Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2009 по делу n А46-12522/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 ноября 2009 года

                                              Дело №   А46-12522/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  03 ноября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 ноября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Золотовой Л.А.,

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7250/2009) открытого акционерного общества «Омскпроект» на решение Арбитражного суда Омской области от 03.09.2009 по делу №  А46-12522/2009 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Омскпроект» к Главному Управлению по земельным ресурсам Омской области о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей: 

от  открытого акционерного общества «Омскпроект»  – Голикова Н.А. по доверенности от 28.05.2009, действительной 3 года (паспорт 9400 073373 выдан Завьяловским РОВД Удмуртской респ. 04.07.2000);

от  Главного Управления по земельным ресурсам Омской области – Клостер Д.Е. по доверенности от 10.08.2009 № 06/6430, действительной до 31.12.2009 (удостоверение № 29 выдано 17.10.2006);

установил:

 

открытое акционерное общество «Омскпроект» (далее – ОАО «Омскпроект», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее – ГУЗР Омской области) о признании незаконным отказа ГУЗР Омской области в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Омск, Центральный административный округу, ул. Фрунзе, д. 54, кадастровый номер 55:36:04 01 16:2066, общей площадью 305 кв.м., и обязании заинтересованного лица подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка.

Решением по делу №А46-12522/2008 от 03.09.2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных ОАО «Омскпроект» требований в полном объеме.

Принимая решение, суд первой инстанции указал, что поскольку право собственности на спорный земельный участок было реализовано ранее, у Главного управления по земельным ресурсам Омской области отсутствовали полномочия по распоряжению данным земельным участком, вышедшим из обладания Российской Федерации, в связи с чем отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого участка законен.

В апелляционной жалобе ОАО «Омскпроект» просит отменить Решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2009 по делу №А46-24577/2008, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требования, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в Решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.

По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно не был принят во внимание при вынесении обжалуемого решения тот факт, что границы фактического землепользования ОАО «Омскпроект» были установлены решением Арбитражного суда Омской области по делу № 3-123/05 от 06.09.2005 применительно к наличию у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования.

В отзыве на апелляционную жалобу и устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУЗР Омской области отклонил доводы подателя жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ОАО «Омскпроект»  зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.1993 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г.Омска, о чем инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г.Омска 17.07.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025500733158.

ОАО «Омскпроект» является собственником нежилых помещений, общей площадью 5816,6 кв.м., находящихся в административном здании общей площадью 13476,90 кв.м., расположенном по адресу: г.Омск, ул. Фрунзе, д. 54, 1 очередь, 2 очередь (свидетельство о государственной регистрации права серии АА № 080772 от 17.04.2000).

В порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации 21.05.2008 ОАО «Омскпроект» обратилось в ГУЗР по Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Письмом № 04-01/5961 от 04.06.2008 ГУЗР по Омской области предложило заявителю для разрешения его ходатайства предоставить кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, что было впоследствии исполнено заявителем.

ГУЗР по Омской области письмом, датированным 15.05.2009, отказало в принятии решения в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на принадлежность ОАО «Омскпроект» на праве собственности земельного участка номер 55:36:04 01 02:0028 как обстоятельство, свидетельствующее о реализации данного права.

Считая, что действие ГУЗР по Омской области по отказу в предоставлении земельного участка нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО «Омскпроект» обратилось в обратился в Арбитражный суд Омской области.

03.09.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 указанной статьи при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

Таким образом, для признания действий незаконными необходима совокупность одновременно двух условий: наличие законодательно установленной обязанности, неисполненной или исполненной ненадлежащим образом и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Между тем, доказательств нарушения Главным управлением по земельным ресурсам Омской области действующего законодательства и наличия каких-либо нарушенных прав и законных интересов заявителя, явившихся непосредственным результатом оспариваемых действия указанного органа, суду не представлено и в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, по убеждению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ОАО «Омскпроект».

В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как предписывает пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно статьям 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок как объект недвижимости, подлежащий государственному учету, при осуществлении такового должен иметь описание местоположения и указания на площадь, при постановке земельного участка на учет последнему присваивается не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, именуемый кадастровым номером.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд первой инстанции, по убеждению Восьмого арбитражного апелляционного суда, пришел к обоснованному выводу о том, что положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению в случае обращения юридических лиц – собственников недвижимого имущества с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных под данной недвижимостью.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 66:36:04 01 16:2066, площадью 2489 кв.м., был поставлен на кадастровый учет 10.02.2009. Ранее данный земельный участок имел номера 55:36:04 01 16:3 и 55:36:04 01:0028, площадь его составляла 2184 кв.м., и согласно свидетельства о государственной регистрации серии 55 АВ № 223818 от 28.07.2006 на него за ОАО «Омскпроект» зарегистрировано право собственности.

Данный факт не опровергнут ОАО «Омскпроект» ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 66:36:04 01 16:2066, общей площадью 2489,17 кв.м., состоит из 2184 кв.м., принадлежащих заявителю на праве собственности, и 305 кв.м., незаконность отказа в предоставлении которых из государственной собственности оспаривается заявителем в суде.

Земельный участок, поставленный на кадастровый учет, является неделимым объектом недвижимости. Предоставление в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка из земель государственной собственности предполагает, что данный земельный участок с содержащимися в государственном кадастре сведениями о его местоположении и площади, находится в распоряжении уполномоченного органа.

ГУЗР Омской области как уполномоченный от имени субъекта Российской Федерации орган по распоряжению земельными участками вправе принять решение о предоставлении юридическому лицу в собственность земельного участка, находящегося в таковой у государства.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что ГУЗР Омской области не вправе в сложившейся ситуации предоставить в собственность земельный участок с указанием площади меньшей, чем соответствует данным кадастра, исключая из нее площади, которые вышли из обладания Российской Федерации ранее.

Земельный участок, имеющий кадастровый номер 55:36:04 01 16:2066, площадью 2489 кв.м., в состав которого входит 2184 кв.м. площади, находящейся в частной собственности, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен быть не может в силу отсутствия у ГУЗР Омской области полномочий по его распоряжению.

Не может служить

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2009 по делу n А70-5069/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также