Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу n А75-1321/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 июня 2009 года

                                                              Дело № А75-1321/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  09 июня 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2009 года.

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей Зиновьевой Т.А., Рябухиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокшиной С.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-2794/2009) Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры  на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 17 марта 2009 года по делу №  А75-1321/2009 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по иску Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры  на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры к обществу с ограниченной ответственностью «Региональная Лесопромышленная Компания «Кода Лес» о взыскании 507 670 руб.,

в судебном заседании приняли участие:

от Департамента лесного хозяйства Ханты – Мансийского автономного округа-Югры – представитель не явился,

от общества с ограниченной ответственностью «Региональная Лесопромышленная Компания «Кода Лес» – не явился,

установил:

 

Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Департамент лесного хозяйства, истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Региональная Лесопромышленная Компания «Кода Лес» (далее – ООО РЛК «Кода Лес», ответчик) о взыскании неустойки за нарушение лесохозяйственных требований в размере 507 670 руб.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.03.2009 по делу № А75-1321/2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что истец не обоснованно предъявил требования  о взыскании неустойки за выявленные лесонарушения в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, недействующими на момент установления совершения правонарушения.

Не соглашаясь с решение суда, Департамент лесного хозяйства обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы Департамент лесного хозяйства указал, что решение суда первой инстанции нельзя считать законным и обоснованным, так как при его вынесении не были детально и всесторонне изучены доводы истца, основанные на нормах действующего законодательства Российской Федерации, недостаточно исследованы материалы дела, не учтены обоснованные требования о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству в результате оставления недорубов в виде компактных участков леса, что является нарушением норм материального права и, следовательно, основанием для отмены решения.

ООО РЛК «Кода Лес» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.

На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что ООО РЛК «Кода Лес» по результатам аукциона, проведённого 30.07.2007, приобрёл право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (протокол аукциона № 05-51).

06.08.2007 между истцом и ответчиком заключён договор № 05-6/2007, согласно которому Департамент лесного хозяйства продаёт, а ООО РЛК «Кода Лес» покупает лесные насаждения, занимающие площадь 21,8га, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в Октябрьском районе, г. Нягань Красноленинский лесхоз Няганское лесничество, кВ. 163. в. 5.11 (пункты 1.2 договора).

Пунктом 10 договора установлено, что вывозка древесины осуществляется по 05 августа 2008г. одновременно с заготовкой.

Срок действия договора определён с 06.08.2007 по 05.08.2008 (пункт 25 договора).

По условиям пункта 11 договора очистку лесосеки от порубочных остатков ответчик в срок по 05.08.2008 должен был произвести путём укладывания порубочных остатков в валы на волока и уплотнение проходами трактора; сбора на погрузочных площадках в валы или кучи шириной не более 3м ч/з 15-20м. с последующим сжиганием их в неопасный в пожарном отношении период.

07.08.2008 по окончании срока действия заключённого между сторонами договора начальником отдела Няганского участкового лесничества Латкиным В.А. в присутствии представителя ООО РЛК «Кода Лес» Пахмутова А.Л. было проведено освидетельствование мест рубок, и был составлен акт с указанием допущенных лесопользователем нарушений, выразившихся в оставлении недорубов в виде компактных участков леса в объёме 2433куб.м.

Руководствуясь пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, Департамент лесного хозяйства 02.09.2008 направил ответчику претензию № 722, в которой содержалось требование о добровольной уплате суммы неустойки в размере 507 670 руб.

В связи с тем, что ООО РЛК «Кода Лес» в добровольном порядке неустойку в размере 507 670 руб., начисленную по акту освидетельствования мест рубок от 07.08.2008, не уплатило, истец обратился с настоящим иском в суд.

Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для подачи апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.

Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года введен в действие с 01.01.2007 Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006.

В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему законом полномочия, Постановлением от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению № 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению № 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению № 3; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению № 4.

Таким образом, нарушение лесного законодательства может являться основанием для привлечения соответствующего лица к административной, уголовной ответственности  или к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесу.

При этом, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.

В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названных Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.

Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню.

Таким образом, Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, после введения в действия Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года подлежат применению в части не противоречащей указанному кодексу.

Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» было признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 № 169, вступившим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» - 24.03.2008), то есть с 31.03.2008.

В данном случае, согласно акту освидетельствования мест рубок от 07.08.2008, Няганское участковое лесничество проводило контроль за соблюдением ответчиком требований Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, после окончания срока действия договора купли-продажи лесных насаждений № 05-6/2007 от 06.08.2007, и начисляло ответчику неустойку в размере 507 670 руб., после того как названные Правила утратили силу.

После прекращения действия Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 01.06.1998, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года и принятые в соответствии с ним нормативные акты, не предусматривают возможности привлечения виновного лица к ответственности за нарушение лесного законодательства в виде взыскания с него неустойки за такое нарушение как оставление недорубов.

Следовательно, при установлении лесхозами нарушений лесохозяйственных требований, ими должны быть приняты меры по применению к нарушителю ответственности, предусмотренной статьями 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.

Ссылка Департамента лесного хозяйства на то, что осуществление лесопользования ответчиком происходило на основании договора купли-продажи лесных насаждений, который был заключён во время действия Правил отпуска древесины на корню, в связи с чем за нарушение ответчиком лесохозяйственных требований подлежит применению неустойка, предусмотренная в Правилах отпуска древесины на корню, несостоятельна.

Как следует из материалов дела, договор купли-продажи лесных насаждений № 05-6/2007 заключён сторонами 06.07.2007.

Действительно, правоотношения связанные с вырубкой ответчиком древесины возникли на основании договора купли-продажи, заключённого в период действия Правил отпуска древесины на корню. Однако  нарушение лесного законодательства было выявлено Няганским участковым лесничеством 07.08.2008, то есть после прекращения действия Правил отпуска древесины на корню.

Как следует из пункта 3 статьи 16 и пункта 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила заготовки древесины, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.07 № 184 и начали действовать с 07.12.2007.

Нарушение правил заготовки древесины влечет административную ответственность для юридических лиц на основании части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

При этом, согласно норме 100 Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 года, лицо причинившее вред лесам, обязан возместить его добровольно или в судебном порядке, а размер вреда должен быть определен по таксам и методикам. Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не предусматривает ответственность за лесонарушение в виде начисления неустойки.

В данном случае, предметом иска Департамента лесного хозяйства являются не материально – правовые требования о возмещении ответчиком вреда, причиненного лесу. Размер требований определен истцом не на основании такс и методик, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273.

Кроме того, согласно

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу n А75-2663/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также