"СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ"(Принята в г. Пекине 14.10.2004)
СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ
(Пекин, 14 октября 2004 года)
По
приглашению Председателя Китайской
Народной Республики Ху Цзиньтао Президент
Российской Федерации В.В. Путин 14 - 16 октября
2004 года посетил Китайскую Народную
Республику с официальным визитом.
Руководители обеих стран, придавая особое
значение 55-летию установления
дипломатических отношений между двумя
государствами, которое отмечается в этом
году, глубоко и всесторонне обсудили
нынешнее состояние и перспективы развития
российско-китайских отношений, отметив, что
вне зависимости от любых изменений
международной обстановки курс на
углубление российско-китайских отношений
стратегического взаимодействия и
партнерства является приоритетным
направлением внешней политики двух стран.
Это отвечает фундаментальным интересам
обоих государств и народов двух стран,
способствует поддержанию мира и
стабильности, а также экономическому
развитию в регионе и во всем мире.
Руководствуясь искренним стремлением
продолжить движение по пути наращивания и
углубления российско-китайских связей и
контактов во всех сферах взаимодействия,
открыть новые перспективы их развития,
главы двух государств заявляют о
следующем.
I
За последние 10 лет своего
развития российско-китайские отношения
вышли на небывало высокий уровень.
Важнейшей вехой на этом пути стал Договор о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве
между Российской Федерацией и Китайской
Народной Республикой от 16 июля 2001 года -
программный документ, определивший
развитие российско-китайских отношений.
Стороны будут верны духу и принципам,
определенным в Договоре, продолжат
предпринимать необходимые усилия для
всестороннего претворения Договора в жизнь
и реализации всех достигнутых Сторонами
соглашений о сотрудничестве, а также
непрерывного наполнения новым содержанием
российско-китайских отношений
стратегического взаимодействия и
партнерства.
Стороны подчеркнули, что
укрепление политического взаимодоверия,
углубление экономического сотрудничества,
расширение гуманитарных и общественных
связей, а также тесная координация и
сотрудничество в международных делах
являются важным содержанием
российско-китайских отношений
стратегического взаимодействия и
партнерства.
Стороны утвердили План
действий по реализации положений Договора
о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве
между Российской Федерацией и Китайской
Народной Республикой на 2005 - 2008 годы.
Стороны полагают, что в ближайшие несколько
лет данный документ будет иметь важное
практическое значение для реализации
Договора, углубления и расширения
сотрудничества во всех областях, а также
для дальнейшего развития
российско-китайских отношений
стратегического взаимодействия и
партнерства.
Стороны достигли
договоренности об объявлении 2006 года Годом
России в Китае, а 2007 года - Годом Китая в
России.
Стороны подтвердили готовность
оказывать взаимную поддержку в важнейших
вопросах, касающихся государственного
единства, суверенитета и территориальной
целостности. Российская Сторона
подтвердила, что будет и впредь
придерживаться своей принципиальной
позиции по проблемам Тайваня и Тибета,
закрепленной в Договоре о добрососедстве,
дружбе и сотрудничестве между Российской
Федерацией и Китайской Народной
Республикой от 16 июля 2001 года и
двусторонних политических документах.
Российская Сторона признает, что в мире
существует только один Китай.
Правительство Китайской Народной
Республики является единственным законным
правительством, представляющим весь Китай,
а Тайвань является неотъемлемой частью
Китая. Российская Сторона выступает против
независимости Тайваня в какой бы то ни было
форме, подтверждает, что она поддерживает
неприятие Китайской Народной Республикой
"двух Китаев", "одного Китая, одного Тайваня",
выступает против принятия Тайваня в ООН и
другие международные организации, членами
которых являются лишь суверенные
государства, не намерена поставлять
вооружения Тайваню. Российская Сторона
признает Тибет в качестве неотъемлемой
части Китая. Китайская Сторона
поддерживает все усилия Российской Стороны
по защите государственного единства и
борьбе с террористическими и
сепаратистскими силами в Чечне.
Стороны
отметили, что обмен визитами глав
государств, парламентов и правительств
двух стран, а также проведение заседаний
подкомиссий в рамках механизма регулярных
встреч глав правительств сформировали
базовую схему взаимодействия между двумя
странами. Это способствует своевременной
координации позиций и тесному
сотрудничеству Сторон по важным
двусторонним и международным вопросам,
помогает давать ответы на вызовы
современности. Россия и Китай намерены
прилагать усилия к развитию и
совершенствованию всех механизмов,
призванных обеспечить бесперебойное
функционирование российско-китайского
сотрудничества в политической,
экономической, научно-технической,
гуманитарной и международной областях.
Стороны считают, что скорейший запуск
механизма консультаций на высоком уровне
по вопросам безопасности имеет важное
значение.
Стороны отмечают, что
достигнутые договоренности по вопросу о
прохождении линии российско-китайской
государственной границы на двух ее
остававшихся несогласованными участках
являются сбалансированным и оптимальным
вариантом, при котором в политическом
выигрыше находятся обе Стороны. Это
означает, что подписание Дополнительного
соглашения о российско-китайской
государственной границе на ее Восточной
части, а также два ранее подписанных
соглашения о государственной границе
определили прохождение линии
российско-китайской границы на всем ее
протяжении (более 4300 километров). Таким
итогом следует дорожить, и он заслуживает
всяческого одобрения и признания. Решение
пограничного вопроса между Россией и
Китаем является залогом передаваемых из
поколения в поколение дружбы,
добрососедства и сотрудничества между
народами двух стран, важным вкладом в
обеспечение безопасности и стабильности в
Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем
мире. Такое решение является успешным
примером разрешения пограничных споров для
всех государств мира. Российско-Китайские
соглашения о государственной границе, а
также другие договоренности, связанные с
государственной границей, открывают двум
Сторонам дополнительные возможности для
осуществления совместных действий
приграничных регионов обеих стран в таких
конкретных областях, как защита окружающей
среды и рациональное использование
природных ресурсов, судоходство,
хозяйственное сотрудничество, обеспечение
безопасности и стабильности в районе
границы, что будет способствовать
обогащению содержания российско-китайских
отношений стратегического взаимодействия
и партнерства. Опыт Сторон показал, что
именно мирный диалог, справедливость и
равенство, равноправные консультации,
взаимное понимание и взаимная
уступчивость, сбалансированность
интересов обеих стран является правильным
и эффективным путем разрешения таких
сложных и чувствительных вопросов, как
пограничные.
В информационный банк
включены Соглашение между СССР и Китайской
Народной Республикой о советско-китайской
государственной границе на ее Восточной
части от 16.05.1991 и Соглашение между
Российской Федерацией и Китайской Народной
Республикой о российско-китайской
государственной границе на ее Западной
части от 03.09.1994. Стороны подчеркнули, что
всестороннее углубление
российско-китайского
торгово-экономического сотрудничества,
включая энергетическое и инвестиционное,
является важным фактором укрепления и
развития российско-китайских отношений
стратегического взаимодействия и
партнерства. В развитии
торгово-экономического сотрудничества
отмечается положительная динамика, и
достижение цели увеличения к концу
текущего года объема двустороннего
товарооборота до 20 млрд. долларов является
вполне осуществимым. Однако потенциал
двустороннего экономического
сотрудничества этим далеко не
исчерпывается. Стороны намерены
предпринять эффективные совместные меры и
разработать планы всестороннего
сотрудничества на среднесрочную и
долгосрочную перспективу с целью
совершенствования структуры двусторонней
торговли, расширения торговли
машинотехнической и электронной
продукцией, оптимизации форм и методов
торгово-экономического и инвестиционного
сотрудничества, делая упор на реализации
крупных совместных проектов в различных
областях. Стороны будут стимулировать
сотрудничество в энергетической сфере с
целью достижения на данном направлении
реального прогресса, расширять
сотрудничество в сфере мирного
использования атомной энергии, укреплять
научно-техническое сотрудничество в таких
приоритетных отраслях как космос,
энергетика, включая атомную, новые
материалы, химическая промышленность,
биотехнологии, информационные технологии и
связь.
Стороны считают, что создание
ассоциаций предпринимателей России и Китая
имеет важное значение для продвижения
российско-китайского
торгово-экономического сотрудничества и
приветствуют проведение в Пекине под
эгидой Российско-Китайского комитета
дружбы, мира и развития первого заседания
Российско-Китайского делового совета.
Китайская Сторона решительно поддерживает
скорейшее присоединение России к Всемирной
торговой организации. Благодаря усилиям
Сторон успешно завершились
российско-китайские переговоры о доступе
на рынки двух стран при присоединении
России к ВТО, подписаны соответствующие
документы, заявлено о признании друг друга
в качестве стран с полностью рыночной
экономикой. Стороны полагают, что это
является важным воплощением
российско-китайских отношений
стратегического взаимодействия и
партнерства, и выражают желание после
присоединения России к ВТО укреплять
сотрудничество в рамках данной организации
на основе принципов взаимного уважения,
равенства и взаимной выгоды.
II
Стороны
провели обстоятельный обзор имеющихся
возможностей и преимуществ ООН в
разрешении важнейших международных и
региональных вопросов и выступают в
поддержку многосторонних подходов,
развития и усиления роли ООН и Совета
Безопасности ООН. Стороны убеждены в
безальтернативности ведущей роли ООН в
таких областях, как обеспечение мира и
стабильности во всем мире, эффективное
противодействие новым вызовам и угрозам,
обеспечение справедливого и рационального
миропорядка, равноправного развития всех
государств. Стороны подчеркнули, что
закрепленные в Уставе ООН дух и принципы
остаются базовыми, которым необходимо
следовать в международных делах.
Стороны считают необходимым разрешать
международные споры и кризисные ситуации
под эгидой ООН на основе общепризнанных
принципов международного права. Любые
действия по принуждению подлежат
утверждению Советом Безопасности ООН и
должны осуществляться под его надлежащим
контролем.
Стороны признают
необходимость проведения соответствующей
реформы Совета Безопасности ООН, с тем
чтобы укрепить его способность реагировать
на вызовы и угрозы, придать ему больше
представительности и повысить
эффективность его работы.
Стороны
выразили готовность совместно с другими
странами прилагать неустанные усилия по
строительству развивающегося и
гармоничного мира, формированию нового
справедливого, рационального
международного политического и
экономического миропорядка.
III
Стороны
обсудили состояние и перспективы борьбы с
международным терроризмом, признали
серьезную опасность терроризма,
сепаратизма и экстремизма для безопасности
суверенных государств для мира и
стабильности во всем мире, выразили
готовность к налаживанию всеобъемлющего
сотрудничества на двусторонней и
многосторонней основе в рамках
соответствующих региональных организаций
и международных структур. Стороны считают,
что мировое сообщество должно объединиться
в решительной и бескомпромиссной борьбе с
терроризмом во всех его проявлениях.
Стороны выступают за укрепление
глобального антитеррористического
сотрудничества на платформе ООН и
выработку комплексной стратегии борьбы с
терроризмом. Стороны подчеркивают, что в
полной мере выполнить эту задачу можно лишь
под эгидой ООН, на основе международного
права, в соответствии с резолюциями Совета
Безопасности ООН, а также в тесном
сотрудничестве с главным координирующим
центром - Контртеррористическим комитетом
Совета Безопасности ООН. Стороны будут
способствовать продолжению
конструктивного сотрудничества Шанхайской
организации сотрудничества (ШОС) с
указанным Комитетом в вопросах
антитеррора.
Стороны полагают, что в
борьбе с терроризмом не может быть "двойных
стандартов". Положить конец международному
терроризму можно только общими усилиями
всех государств. Не должны уходить от
ответственности ни исполнители терактов,
ни их вдохновители и спонсоры, прямые или
косвенные. Стороны отмечают, что
питательной средой для терроризма являются
бедность, отсталость, социальная
несправедливость, идеология экстремизма,
конфликты и войны.
Стороны
подтверждают, что террористы и сепаратисты
Чечни и "Восточного Туркестана" являются
составной частью международного
терроризма. Они должны стать объектом
совместной антитеррористической борьбы
международного сообщества. Обе Стороны в
этой связи готовы на двусторонней и
многосторонней основе предпринимать
целенаправленные и необходимые
практические шаги. В Китае с пониманием
относятся и решительно поддерживают все
действия, предпринимаемые Россией для
восстановления конституционного порядка в
Чеченской Республике, борьбы с терроризмом.
Россия решительно поддерживает все меры,
предпринимаемые Китаем в целях борьбы с
террористами и сепаратистами "Восточного
Туркестана" и устранения угрозы
терроризма.
IV
Российско-китайские
отношения стратегического взаимодействия
и партнерства, взаимодействие России и
Китая в ООН, ШОС и других международных
организациях вносят значительный вклад в
укрепление международного мира и
безопасности. Построение справедливого и
рационального, равноправного и
взаимовыгодного, взаимоуважительного мира
находит свое отражение в деятельности
такой представительной международной
региональной организации, как ШОС.
Стороны считают, что цели и принципы ШОС
соответствуют современным тенденциям
развития и реалиям региона.
Функционирование этой организации
способствует укреплению региональной
безопасности и стабильности, стимулирует
совместное развитие государств этого
региона. Развитие ШОС является
приоритетным направлением внешней
политики России и Китая. Стороны
рассматривают ШОС в качестве важнейшего
инструмента утверждения на евразийском
континенте, прежде всего в Центральной
Азии, мира, безопасности и сотрудничества -
основных факторов будущего строительства
многополярного миропорядка, основанного на
международном праве.
V
Стороны
подтверждают совместную приверженность
усилиям по предотвращению размещения в
космическом пространстве оружия любого
вида и призывают другие страны поддержать
российско-китайскую инициативу по
проведению переговоров с целью достижения
соответствующей международно-правовой
договоренности.
Стороны подчеркивают,
что распространение