Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 по делу n А75-1240/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 июня 2009 года

                                                   Дело №   А75-1240/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  04 июня 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 июня 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шаровой Н.А.,

судей  Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Мокшиной С.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-2799/2009) Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.03.2009, принятое по делу № А75-1240/2009 (судья Загоруйко Н.Б.)

по иску  Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

к индивидуальному предпринимателю Порсевой Наталье Юрьевне

о взыскании 380 663 руб. 95 коп,

в судебном заседании приняли участие:

от Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – представитель не явился, извещен; 

от индивидуального предпринимателя Порсевой Натальи Юрьевны – представитель Порсева Л.И.  (паспорт 6702 741977 от 15.08.2002, доверенность № 7 от 19.05.2009 сроком действия по 30.06.2009);

установил:

Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Департамент лесного хозяйства, истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Порсевой Наталье Юрьевне (далее – ИП Порсева Н.Ю., ответчик) о взыскании неустойки за нарушение лесохозяйственных требований в размере 380 663 руб. 95 коп., а также обязании ответчика  произвести вывозку древесины в количестве 153,0 куб.м. и очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 6,15 га.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.03.2009 по делу № А75-1240/2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что истец не обоснованно предъявил требования  о взыскании неустойки за выявленные лесонарушения в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, недействующими на момент установления совершения правонарушения, истец не доказал состояние деляны (наличие древесины и порубленных остатков)

Не соглашаясь с решение суда, Департамент лесного хозяйства обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа во взыскании неустойки и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика неустойки.

В обоснование апелляционной жалобы Департамент лесного хозяйства указал, что решение суда первой инстанции нельзя считать законным и обоснованным, так как в период совершения лесонарушения действовали Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 № 551, поэтому неустойка за лесонарушение, предусмотренная данным нормативным актом должна применяться и в случае установления лесонарушения после прекращения его действия.

ИП Порсева Н.Ю. в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Департамент лесного хозяйства, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку возражений относительно проверки решения только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции проверяет обжалуемое решение в обжалуемой части отказа во взыскании неустойки за нарушение правил лесопользования.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части, а также правильность применения норм права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что ИП Порсева Н.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 24.03.2003 Администрацией муниципального образования город окружного значения Радужный, рег. № 004214, ОГРН 304860934500103.

 На основании протокола № 3 от 20.12.2006 Нижневартовским лесхозом ИП Порсевой Н.Ю. выдан лесорубочный билет (серия А6№421723) № 280 от 25.12.2006 на сплошную рубку сырорастущей древесины в квартале 75 делянке № 6 Колек-Еганского участкового лесничества урочище «Аганские озера» Нижневартовского лесхоза и ее вывоз одновременно с заготовкой до 25.12.2007.

25.08.2008 проведено контрольное освидетельствование мест рубок, выявлены нарушения лесохозяйственных требований.

На основании чего составлен акт контрольного освидетельствования мест срубок от 28.08.2008, с указанием допущенных лесопользователем нарушений, выразившихся в рубке или повреждении до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесопользователям лесосек - 7,0 м; повреждении или уничтожении подроста, подлежащего сохранению в соответствии с лесорубочным билетом - 0,28 га; оставлении недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на 30,0 куб.м., назначенных в сплошную рубку лесосек - 30,0 м (С- 14 м, Лс - 16 м); оставление невывезенной в установленный срок древесины на лесосеках - 153,0 м (С-111 куб.м., Лс-42 куб.м.); неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 6,15 га (чистые сосновые насаждения); оставление в лесу на летний период не окоренной в установленный срок хвойной древесины - 153, 0 куб.м (С- 111 куб.м., Лс - 42 куб.м.); оставление пней более одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 см - высотой более 10 см - 107 пн., 64,0 м .

Руководствуясь пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, Департамент лесного хозяйства 26.08.2008 направил ответчику претензию № 457, в которой содержалось требование о добровольной уплате суммы неустойки в размере 380 663 руб. 95 коп.

В связи с тем, что ИП Порсева Н.Ю. в добровольном порядке неустойку в размере 380 663 руб. 95 коп., начисленную по акту освидетельствования мест рубок от 28.08.2008, не уплатило, истец обратился с настоящим иском в суд.

Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для подачи апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.

Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года введен в действие с 01.01.2007 Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006.

В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему законом полномочия, Постановлением от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утвердило таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению № 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению № 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению № 3; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению № 4.

Таким образом, нарушение лесного законодательства может являться основанием для привлечения соответствующего лица к административной, уголовной ответственности  или к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесу.

При этом, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.

В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названных Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.

Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню.

Таким образом, Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, после введения в действия Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года подлежат применению в части не противоречащей указанному кодексу.

Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» было признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 № 169, вступившим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» - 24.03.2008), то есть с 31.03.2008.

В данном случае, согласно акту освидетельствования мест рубок от 25.08.2008, Няганское участковое лесничество проводило контроль за соблюдением ответчиком требований Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, после того как названные Правила утратили силу, и начислило ответчику неустойку в размере 380 663 руб. 95 коп., после.

После прекращения действия Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года и принятые в соответствии с ним нормативные акты, не предусматривают возможности привлечения виновного лица к ответственности за нарушение лесного законодательства в виде взыскания с него неустойки за такое нарушение как оставление недорубов.

Следовательно, при установлении лесхозами нарушений лесохозяйственных требований, ими должны быть приняты меры по применению к нарушителю ответственности, предусмотренной статьями 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.

Ссылка Департамента лесного хозяйства на то, что осуществление лесопользования ответчиком происходило на основании лесорубочного билета лесных насаждений, который был выдан во время действия Правил отпуска древесины на корню, в связи с чем за нарушение ответчиком лесохозяйственных требований подлежит применению неустойка, предусмотренная в Правилах отпуска древесины на корню, несостоятельна.

Как следует из материалов дела, лесорубочный билет № 280 выдан ответчику 25.12.2006.

Действительно, правоотношения связанные с вырубкой ответчиком древесины возникли на основании протокола № 3 от 20.12.2006 и лесорубочного билета № 280 от 25.12.2006, заключённого в период действия Правил отпуска древесины на корню. Однако  нарушение лесного законодательства было выявлено лесничеством 25.08.2008, то есть после прекращения действия Правил отпуска древесины на корню.

Как следует из пункта 3 статьи 16 и пункта 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила заготовки древесины, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 по делу n А70-189/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также