Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 по делу n А46-3515/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 06 августа 2009 года Дело № А46-3515/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4256/2009) Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.05.2009 по делу № А46-3515/2009 (судья Храмцов К.В.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области 3-е лицо: Министерство имущественных отношений Омской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности, при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области – Нигороженко Н.Ю. по доверенности № 177 от 26.06.2009 сроком до 10.08.2009 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения); от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Пилипенко П.П. по доверенности № 04/29274 от 14.07.2009 сроком на 1 год (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения); от Министерства имущественных отношений Омской области – не явился, извещено; установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее – УФРС по Омской области, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности города Омска на комнату № 69 в секции № 5, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 319 и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области). Решением Арбитражного суда Омской области от 25.05.2009 по делу № А46-3515/2009 требования Департамента удовлетворены, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации признано незаконным, на УФРС по Омской области возложена обязанность по регистрации право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - комнату № 69 в секции № 5, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 319. УФРС по Омской области на решение суда первой инстанции подана апелляционная жалоба. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. Постановлением Законодательного собрания Омской области № 247 от 27.09.2001 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства» безвозмездно переданы в муниципальную собственность города Омска объекты, являющиеся государственной собственностью Омской области, согласно соответствующим перечням, определенным в приложениях к данному постановлению. В приложении № 2 «Перечень жилых помещений, встроено-пристроенных помещений, передаваемых в муниципальную собственность» к указанному постановлению поименовано общежитие на 88 комнат, находящееся по адресу: ул. Герцена, 319. Данное общежитие было передано муниципальному образованию на основании договора о безвозмездном отчуждении объектов государственной собственности Омской области в муниципальную собственность № 3 от 01.11.2001 (приложение № 1 к договору № 3 от 01.11.2001). Постановлением Мэра города Омска № 131-п от 28.02.2005 «О снятии статуса общежития со специализированного жилого дома № 319 по ул. Герцена в Центральном административном округе» решение исполнительного комитета Омского городского Совета народных депутатов от 29.06.1979 г. № 230-11 «О вводе в эксплуатацию общежития на 216 мест по ул. Герцена № 319» в части определения статуса общежития по адресу: ул. Герцена, 319 признано утратившим силу. Рассматриваемое общежитие включено в состав имущества муниципальной казны (выписка из реестра муниципального имущества города Омска от 08.09.2008). При обращении заявителя в УФРС по Омской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости: комната № 69 в секции № 5, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 319, регистрирующим органом ему было отказано в государственной регистрации на основании того, что не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (сообщение УФРС по Омской области № 04/44170 от 14.11.2008). А именно, регистрирующий орган указал, что в качестве документа, подтверждающего техническое описание объекта, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 319, секция 5, комната 69, представлен технический и кадастровый паспорт по состоянию на 04.09.2008, в которых имеется отметка «Самовольная перепланировка: переведена в жилое из комнаты коменданта», в связи с чем, УФРС по Омской области 24.09.2008 за № 04/37520 в Государственное предприятие Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» был направлен запрос для выяснения назначения комнаты. Однако, из представленного ответа от 08.10.2008 за № 0805/21239 установлено, что комната № 69 ранее имела назначение жилое (вспомогательное), а в настоящее время имеет назначение жилое (основное). Документов, подтверждающих правомерность изменения статуса, представлено не было. Считая, что отказ регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы муниципального образования город Омск, Департамент обратился с указанным заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, а отказ регистрирующего органа не основан на нормах закона, поскольку жилые помещения не подразделяются на основные и вспомогательные. Суд установил, что спорная комната является видом жилого помещения и к помещениям вспомогательного использования не относится. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении названной комнаты не была проведена перепланировка в том смысле, как это установлено статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. УФРС по Омской области в апелляционной жалобе указывает, что при проведении правовой экспертизы представленных заявителем на регистрацию документов, выявлены факты о самовольной перепланировке: комната переведена в жилое из комнаты коменданта; комната коменданта имела жилое (вспомогательное) назначение, в настоящее время комната имеет жилое (основное) назначение; документы, подтверждающие правомерность изменения статуса помещения, отсутствуют; комната как помещение вспомогательного назначения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не может быть допущено к использованию в качестве жилого. По этим основаниям регистрационная служба полагает, что для государственной регистрации права на объект недвижимого имущества – комнату коменданта как жилое помещение, необходимо представление документов, подтверждающих перевод вспомогательного помещения в помещение, имеющее основное жилое назначение. Департаментом имущественных отношений представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором обоснована позиция о законности решения суда первой инстанции и отсутствии оснований для его отмены. Заявитель доводы жалобы считает несостоятельными в силу того, что спорная комната являлась и является жилым помещением, не служила помещением для удовлетворения бытовых и иных нужд и не использовалась в качестве вспомогательного. Представители участвующих в деле лиц, поддержали доводы и возражения своих доверителей, регистрационная служба настаивала на отмене судебного акта, заявитель просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. К таким документам отнесены акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Статьей 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав. Как верно установлено судом первой инстанции на государственную регистрацию права муниципальной собственности заявителем были представлены следующие документы: заявление по установленной форме; Постановление Законодательного собрания Омской области № 247 от 27.09.2001; договор № 3 от 01.11.2001; выписка из реестра муниципального имущества от 08.09.2008; акт приема-передачи от 01.10.2001; постановление Правительства Российской Федерации № 606 от 21.08.1992; справка № 275 о принадлежности объекта недвижимости и № 277 об отсутствии (наличии) обременений, выданные Государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»; технический паспорт спорного объекта недвижимости, подготовленный по состоянию на 24.07.2008; кадастровый паспорт помещения от 04.09.2008. Оценив данные документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что эти документы являются надлежащим и подтверждающими подтверждают право органа местного самоуправления на объект недвижимости, а также являются достаточными для регистрации права собственности на такой объект. Доводы подателя жалобы о том, что для государственной регистрации права на объект недвижимого имущества – комнату коменданта как жилое помещение, необходимо представление документов, подтверждающих перевод вспомогательного помещения в помещение, имеющее основное жилое назначение, не основан на нормах действующего законодательства, в связи с чем не может быть принят во внимание. По существу регистрационная служба полагает, что была произведена самовольная перепланировка помещения в жилое из комнаты коменданта, имеющей назначение жилое (вспомогательное), а в настоящее время комната имеет жилое (основное) назначение, в связи чем фактически изменился статус помещения. В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на регистрационную службу возложена обязанность доказать правомерность оспариваемого отказа в государственной регистрации. В данном случае это означает, что должны быть представлены мотивированные и основанные на нормах действующего законодательства доводы, подтверждающие существование правового статуса «жилое помещение (вспомогательное)», «жилое помещение (основное)», а также того, что правовой статус таких помещений является различным и влияющим на необходимость представления специальных документов для требуемой государственной регистрации права. Таких доводов с надлежащим нормативным обоснованием не представлено. Действующее законодательство предусматривает перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (глава 3 Жилищного кодекса Российской Федерации). Из представленных документов следует, что спорный объект Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 по делу n А75-7754/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|