Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу n А81-2074/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 11 августа 2009 года Дело № А81-2074/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лотова А.Н., судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4293/2009) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.05.2009 по делу № А81-2074/2009 (судья Лисянский Д.П.), принятое по заявлению Государственного учреждения «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе о признании недействительными подпункта 1 пункта 1 и подпункта 2 пункта 1 предписания по устранению выявленных нарушений от 27.03.2009 № 14, при участии судебном заседании представителей: от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе - не явился, извещен; от Государственного учреждения «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» - не явился, извещен; УСТАНОВИЛ: Решением от 27.05.2009 по делу № А81-2074/2009 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требования Государственного учреждения «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (далее по тексту –Учреждение, заявитель), признал подпункт 1 пункт 1 и подпункт 2 пункта 1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту – ТУ ФСФБН в ЯНАО, Управление) от 27.03.2009 № 14 недействительными, как не соответствующий Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», Решению Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25.02.1991 № 53. В обоснование решения суд первой инстанции указал, что поскольку на 31 декабря 2004 года действовал порядок определения районного коэффициента, установленный как Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа» от 08.04.1994 № 108, Решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25.02.1991 № 53, так и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», то в силу требований Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 с 1 января 2005 года подлежит применению на территории округа единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета (в населенных пунктах южнее Полярного круга), в размере - 1,7, севернее полярного круга – 1,8, установленный указанными актами, как ввиду отсутствия правового регулирования на федеральном уровне, так и ввиду соответствия указанных актов конституционным нормам и нормам международного права. В связи с данным обстоятельством указание ТУ ФСФБН в ЯНАО в предписании на неправомерное начисление районного коэффициента в размере 1,8 ведет к нарушению основополагающего принципа равенства всех перед законом и судом, не обеспечению государственной гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства и места работы на территории одного округа и допущению дискриминации трудовых прав работников заявителя и других органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, проживающих и работающих в одинаковых климатических условиях, и которым будет выплачиваться районный коэффициент в меньшем размере, чем установлено вышеуказанными нормативными актами субъекта Российской Федерации. В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения. По мнению Управления, учитывая, что нормативный акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения, до настоящего времени не принят, то руководствоваться необходимо постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08.04.1967 № 174/10, постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», которыми на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к северу от Полярного круга применяется коэффициент к заработной плате в размере 1,5. Управление считает, что суд применил нормативные акты, не подлежащие применению, в частности: Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа» от 08.04.1994 № 108, которое утратило силу в 2003 году; Решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25.02.1991 № 53 которое утратило силу в 2004 году; Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», который не применим к организациям, финансирующимся за счет средств федерального бюджета. ТУ ФСФБН в ЯНАО считает, что суд первой инстанции не дал юридическую оценку примененных при рассмотрении настоящего дела ненормативных актов. Так суд не пояснил и не разрешил, почему для работников Учреждения подлежит применению коэффициент 1,8, а для остальных работников, работающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа применяется коэффициент 1,5. Учреждение, в соответствии с письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению. Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, отзыв, установил следующие обстоятельства. ТУ ФСФБН в ЯНАО была проведена проверка целевого использования федерального бюджета Учреждением за период деятельности с 01.01.2008 по 31.12.2008, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 13.03.2009. Проверкой установлено, что Учреждением в нарушение статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в 2006-2007 годах применялся районный коэффициент к заработной плате работников из числа гражданского персонала и к денежному довольствию военнослужащих в размере 1,8 вместо 1,5, в результате чего за период проверки переплата денежного довольствия и заработной платы составила 8 003 095 руб. 97 коп. Пунктом 2.1 вышеуказанного предписания орган финансового контроля предписал устранить незаконное использование средств федерального бюджета, не являющихся нецелевым использованием. Содержание нарушения состоит в том, что в проверяемый период, в нарушение пункта 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда России от 22 ноября 1990 года №2, на материальную помощь начислялся районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера. При этом, сумма выплат составила 888 244 руб. 60 коп. Учреждение, полагая, что предписание в части подпункта 1 пункта 1 и подпункта 2 пункта 1 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании указанных подпунктов предписания недействительными. Решением суда первой инстанции требования Учреждения удовлетворены. Означенное решение обжалуется ТУ ФСФБН в ЯНАО в суд апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий. Статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Арбитражным судом установлено, что с момента введения в действие Трудового кодекса и до рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецкого автономного округа. Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу n А46-24173/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|