого измерения, изложенного в
разделе Венского итогового документа,
посвященном человеческому измерению СБСЕ,
а также развития и углубления обязательств,
содержащихся в Документе Копенгагенского
совещания Конференции по человеческому
измерению СБСЕ, государства - участники
принимают следующее:
I
1. Государства -
участники подчеркивают, что Механизм
человеческого измерения, изложенный в
пунктах 1 - 4 посвященного человеческому
измерению СБСЕ раздела Венского итогового
документа, является важным достижением
процесса СБСЕ, доказавшим свою ценность как
средства обеспечения большего уважения
прав человека, основных свобод, демократии
и верховенства закона путем диалога и
сотрудничества, а также содействия решению
конкретных относящихся к этой области
вопросов. В целях дальнейшего улучшения
выполнения обязательств СБСЕ в области
человеческого измерения они постановляют
повысить эффективность этого Механизма, а
также укрепить и расширить его таким
образом, как это изложено в следующих
пунктах.
2. Государства - участники
вносят изменения в пункты 42.1 и 42.2 Документа
Копенгагенского совещания в отношении
того, что они будут давать в возможно
короткий срок, но не позднее чем через
десять дней, письменный ответ на запросы об
информации и представления, с которыми к
ним в письменном виде обратятся другие
государства - участники согласно пункту 1
Механизма человеческого измерения.
Двусторонние встречи, о которых говорится в
пункте 2 Механизма человеческого измерения,
проводятся, по возможности, в кратчайшие
сроки, как правило, в течение недели после
получения запроса.
3. В институте СБСЕ
<*> без задержек будет составлен список
кандидатов, включающий до трех экспертов от
каждого государства - участника. В качестве
экспертов должны выступать известные
специалисты, желательно имеющие опыт в
области человеческого измерения, которые
могли бы беспристрастно выполнять свои
функции.
--------------------------------
<*>
Решение относительно такого института
будет принято Советом.
Эксперты
назначаются на срок от трех до шести лет по
усмотрению назначающего государства, при
этом ни один эксперт не может выполнять
свои функции более двух сроков подряд. В
течение четырех недель после уведомления
институтом СБСЕ о назначении любое
государство - участник может сделать
оговорки в отношении не более чем двух
экспертов, подлежащих назначению другим
государством - участником. В этом случае
назначающее государство может в течение
четырех недель с момента уведомления об
этих оговорках пересмотреть свое решение и
назначить другого эксперта или экспертов;
если же оно подтвердит первоначально
намеченное назначение, то соответствующий
эксперт не может принимать участие в
каких-либо процедурах в отношении
сделавшего оговорку государства без
прямого согласия такого государства.
Использование списка кандидатов
начинается после назначения 45 экспертов.
4. Государство - участник может
воспользоваться помощью миссии СБСЕ в
составе до трех экспертов для рассмотрения
или содействия решению на его территории
вопросов, относящихся к человеческому
измерению СБСЕ. В этом случае государство
выбирает из списка кандидатов
соответствующее лицо или лиц. В миссию
экспертов не могут включаться собственные
граждане или резиденты этого государства -
участника, любые предложенные им в список
кандидатов лица или же более одного
гражданина или резидента любого
конкретного государства.
Приглашающее
государство без задержек информирует
институт СБСЕ об образовании миссии
экспертов, который в свою очередь
уведомляет все государства - участники.
Институты СБСЕ в необходимых случаях также
оказывают такой миссии надлежащую
поддержку.
5. Целью миссии экспертов
является содействие решению конкретного
вопроса или проблемы, относящихся к
человеческому измерению СБСЕ.
Такая
миссия может собирать информацию,
необходимую для выполнения ее задач, и в
надлежащих случаях использовать добрые и
посреднические услуги для содействия
диалогу и сотрудничеству между
заинтересованными сторонами.
Соответствующее государство четко
согласовывает с миссией ее полномочия и
таким образом может возлагать на миссию
экспертов выполнение любых дополнительных
функций, в частности установление фактов и
консультативное обслуживание, в целях
рекомендации путей и средств содействия
соблюдению обязательств СБСЕ.
6.
Приглашающее государство в полной мере
сотрудничает с миссией экспертов и
облегчает ее работу. Оно создает для миссии
все необходимые условия для независимого
осуществления ею своих функций. Оно, в
частности, без задержек предоставляет
миссии для выполнения ею своих задач
возможность въехать на свою территорию,
проводить там обсуждения и свободно
передвигаться по ней, беспрепятственно
встречаться с должностными лицами,
неправительственными организациями и
любыми группами или лицами, от которых она
захочет получить информацию. Миссия может
также конфиденциально получать информацию
от любого лица, группы или организации по
рассматриваемым ею вопросам. Члены такой
миссии соблюдают конфиденциальный
характер своей задачи.
Государства -
участники воздерживаются от любых действий
против лиц, организаций или институтов
из-за их контактов с миссией экспертов или
любой переданной ей открытой информации.
Приглашающее государство выполняет любые
просьбы миссии экспертов относительно
сопровождения ее должностными лицами этого
государства, если миссия сочтет это
необходимым для облегчения своей работы
или обеспечения своей безопасности.
7.
Миссия экспертов как можно скорее
представляет свои соображения
приглашающему государству, желательно в
течение трех недель после образования
миссии. Приглашающее государство
направляет соображения миссии наряду с
изложением любых мер, которые оно приняло
или намеревается принять по этому вопросу,
другим государствам - участникам через
институт СБСЕ не позднее чем через три
недели после представления соображений.
Эти соображения и любые замечания
приглашающего государства могут
обсуждаться Комитетом старших должностных
лиц, который может рассмотреть вопрос о
любых возможных последующих мерах.
Конфиденциальный характер соображений и
замечаний сохраняется до тех пор, пока они
не будут доведены до сведения старших
должностных лиц. До распространения
соображений и любых замечаний, по тому же
вопросу не может быть назначена другая
миссия экспертов.
8. Кроме того, одно или
несколько государств - участников,
осуществившие пункты 1 или 2 Механизма
человеческого измерения, могут запросить
институт СБСЕ выяснить у другого
государства - участника, согласно ли оно
пригласить миссию экспертов для
рассмотрения на своей территории
конкретного четко определенного вопроса,
относящегося к человеческому измерению
СБСЕ. Если другое государство - участник
соглашается пригласить миссию экспертов
для указанной цели, то применяется
процедура, изложенная в пунктах 4 - 7.
9.
Если какое-либо государство - участник
a)
направило запрос в соответствии с пунктом 8
другому государству - участнику и это
государство не образовало миссию экспертов
в течение десяти дней после поступления
запроса или
b) считает, что
рассматриваемый вопрос не был разрешен в
результате направления миссии экспертов,
оно может при поддержке не менее пяти
других государств - участников приступить к
формированию миссии в составе до трех
докладчиков СБСЕ. Такое решение
направляется институту СБСЕ, который без
задержек уведомляет соответствующее
государство, а также все другие государства
- участники.
10. Запрашивающее
государство или государства могут
назначить одного человека из списка
кандидатов для выполнения функции
докладчика СБСЕ. Запрашиваемое государство
может, если оно примет такое решение в
течение шести дней после уведомления
институтом СБСЕ о назначении докладчика,
назначить из списка кандидатов еще одного
докладчика. В этом случае оба назначенных
докладчика, которые не могут быть
гражданами или резидентами любого из
соответствующих государств, а также лицами,
предложенными этими государствами в список
кандидатов, по общему согласию без задержек
назначают из списка кандидатов третьего
докладчика. Если в течение восьми дней они
не достигнут согласия, третий докладчик,
который не может быть гражданином или
резидентом любого из соответствующих
государств или предложенным ими в список
кандидатов лицом, назначается из списка
кандидатов высшим должностным лицом органа
СБСЕ, назначенного Советом.
Положения
второй части пункта 4 и всего пункта 6
применяются также к миссии докладчиков.
11. Докладчик(и) СБСЕ устанавливают факты,
составляют по ним доклад и могут давать
рекомендации относительно возможных
решений поднятого вопроса. Доклад
докладчика (докладчиков), содержащий
изложение фактов, предложения или
рекомендации, представляется
соответствующему государству - участнику
или соответствующим государствам -
участникам и, если все соответствующие
государства не договорятся об ином,
институту СБСЕ не позднее чем через три
недели после назначения последнего
докладчика. Запрашиваемое государство
представляет институту СБСЕ любые
соображения по докладу, если все
соответствующие государства не
договорятся об ином, не позднее чем через
три недели после его представления.
Институт СБСЕ без задержек направляет
доклад, а также любые соображения
запрашиваемого или любого другого
государства - участника