Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2009 по делу n А46-14251/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                 

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 октября 2009 года

                               Дело №   А46-14251/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  21 октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 октября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7067/2009) общества с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "ОША" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2009 по делу № А46-14251/2009 (судья Солодкевич И.М.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "ОША" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области

3-е лицо  Правительство Омской области, Администрация города Омска, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата"

о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Правительства Омской области – Фетисова В.В. (удостоверение № 295 выдано 15.06.2006, доверенность № исх-09/пп-517/01 от 27.05.2009 сроком на 3 года);

от Администрации города Омска – Окишева К.В. (удостоверение № 634 выдано 27.12.2005 действительно до 15.04.2010, доверенность № 02-24/2006 от 02.04.2009 сроком  действия на 1год);

от Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

Решением от 19.08.2009 по делу № А46-14251/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных требований ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД «ОША» (далее – ООО «ЛВЗ «ОША») к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – Управление Роснедвижимости оп Омской области) о признании действий по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 06:0460 (г. Омск, ул. 22 Партсъезда, д. 51) в размере 185528934руб., земельного участка с кадастровым номером 55:36: 17 01 16:0060 (г. Омск, ул. 8-я Балтийская, д. 66) в размере 94149385руб., земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 12:0040 (г. Омск, ул. 22 Партсъезда, д. 100) в размере 115090892руб. 80коп., земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 12:0058 (г. Омск, ул. 22 Партсъезда, д. 101) в размере 113018880руб., совершённых 01.01.2008, незаконными как несоответствующих Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 1 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», постановлению Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правилам проведения государственной оценки земель, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённому приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 215 и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указа на пропуск заявителем срока предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с недоказанностью обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя апелляционной жалобы, Обществом не был пропущен срок на обращение в суд, поскольку о нарушении его прав и законных интересов обжалуемыми действиями по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка узнало с 01.06.2009 (момент вступления в силу постановления ФАС ЗСО по делу № А46-19775/2008).

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие ООО «ЛВЗ «ОША», Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата», надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.

Представитель Администрации города Омска с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представитель Правительства Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы установил следующие обстоятельства.

ООО «ЛВЗ «ОША» является правообладателем в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 06:0460, 55:36: 17 01 16:0060, 55:36:04 01 12:0040 и 55:36:04 01 12:0058.

27.12.2007 заинтересованным лицом со ссылкой на постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в государственный земельный кадастр внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков 55:36:04 01 06:0460, 55:36: 17 01 16:0060, а 22.02.2008 в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утверждёнными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 222, включены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 12:0040 и 55:36:04 01 12:0058.

В отношении этих земельных участков, признаваемых объектом обложения земельным налогом, общество исчисляло земельный налог исходя из кадастровой стоимости, установленной указом Губернатора Омской области от 19 июня 2006 года № 110, однако, при проведении камеральной налоговой проверки расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, представленного заявителем в налоговый орган по месту налогового учёта, его действия решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, налоговый орган, инспекция) от 22.08.2008 № 268 сочтены неправомерными, поскольку по сведениям, полученным от Управления Роснедвижимости по Омской области из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость перечисленных земельных участков более высока.

Этот ненормативный правовой акт инспекции оспорен ООО «ЛВЗ «ОША», предъявившим 02.10.2008 соответствующее заявление. Решением Арбитражного суда Омской области, вынесенным 22.12.2008 по делу № А46-19775/2008, требование общества удовлетворено, однако, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, принятым 13.03.2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2009, решение суда первой инстанции отменено; в удовлетворении требования заявителя - отказано.

02.07.2009 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственного органа  по внесению в Государственный кадастр объектов недвижимости  сведений о кадастровой стоимости  земельного участка, не утвержденной в установленном порядке уполномоченным органом, что, по мнению заявителя, нарушило его права и интересы, охраняемые законом.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что суд первой инстанции необоснованно указал на то, что ознакомление с актом возлагающим на заявителя определенные обязанности не свидетельствует о том, что с данного  момента ему стало известно о нарушении его прав и интересов.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 данной статьи заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением 02.07.2009.

В обоснование заявленных требований Общество сослалось на нарушение Управлением Роснедвижимости по Омской области при совершении обжалуемых действий по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка процедуры, установленной законодательством, а также норм Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

По мнению Общества, из указанных правовых актов следует, что результатами государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка, которая может быть внесена в Государственный земельный кадастр лишь после утверждения Правительством Омской области результатов государственной кадастровой оценки земель. Однако, в данном случае, Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п были утверждены лишь средние удельные показатели кадастровой стоимости.

Таким образом, фактически Общество связывает момент того, когда, по его мнению, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости его земельного участка в государственный земельный кадастр стали незаконными и нарушающими его права, с фактом издания Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя на то, что моментом когда права общества стали нарушаться Постановлением № 174-п является дата вступления постановления кассационной инстанции в силу, поскольку данный судбеный акт не вносит каких-либо изменений в способ применения данного нормативного правового акта. 

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановление Пленума от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области» официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2009 по делу n А46-7541/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также