Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу n А75-2569/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 11 сентября 2009 года Дело № А75-2569/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лиопой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5034/2009) закрытого акционерного общества «СУ-23» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.05.2009 по делу № А75-2569/2009 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «СУ-23» к инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об оспаривании действий и возврате излишне уплаченного налога, при участии в судебном заседании представителей: от закрытого акционерного общества «СУ-23»– не явился, извещен; от инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – Егоров В.С. (паспорт, доверенность от 28.11.2008 сроком действия 3 года); установил:
Закрытое акционерное общество «СУ-23» (далее - ЗАО «СУ-23», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры, налоговый орган, инспекция) о признании нарушающим права общества и неправомерным бездействие инспекции, выразившееся в несообщении своевременно о наличии переплаты по налогу на прибыль организации, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 1 446 403 руб. 99 коп., налогу на прибыль организации, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 4 044 951 руб. 73 коп., налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 1 января 2005 года, в размере 583 260 руб. 52 коп., налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 193 303 руб. 35 коп., переплаты по пеням в размере 64 742 руб. 21 коп., а также обязать налоговый орган осуществить возврат переплаты по указанным налогам и пеням. В судебном заседании суда первой инстанции ЗАО «СУ-23» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от требований в части признания незаконным бездействия инспекции в несообщении о переплате по налогам отказалось. Решением от 29.05.2009 по делу № А75-2569/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отказал в удовлетворении заявленных ЗАО «СУ-23» требований о возврате излишне уплаченных налогов и пени. В части требований о признания незаконным бездействия инспекции в несообщении о переплате по налогам производство по делу прекратил. При этом, суд исходил из того, что началом течения трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 № 173-О, следует считать дату подписания акта сверки. В обжалуемом решении также содержится вывод о том, что ЗАО «СУ-23» не представлено достаточных доказательств в обоснование своих требований, а именно: доказательств наличия переплаты по налогу на прибыль, налогу на пользователей автомобильных дорог. В апелляционной жалобе ЗАО «СУ-23» просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, учитывая, что 10.04.2006 инспекцией был дан отказ о возврате излишне уплаченных налогов, то срок исковой давности в силу часть 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации начинает течь с 10.04.2006 и истекает 10.04.2009, следовательно, общество, обращаясь в арбитражный суд с заявлением 03.03.2009 не нарушило пределов трехлетнего срока. В письменном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в судебном заседании представитель ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. ЗАО «СУ-23», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. В целях проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в связи с заявлением общества ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры письмом от 23.10.2008 № 647 направило в адрес ЗАО «СУ-23» акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 23.10.2008 № 1540. Общество, ссылаясь на перечисленные документы, обратилось арбитражный суд с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль организации, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 1 446 403 руб. 99 коп., налогу на прибыль организации, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 4 044 951 руб. 73 коп., налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 1 января 2005 года, в размере 583 260 руб. 52 коп., налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 193 303 руб. 35 коп., переплаты по пеням в размере 64 742 руб. 21 коп. 29.05.2009 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога предусмотрено статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. Пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. Как следует из пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, зачет и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика. При этом предусмотренный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок подачи заявления применяется как при возврате, так и при зачете налога, и началом течения этого срока является день уплаты налога. Следовательно, указанный в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок установлен для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных платежей. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 22 постановления Пленума от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм. Суд первой инстанции обоснованно учел и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 21.06.2001 № 173-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации». В названном Определении указано, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога. Аналогичная правовая позиция изложена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 № 6219/06. Из имеющихся в материалах дела документов следует, что налогоплательщику стало известно о факте излишней уплаты налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог из акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом № 21 от 18.01.2005 (л.д. 78-81) и решений инспекции от 10.04.2006 № 2306, 2307, 2308 об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога (л.д. 109-111). При этом, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, фактически об излишней уплате спорной суммы налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог ЗАО «СУ-23» узнало 18.01.2005 - в день подписания акта сверки расчетов с бюджетом № 21 от 18.01.2005 (л.д. 78-81) с ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, ЗАО «СУ-23» в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции не представлено. Несостоятелен и подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что срок исковой данности, в пределах которого налогоплательщик должен был обратиться в суд, исчисляется с даты вынесения налоговым органом решений об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога (10.04.2006), поскольку, по убеждению суда апелляционной инстанции, именно с даты подписания акта сверки расчетов с налоговым органом у налогоплательщика имеются основания относить спорные суммы к излишне уплаченным. При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том¸ что ЗАО «СУ-23», обратившись 03.03.2009 в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, пропустило трехлетний срок на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов. При этом суд первой инстанции обоснованно обратил внимание ЗАО «СУ-23» на непредставление им достаточных доказательств в обоснование своих требований, а именно: доказательств наличия переплаты по налогу на прибыль, налогу на пользователей автомобильных дорог. Таких доказательств ЗАО «СУ-23» не представлено и в суд апелляционной инстанции. Отказав в удовлетворении требований, заявленных ЗАО «СУ-23», суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит. Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ЗАО «СУ-23». Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.05.2009 по делу № А75-2569/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Н.Е. Иванова Судьи Е.П. Кливер О.Ю. Рыжиков Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу n А81-5332/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|