Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 по делу n А46-3515/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 августа 2009 года

                                                        Дело №   А46-3515/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  30 июля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 августа 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4256/2009) Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.05.2009 по делу № А46-3515/2009 (судья Храмцов К.В.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области

3-е лицо: Министерство имущественных отношений  Омской области,

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области – Нигороженко Н.Ю. по доверенности № 177 от 26.06.2009  сроком до 10.08.2009 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Пилипенко П.П. по доверенности № 04/29274 от 14.07.2009  сроком на 1 год (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от Министерства имущественных отношений  Омской области – не явился, извещено;

установил:

 

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее – УФРС по Омской области, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности города Омска на комнату № 69 в секции № 5, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 319 и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области).

Решением Арбитражного суда Омской области от 25.05.2009 по делу № А46-3515/2009 требования Департамента удовлетворены, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации признано незаконным, на УФРС по Омской области возложена обязанность по регистрации право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - комнату № 69 в секции № 5, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 319.

УФРС по Омской области на решение суда первой инстанции подана апелляционная жалоба.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Постановлением Законодательного собрания Омской области № 247 от 27.09.2001 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства» безвозмездно переданы в муниципальную собственность города Омска объекты, являющиеся государственной собственностью Омской области, согласно соответствующим перечням, определенным в приложениях к данному постановлению.

В приложении № 2 «Перечень жилых помещений, встроено-пристроенных помещений, передаваемых в муниципальную собственность» к указанному постановлению поименовано общежитие на 88 комнат, находящееся по адресу: ул. Герцена, 319.

Данное общежитие было передано муниципальному образованию на основании договора о безвозмездном отчуждении объектов государственной собственности Омской области в муниципальную собственность № 3 от 01.11.2001 (приложение № 1 к договору № 3 от 01.11.2001).

Постановлением Мэра города Омска № 131-п от 28.02.2005 «О снятии статуса общежития со специализированного жилого дома № 319 по ул. Герцена в Центральном административном округе» решение исполнительного комитета Омского городского Совета народных депутатов от 29.06.1979 г. № 230-11 «О вводе в эксплуатацию общежития на 216 мест по ул. Герцена № 319» в части определения статуса общежития по адресу: ул. Герцена, 319 признано утратившим силу.

Рассматриваемое общежитие включено в состав имущества муниципальной казны (выписка из реестра муниципального имущества города Омска от 08.09.2008).

При обращении заявителя в УФРС по Омской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости: комната № 69 в секции № 5, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 319, регистрирующим органом ему было отказано в государственной регистрации на основании того, что не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (сообщение УФРС по Омской области № 04/44170 от 14.11.2008).

А именно, регистрирующий орган указал, что в качестве документа, подтверждающего техническое описание объекта, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 319, секция 5, комната 69, представлен технический и кадастровый паспорт по состоянию на 04.09.2008, в которых имеется отметка «Самовольная перепланировка: переведена в жилое из комнаты коменданта», в связи с чем, УФРС по Омской области 24.09.2008 за № 04/37520 в Государственное предприятие Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» был направлен запрос для выяснения назначения комнаты. Однако, из представленного ответа от 08.10.2008 за № 0805/21239 установлено, что комната № 69 ранее имела назначение жилое (вспомогательное), а в настоящее время имеет назначение жилое (основное). Документов, подтверждающих правомерность изменения статуса, представлено не было.

Считая, что отказ регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы муниципального образования город Омск, Департамент обратился с указанным заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, а отказ регистрирующего органа не основан на нормах закона, поскольку жилые помещения не подразделяются на основные и вспомогательные. Суд установил, что спорная комната является видом жилого помещения и к помещениям вспомогательного использования не относится. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении названной комнаты не была проведена перепланировка в том смысле, как это установлено статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации.

УФРС по Омской области в апелляционной жалобе указывает, что при проведении правовой экспертизы представленных заявителем на регистрацию документов, выявлены факты о самовольной перепланировке: комната переведена в жилое из комнаты коменданта; комната коменданта имела жилое (вспомогательное)  назначение, в настоящее время комната имеет жилое (основное) назначение; документы, подтверждающие правомерность изменения статуса помещения, отсутствуют; комната как помещение вспомогательного назначения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №  47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не может быть допущено к использованию в качестве жилого. По этим основаниям регистрационная служба полагает, что для государственной регистрации права на объект недвижимого имущества – комнату коменданта как жилое помещение, необходимо представление документов, подтверждающих перевод вспомогательного помещения в помещение, имеющее основное жилое назначение.

Департаментом имущественных отношений представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором обоснована позиция о законности решения суда первой инстанции и отсутствии оснований для его отмены. Заявитель доводы жалобы считает несостоятельными в силу того, что спорная комната являлась и является жилым помещением, не служила помещением для удовлетворения бытовых и иных нужд и не использовалась в качестве вспомогательного.

Представители участвующих в деле лиц, поддержали доводы и возражения своих доверителей, регистрационная служба настаивала на отмене судебного акта, заявитель просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

К таким документам отнесены акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Статьей 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Как верно установлено судом первой инстанции на государственную регистрацию права муниципальной собственности заявителем были представлены следующие документы: заявление по установленной форме; Постановление Законодательного собрания Омской области № 247 от 27.09.2001; договор № 3 от 01.11.2001; выписка из реестра муниципального имущества от 08.09.2008; акт приема-передачи от 01.10.2001; постановление Правительства Российской Федерации № 606 от 21.08.1992; справка № 275 о принадлежности объекта недвижимости и № 277 об отсутствии (наличии) обременений, выданные Государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»; технический паспорт спорного объекта недвижимости, подготовленный по состоянию на 24.07.2008; кадастровый паспорт помещения от 04.09.2008.

Оценив данные документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что эти документы являются надлежащим и подтверждающими подтверждают право органа местного самоуправления на объект недвижимости, а также являются достаточными для регистрации права собственности на такой объект.

Доводы подателя жалобы о том, что для государственной регистрации права на объект недвижимого имущества – комнату коменданта как жилое помещение, необходимо представление документов, подтверждающих перевод вспомогательного помещения в помещение, имеющее основное жилое назначение, не основан на нормах действующего законодательства, в связи с чем не может быть принят во внимание.

По существу регистрационная служба полагает, что была произведена самовольная перепланировка помещения в жилое из комнаты коменданта, имеющей назначение жилое (вспомогательное), а в настоящее время комната имеет жилое (основное) назначение, в связи чем фактически изменился статус помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на регистрационную службу возложена обязанность доказать правомерность оспариваемого отказа в государственной регистрации. В данном случае это означает, что должны быть представлены мотивированные и основанные на нормах действующего законодательства доводы, подтверждающие существование правового статуса «жилое помещение (вспомогательное)», «жилое помещение (основное)», а также того, что правовой статус таких помещений является различным и влияющим на необходимость представления специальных документов для требуемой государственной регистрации права.

Таких доводов с надлежащим нормативным обоснованием не представлено.

Действующее законодательство предусматривает перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (глава 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из представленных документов следует, что спорный объект

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 по делу n А75-7754/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также