Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2009 по делу n А70-5162/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 ноября 2009 года

                                                       Дело №   А70-5162/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  27 октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 ноября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Рябухиной Н.А.

судей  Рожкова Д.Г., Семеновой Т.П.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Бобковой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6993/2009) Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13 августа 2009 года по делу №  А70-5162/2009 (судья Макаров С.Л.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма КРиММ» к Департаменту лесного комплекса Тюменской области о расторжении договора и встречному иску Департамента лесного комплекса Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма КРиММ» о взыскании долга по арендной плате и неустойки,

при участии в судебном заседании представителей: 

от ООО «Агрофирма КРиММ» – представитель Куклин А.А. по доверенности № 37-05.2009, представитель Диев Н.В. по доверенности № 45-06.2009,

от Департамента лесного комплекса Тюменской области – представитель Камальдинов Р.Т. по доверенности  № 54 от 01.10.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма КРиММ» (далее - ООО «Агрофирма КРиММ») 26.05.2009 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту лесного комплекса Тюменской области о расторжении договоров аренды лесного участка от 06.03.2008 № 36/др и № 37/др и установлении распределения расходов между сторонами следующим образом: истец не уплачивает арендную плату за срок с 1 января 2009 года до вступления в силу решения суда, а ответчик не компенсирует истцу расходы по устройству объектов лесной инфраструктуры, охране и улучшению лесов, разработке проекта по использованию лесов.

Исковые требования мотивированы существенным изменением обстоятельств и обнаружения в ходе подготовки проекта освоения лесов эксплуатационных свойств лесных участков, которые не были оговорены в извещении об аукционе.

Департамент лесного комплекса Тюменской области 17.06.2009 обратился к ООО «Агрофирма КРиММ» со встречным иском о взыскании 10 462 214 руб. 29 коп. долга и неустойки по договору № 36/др от 10.06.2008, 9 275 190 руб. 76 коп. долга и неустойки по договору № 37/др от 10.06.2008.

 Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.08.2009 по делу №  А70-5162/2009 в удовлетворении  первоначального и  встречного исков отказано.

В обоснование решения суд указал, что договоры аренды лесного участка от 06.03.2008 № 36/др, № 37/др являются незаключенными в связи с фактическим отсутствием в них существенного условия - соглашения о размере арендной платы и объёме рубок лесных насаждений с подразделением по породам и качественным характеристикам. В связи с чем требования ООО «Агрофирма КРиММ» о расторжении этих договоров и основываемые на них требования Департамент лесного комплекса Тюменской области о взыскании долга по арендной плате и неустойки не подлежат удовлетворению.

Возражая против принятого судом решения, Департамент лесного комплекса Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права.

ООО «Агрофирма КРиММ» в письменном отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента лесного комплекса Тюменской области доводы апелляционной жалобы поддержал,

  Представители ООО «Агрофирма КРиММ» высказались согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу, просят оставить решение суда без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считают договоры аренды не заключенными.  

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение  суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.03.2008 по результатам аукционов, оформленных протоколами № 1/20-ар и № 1/21-ар от 28.02.2008, между ООО «Агрофирма КРиММ» (арендатор) и Департаментом лесного комплекса Тюменской области (арендодатель) подписаны договор аренды № 36/др лесного участка площадью 5830га, являющегося частью лесного участка с кадастровым номером 72:19:00 00 000:0271 в Буньковском лесничестве Упоровского лесхоза, номера кварталов 1-3, 43-55, с целью заготовки древесины,  а также договор аренды № 37/др лесного участка площадью 6688га, являющегося частью лесного участка с кадастровым номером 72:19:00 00 000:0271 в Суерском лесничестве Упоровского лесхоза, номера кварталов 1,2,6,8,10,11,14,15, 19-25, с целью заготовки древесины.

В пунктах 7.1 договоров срок их действия предусмотрен до 31.12.2056.

Пунктами 2.1 договоров установлено, что арендная плата состоит из двух составных частей, каждая из которых рассчитывается на основании материалов отвода и таксации лесосек следующим образом: первая составная часть арендной платы определяется как произведение установленного ежегодного объема заготовки древесины при проведении сплошных и выборочных рубок в спелых и перестойных насаждениях, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего коэффициента 20 (в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2008 к договору № 36/др от 06.03.2008) и 24,5 (по договору № 37/др от 06.03.2008), установленных по результатам аукционов (пункты 2.1.1); вторая составная часть арендной платы определяется как произведение фактического объема заготовки древесины при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизведению лесов (в том числе рубок ухода за лесом и санитарных рубок) и ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (пункт 2.1.2).

В пунктах 2.3 договоров указано, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых Правительством РФ в соответствии со статьей 73 Лесного Кодекса РФ.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем его существенным условиям в требуемых в подлежащих случаях форме. Существенными являются условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а так же все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 5 статьи 74 Лесного кодекса РФ, порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктами 7, 8 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 324, установлено, что договор аренды лесного участка должен содержать следующие существенные условия: а) сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер, кадастровая карта (план), которая прилагается к договору как неотъемлемая часть, либо номер учетной записи в государственном лесном реестре и план лесного участка, заверенный органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (в случае предоставления до 1 января 2010 г. лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета); б) срок договора; в) виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; г) размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы; д) объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов. В договоре также указываются следующие условия: а) права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов; б) ответственность за нарушение условий договора, в том числе неустойки (штрафы, пени); в) основания и порядок расторжения и изменения договора; г) сведения об обременении, ограничении использования лесного участка; д) иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации (указываются по усмотрению сторон).

Согласно пункту 9 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.

Таким образом, размер арендной платы за пользование лесным участком и объем рубок лесных насаждений отнесены к числу существенных условий договора.

Статьей 73 Лесного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2). При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 установлено, что для Тюменского лесотаксового района ставка платы в рублях за 1 плотный куб.м. сосновой породы лесных насаждений для 4-го разряда такс составляет: при расстоянии вывозки 40,1 – 60 километр: 71,64 руб. за 1 куб.м для крупной древесины, 50,76 руб. за 1 куб.м  для средней древесины, 26,1 руб. за 1 куб.м для мелкой древесины, 2,34 руб. за 1 куб.м для дровяной древесины. Для березовой породы лесных насаждений для 4-го разряда такс составляет: при расстоянии вывозки 40,1 – 60 километр: 36 руб. за 1 куб.м для крупной древесины, 26,1 руб. за 1 куб.м для средней древесины, 12,42 руб. за 1 куб.м для мелкой древесины, 2,34 руб. за 1 куб.м для дровяной древесины.

Таким образом, ставка платы за единицу объема лесных ресурсов поставлена в зависимость не только от породы лесных насаждений (сосна, береза и т.п.), но и от величины заготавливаемой древесины (крупная, средняя, мелкая или дровяная). При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что условия об объемах заготовки древесины должны быть указаны в договоре не только как упоминание об общем объеме заготовки вида древесины, но и в объемах по их величинным характеристикам (сколько крупной, средней, мелкой и дровяной заготавливаемой древесины) и по породе леса, подлежащего к заготовке.

Пунктами 2.1.1 договоров № 36/др и № 37/др первая составляющая часть арендной платы должна определяться как произведение установленного ежегодного объема заготовки древесины при проведении сплошных и выборочных рубок в спелых и перестойных насаждениях, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего коэффициента, установленного по результатам аукциона. Следовательно, одной из переменных составляющих арендной платы является произведение ежегодного объема древесины и ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.

При этом в приложениях № 3 (л.д. 24, 36 т. 1) к договорам № 36/др и № 37/др указаны лишь общие ежегодные объемы заготовки: 7,5 тыс. куб.м для хвойных, 12 тыс. куб.м для лиственных пород (в договоре № 36/д), и 5,7 тыс. куб.м для хвойных, 12,7 тыс. куб.м для лиственных пород (в договоре № 37/д). Указаний на количество крупной, средней, мелкой или дровяной древесины в договорах не имеется. Также отсутствуют указания на конкретные породы хвойной и лиственной древесины, подлежащей заготовке, в то время как из актов приема - передачи участков (л.д. 27, 39 т. 1) следует, что помимо сосны и березы на участках по договору № 36/д имеется также осина, а на участках по договору № 37/д - сосна, ель, береза, осина и другие породы.

Указанные недостатки договоров № 36/др и № 37/др фактически лишают возможности точно исчислить первую составляющую арендную платы за пользование лесными участками и означают  недостижение сторонами соглашения о размерах арендной платы.

Довод апелляционной жалобы о том, что натурное обследование качественных характеристик лесных насаждений может быть проведено лишь при проведении таксации лесосек после заключения договора аренды, отклоняется.

Из лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом МПР РФ от 06.02.2008 № 31, следует, что проведение лесотаксационных выделов осуществляется при проектировании лесных участков (пункт 177).

По результатам таксации лесов составляются: таксационные описания, картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам) (пункт 178).

Таксационные описания лесных кварталов, лесотаксационных выделов, схемы и планы лесных насаждений отражаются в разделе I государственного лесного реестра (форма государственного лесного реестра утверждена Приказом МПР РФ от 20.07.2007 № 187).

Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках (пункт 1 Положения о ведении государственного лесного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 № 318).

Ведение реестра

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2009 по делу n А70-6094/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также