Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2009 по делу n А46-19796/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

01 июня 2009 года

                                                       Дело №  А46-19796/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  28 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  01 июня 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рябухиной Н.А.

судей  Глухих А.Н., Шаровой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Мазик И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1642/2009) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2009 года по делу №  А46-19796/2008 (судья Железняк Л.В.), принятое по иску закрытого акционерного общества «Культсервис» к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о признании договора недействительным в части,

при участии в судебном заседании представителей: 

от ЗАО «Культсервис» - Стоялов В.А. по доверенности от 11.05.2007,

от ГУ по земельным ресурсам Омской области - Мурашова Т.Е. по доверенности № 0401/9 от 12.01.2009,  

                                                        установил:

Закрытое акционерное общество «Культсервис» (далее – ЗАО «Культсервис»)   03.10.2008 обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Главному Управлению по земельным ресурсам Омской области (далее – ГУ по земельным ресурсам Омской области) о признании недействительным пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 № 2102/2007, заключенного между сторонами, в части установления цены выкупа земельного участка в размере, превышающем 218 880 руб. 63 коп., а также о признании недействительным приложения № 1 к договору (расчет цены выкупа земельного участка).

В обоснование иска ЗАО «Культсервис» указало, что недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, было отчуждено из государственной собственности, в связи с чем выкупная цена земельного участка должна  рассчитываться в пределах двух с половиной процентов его кадастровой стоимости, что составляет 218 880 руб. 63 коп.

Решением Арбитражного суда Омской области от 11.02.2009 по делу № А46-19796/2008 исковые требования ЗАО «Культсервис» удовлетворены. С ГУ по земельным ресурсам Омской области в пользу ЗАО «Культсервис» взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возражая против принятого  судом решения, ГУ по земельным ресурсам Омской области  в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права.

ЗАО «Культсервис» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ по земельным ресурсам Омской области доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ЗАО «Культсервис» высказался согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, выслушав представителей сторон¸ суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение  суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов вдела и установлено судом первой инстанции, между ГУ по земельным ресурсам Омской области  (продавец), ЗАО «Культсервис» и ООО «Культтовары» (покупатели) во исполнение распоряжения ГУ по земельным ресурсам Омской области от 25.12.2007 № 4303-р заключен договор купли-продажи от 29.12.2007 № 2102/2007, по условиям которого в общую долевую собственность ЗАО «Культсервис» перешло 99/100 долей земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0092, площадью 5321 кв.м по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, 298, на котором расположены двухэтажный складской корпус литера Е, Е1, Е2 с пристройками, принадлежащие ЗАО «Культсервис» и ООО «Культтовары» (пункты 1.1, 1.2 договора).

Цена доли, подлежащая уплате истцом, составила 1 050 627 руб. (пункт 2.1 договора).

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 8 755 225 руб. 01 коп. (приложение к договору № 2102/2007от 29.12.2007 «Расчет цены выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок»).

Ссылаясь на несоответствие условия о цене, согласованного сторонами в пункте 2.1 договора №2102/2007 , императивной норме Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ЗАО «Культсервис» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Из материалов дела следует, что расположенные на земельном участке, являющемся предметом спорного договора, объекты недвижимости: нежилые помещения (номера на поэтажном плане первый этаж: 1-35, второй этаж: 1-3, 3*, 4-7, 11-13, 13*, 14-16, 16*, 17-19, 19*, 20-23, общей площадью 6219,1 кв.м, находящиеся в двухэтажном кирпичном здании с двумя кирпичными пристройками (литера Е, Е1, Е2) выбыли из государственной собственности и были включены в уставный капитал правопредшественника ЗАО «Культторг» на основании плана приватизации от 31.08.1992 во исполнение Указа Президента РФ от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» по договору выкупа № 16 от 26.10.1992, а затем на основании учредительного договора включены в уставный капитал ЗАО «Культсервис».

В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2007) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2010 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К этим лицам относятся: коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не предусмотрен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Из содержания приведенной нормы следует, что её действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.

Сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждено, что недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, являющемся предметом договора № 2102/2007 от 29.12.2007, отчуждено в процессе приватизации государственного имущества.

Следовательно, ЗАО «Культсервис» относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ (в редакции от 24.07.2007)

Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ  от 09.04.2009 № 14649/08.

Кадастровая стоимость спорного участка определена в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Омской области» и составляет 8 755 255 руб. 01 коп.   

Поскольку выкупная цена земельного участка в договоре № 2102/2007 от 29.12.2007 установлена без учета льготного размера выкупа, предусмотренного Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ, требования истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

В соответствии со статьей. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих её частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительности её  части.

Доводу  ответчика о том,  что  выкупная   цена  спорного  земельного  участка должна определяться в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об  утверждении   результатов   государственной   кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», а не в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Омской области», судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Материалами дела подтверждено, что необходимые документы для заключения договора купли-продажи земельного участка были переданы ответчику 10.09.2007 и в соответствии со статьей 36 ЗК РФ  ГУ по земельным ресурсам Омской области должно было подготовить и направить истцу проект договора выкупа земельного участка не позднее 10.11.2007, то есть до принятия Постановления Правительства Омской области   от 19.12.2007 № 174-п.

Кроме того, на момент заключения договора № 2102/2007 от 29.12.2007 Постановление Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 не действовало на территории Омской области, поскольку только Указом Губернатора Омской области от 29.12.2007 № 148 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области» исключена таблица «город Омск» в приложении № 1 к Указу Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области».

Текст Указа Губернатора от 29.12.2007 опубликован  30.12.2007 в газете «Омский вестник» № 131.

Порядок вступления нормативных актов, издаваемых компетентными органами Омской области, в данной части определен в подпункте 2 пункта 2 статьи 44 Закона Омской области от 21.11.2002 № 409-03 «О нормативных правовых актах Омской области»: придание нормативному правовому акту Омской области обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт Омской области устанавливает обязанности граждан и юридических лиц.

Поскольку Указом Губернатора Омской области от 29.12.2007 № 148 придана обратная сила, обязывающая граждан и юридических лиц оплачивать выкупаемые земельные участки по более высокой цене, определяемой Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, указанные нормативные правовые акты не применены судом к правоотношениям сторон.

 Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется. Апелляционная жалоба ГУ по земельным ресурсам Омской области оставляется без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

                                                       ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2009 года по делу № А46-19796/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Рябухина

Судьи

А.Н. Глухих

Н.А. Шарова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2009 по делу n А70-6383/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также