Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2009 по делу n А46-14502/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                 

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 октября 2009 года

                        Дело №   А46-14502/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  21 октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 октября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7016/2009) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2009 по делу № А46-14502/2009 (судья Солодкевич И.М.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Алгоритм" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области)

3-е лицо  Правительство Омской области, Администрация города Омска, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата"

о признании действий незаконными,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Администрации города Омска – Окишева К.В. (удостоверение № 634 выдано 27.12.2005 действительно до 15.04.2010, доверенность № 02-24/2006 от 02.04.2009 сроком  действия на 1год);

от Правительства Омской области – Фетисова В.В. (удостоверение № 295 выдано 15.06.2006, доверенность № исх-09/пп-517/01 от 27.05.2009 сроком на 3 года);

от ООО СК «Алгоритм» - Шевелева М.А. (паспорт серия 5205 № 353631 выдан 05.08.2006, доверенность от 26.03.2009 сроком действия 1 год);

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

Решением от 26.08.2009 по делу № А46-14502/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Алгоритм" (далее - ООО СК «Алгоритм», общество), признал действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению 27.12.2007 в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 5260 м² с кадастровым номером 55:36:12 03 05:1365, предоставленного для общественно-деловых целей под строения, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 2-х этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский АО, ул. 75 Гвардейской бригады, д. 14 «г», незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённому приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 № 215.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя. Позиция суда мотивирована тем, что в силу норм действующего законодательства кадастровая стоимость земельного участка является результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, правомочие по утверждению результатов которой возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п не может являться актом, утверждающим государственную кадастровую оценку земель, поскольку кадастровая стоимость каждого участка должна утверждаться органом исполнительной власти.

В апелляционной жалобе Администрация города Омска просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на то, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что срок на обращение с заявлением в суд заявителем не пропущен. Суд первой инстанции также неправильно применил нормы материального права, в связи с чем сделаны неправильные выводы.

Правительство Омской области в представленном суду апелляционной инстанции отзыве на жалобу просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Свою позицию Правительство обосновывает тем, что суд первой инстанции в нарушение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал должным образом вопрос о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения за судебной защитой.

ООО СК «Алгоритм» в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, доводы апелляционной жалобы и Правительства считает необоснованными.

Управление Роснедвижимости по Омской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.

В судебном заседании представитель Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Правительства Омской области поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что не было нарушено прав общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания «Алгоритм».

Представитель общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания «Алгоритм» с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Пояснил, что кадастровая стоимость земельных участков не была учтена.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.

ООО СК «Алгоритм» зарегистрировано юридическим лицом 10.06.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 1055507033119.

Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок  площадью 5260кв. м., с кадастровым номером 55:36:12 03 05:1365, предоставленный для общественно-деловых целей под строения, расположенный на землях поселений относительно 2-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: Октябрьский административный округ, ул. 75 Гвардейской бригады, д. 14г, что подтверждается свидетельством серии 55 АВ № 324417, выданным 14.09.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.

Заявителем был получен акт камеральной налоговой проверки за № 10955 от 05.05.2009, составленный специалистом Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - налоговый орган, инспекция). Из содержания акта заявителю стало известно о неверном исчислении земельного налога за 2008 год, по причине расхождения налоговой базы, которой является кадастровая стоимость земельного участка. Налоговый орган, формулируя вывод о неполной уплате земельного налога, указал на неправомерное неприменение ООО СК «Алгоритм» положений Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:1365 составляет 52 814 082 руб., предложил уплатить обществу 459 198 руб. не полностью уплаченного земельного налога за 2008 год, привлек его к ответственности за неполную уплату налога.

Ознакомившись с текстом Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П, не согласившись с выводом инспекции о том, что названный нормативный акт утверждает кадастровую стоимость принадлежащего обществу земельного участка, последнее обратилось в арбитражный суд с требованием о признании действий Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:1365, незаконными и исключению этих сведений из ГКН.

26.08.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит его подлежащим отмене исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 данной статьи заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Управлением Роснедвижимости было заявлено о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока (лист дела 34).

Как следует из материалов дела, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области 06.07.2009, что подтверждается штампом Арбитражного суда Омской области на заявлении общества.

В обоснование заявленных требований ООО «СК «Алгоритм» сослалось на то, что совершенные заинтересованным лицом действия не основаны на постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, поскольку данным нормативным правовым актом утверждена не кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:1365, не удельный её показатель, а средний удельный показатель кадастровой стоимости по кадастровому кварталу в виде разрешённого использования и средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, в который включён земельный участок, принадлежащий ООО СК «Алгоритм».

По мнению организации, кадастровая стоимость каждого земельного участка, в том числе и используемого ею, исходя из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), пунктов 2, 9, 10 Правил проведения государственной оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила проведения государственной оценки земель), пункта 1.4 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов), является результатом государственной кадастровой оценки земель и подлежит утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. К таким актам постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п отнесено быть не может, вследствие чего действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в ГКН кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:1365 до издания органом исполнительной власти субъекта надлежащего нормативного правового акта незаконно, а учитывая установление статьями 388 и 390 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанности землепользователя по исчислению и уплате земельного налога, рассчитываемого из кадастровой стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с земельным законодательством, действия заинтересованного лица нарушают права и законные интересы учреждения, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.

Таким образом, фактически Общество связывает момент когда, по его мнению, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости его земельного участка в ГКН стали незаконными и нарушающими его права, с фактом издания Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.

Действительно, в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пункт 2 данной статьи указывающий,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2009 по делу n А70-8763/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также