Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу n А75-2376/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 сентября 2009 года

                                                        Дело №   А75-2376/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  08 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 сентября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4430/2009) Ханты-Мансийской таможни на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа-Югры от 06.05.2009 по делу №  А75-2376/2009 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Лукойл» к Ханты-Мансийской таможне об обязании  возвратить излишне уплаченные таможенные сборы,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Ханты-Мансийской таможни - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Лукойл» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

 

открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Лукойл» (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа-Югры с заявлением об обязании Ханты-Мансийской таможни (далее заинтересованное лицо, таможня) возвратить сумму излишне уплаченных сборов в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа-Югры от 06.05.2009 по делу №  А75-2376/2009 заявленные требования удовлетворены.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Таможня, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что из системного толкования норм таможенного законодательства, следует, что применение упрощенного порядка декларирования состоит из двух этапов и включает в себя процесс подачи и принятия таможенным органом как временной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенной оформление товара, так и полной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенное оформление товара. Отмечает, что статья 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) содержит закрытый перечень случаев, когда таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются. Указанный перечень не содержит такового основания как подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании. Ссылается на положения Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 220 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», которые уточняют порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании.

В представленном в апелляционный суд отзыве общество выражает свое несогласие с позицией таможенного органа, считает решение суда законным и не подлежащим отмене.

Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

ОАО «Нефтяная компания «Лукойл» в 2008 году вывозило нефтепродукты с применением упрощенного порядка декларирования в соответствии со статьей 138 ТК России.

После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации  обществом была оформлена полная таможенная декларация № 10505080/210208/0000033.

За таможенное оформление товара по этой декларации Обществом снова уплачивались таможенные сборы за таможенное оформление товара по установленным ставкам. Общая сумма таможенных сборов, повторно уплаченных обществом при подаче ППД, составила 100 000 рублей.

Общество обратилось в Таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление российских товаров, декларирование которых произведено по таможенной декларации, поименованной в заявлении.

Полагая, что при подаче полной и надлежащим образом оформленной таможенной декларации таможенные сборы повторно не должны уплачиваться, Общество просило произвести возврат излишне уплаченной суммы в размере 100 000 руб. К заявлению Общества были приложены подтверждающие документы: копии платежного поручения и таможенных деклараций.

Письмом от 25.11.2008 № 20-23/10084 Таможня отказала в возврате указанной суммы таможенных сборов, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».

Считая решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных сумм незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа-Югры от 06.05.2009 по делу №  А75-2376/2009 заявленные требования общества удовлетворены.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с положениями ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) при перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории РФ установлены статьей 137 ТК РФ, в п. 1 которой указано, что по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.

К упрощенному порядку декларирования российских товаров относится периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В силу статьи 138 ТК РФ данный порядок применяется при вывозе товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли.

Согласно п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11, ст. 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В соответствии со ст. 357.1, п. 1 ст. 357.6, подп. 1 п. 1 ст. 357.7, п. 1 ст. 357.10 Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 07.11.08 N 631-О-О, системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 г. N 4574/08, в соответствии с которым уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, в соответствии с которой уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара, в рамках периодического временного декларирования данных товаров, и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации, является обоснованным.

Довод апелляционной жалобы, о том, что Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 220 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» уточняет порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 № 220 рассматриваемый правовой акт был дополнен пунктом 7.1 следующего содержания: «При таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации».

Исходя из того, что Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 220 вступило в силу 25.03.2009 г. (по истечении 7 дней после дня его официального опубликования), данный акт не подлежит применению к спорным правоотношениям, возникшим в 2008 г., до введения его в действие.

При этом положения статьи 4 Таможенного кодекса РФ, согласно которой акты таможенного законодательства, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные правовые акты улучшают положение лиц (п. 2 ст. 4 ТК РФ).

Поскольку Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 220, устанавливая для участников внешнеэкономической деятельности дополнительные обязанности, не улучшает, а ухудшает их положение, оно не имеет обратной силы.

Довод Таможенного органа о необходимости применения по настоящему делу пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» апелляционным судом отклоняется, поскольку в данном пункте указано, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Довод Таможенного органа о необходимости применения по настоящему делу пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» был предметом исследования судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.

Суд первой инстанции, правомерно указал, что подача полной таможенной декларации не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, так как она таковой не является, а обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

При изложенных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерной оценке представленных материалов судом первой инстанции, законности вынесенного им решения, следовательно, апелляционная жалоба таможенного органа удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа-Югры от 06.05.2009 по делу №  А75-2376/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ханты-Мансийской таможни – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А. Сидоренко

Судьи

Н.А. Шиндлер

Л.А. Золотова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу n А70-8257/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также