Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 по делу n А46-7223/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 мая 2009 года

                                        Дело №   А46-7223/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  25 мая 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  28 мая 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Гергель М.В.

судей  Гладышевой Е.В., Семеновой Т.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания

Мокшиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2620/2009) ФНС России на  определение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2009 о возвращении заявления о признании должника банкротом по делу № А46-7223/2009 (судья Мельник С.А.), вынесенное по заявлению Федеральной налоговой службы к открытому акционерному обществу по бытовому обслуживанию населения «Крутинское» о признании должника несостоятельным (банкротом),

В судебном заседании участвуют представители:

от Федеральной налоговой службы – не явился, извещена;

от открытого акционерного общества по бытовому обслуживанию населения «Крутинское» - не явился, извещено;

установил:

 

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании открытого акционерного общества по бытовому обслуживанию населения «Крутинское» (далее – ОАО по быт. обслуживанию «Крутинское», должник) несостоятельным (банкротом) и применении в отношении должника упрощенной процедуры банкротства, предусмотренной статьями 227-230 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определением Арбитражного суда Омской области от 25 марта 2009 года по делу № А46-7223/2009 заявление ФНС России от 23.03.2009 № 08-09/3782 возвращено заявителю, поскольку должник отвечает признакам недействующего юридического лица и исключается из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации).

Не согласившись с принятым судебным актом, ФНС России подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и разрешить вопрос по существу. Податель жалобы полагает, что арбитражным судом первой инстанции при принятии определения были нарушены нормы материального и процессуального права.

Представители должника, ФНС России, извещенных о судебном заседании в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены вынесенного судом определения на основании следующего.

Федеральная налоговая служба обратилась в арбитражный суд с заявлением  о признании общества банкротом, в порядке установленном статьями 227-230 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), для отсутствующих должников.

В заявлении о признании общества банкротом уполномоченный орган указал на наличие у должника задолженности по налогам, пеням и штрафам на 23.03.2009 в сумме 3 376 633 рубля 11 копеек (налоги – 1 081 122 рубля, пени – 2 291 242 рубля 11 копеек, штраф – 4 269 рублей), просроченной свыше трех месяцев, а также прекращение должником основной деятельности и отсутствие имущества у должника.

Суд первой инстанции указал, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица, согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации и на основании пункта 1  части 1 статьи 129 АПК РФ возвратил заявление ФНС России.

Проверив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что определение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Гражданским кодексом Российской Федерации урегулирован общий порядок ликвидации юридических лиц, в том числе путем признания их несостоятельными (банкротами). Закон о банкротстве содержит специальные нормы о банкротстве отдельных категорий юридических лиц - ликвидируемых организаций, отсутствующих должников и т.д.

К категории отсутствующих должников закон относит фактически прекративших свою деятельность юридических лиц, руководители которых отсутствуют или установить место их нахождения не представляется возможным (часть 1 статьи 227 Закона о банкротстве).

При этом, действующим законодательством предусмотрена возможность исключения организаций из Единого государственного реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.

Так, согласно пункту 1 статьи 21.1. Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2 статьи 21.1 Закона о регистрации).

При применении нормы статьи 21.1 Закона о регистрации судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 67 «О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» (далее   - Постановление Пленума № 67)).

При этом в случаях подачи заявления о признании банкротом должника – юридического лица, отвечающего признакам недействующего лица, на налоговый орган возлагается обязанность доказывания ряда обстоятельств:

- невозможности его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке; 

- вероятности обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган (при этом уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника);

- обоснованности, законности требований уполномоченного органа по уплате обязательных платежей и наличия возможности их принудительного взыскания в установленном законодательством порядке (пункты 2, 4, 5 Постановления Пленума № 67).

При непредставлении этих доказательств при принятии заявления оно подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве. Если же обстоятельства, подлежащие доказыванию, не установлены, возбужденное производство по делу о банкротстве отсутствующего должника подлежит прекращению (пункты 3, 5 Постановления Пленума № 67).

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1). Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (часть 1 статьи 66 АПК РФ). Обязанность доказывания соответствующих обстоятельств налоговым органом в деле о банкротстве отсутствующего должника  изложена выше.

Суд первой инстанции правильно указал, что представленные ФНС России доказательства не могут служить основанием для отнесения должника к действующему лицу, как следствие, основанием для ликвидации должника в рамках процедуры банкротства.

Данная правовая позиция изложена, в частности, в определении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2009 № 2910/09, постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2009 № Ф04-843/2009 (459-А46-24).

Так из представленных заявителем документов следует, что бухгалтерская отчетность не представлялась должником в налоговый орган с  01.01.2005 года (справка Межрайонной ИФНС России № 3 по Омской области от 26.01.2009), расчетные счета отсутствуют (справка Межрайонной ИФНС России № 3 по Омской области № 03-27), имущества у должника не имеется (справка Управления Федеральной налоговой регистрационной службы по Омской области от 12.12.2008 № 14/018/2008-130, справка ГП ОО «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 19.12.2008 № 126).

Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица.

ФНС России не представлено доказательств невозможности исключения общества из Единого государственного реестра юридических лиц.

Доводы заявителя о финансировании мероприятий, направленных на покрытие судебных расходов по делу о банкротстве, за счет федерального бюджета, отклоняются судом, так как одной из основных целей Закона о банкротстве является обеспечение прав реальных или потенциальных кредиторов путем создания условий для справедливого удовлетворения их экономических и юридических интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2001 по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В данном случае процедура по признанию отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) повлечет расходы бюджетных средств по осуществлению процедур банкротства, но не погашение задолженности по обязательным платежам.

Кроме того, необходимо учитывать, что положения действующего законодательства не препятствуют регистрирующему органу неоднократно инициировать процедуру, направленную на исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (пункт 4 Постановления Пленума № 67).

Довод подателя жалобы о наличии у общества на 23.03.2009 задолженности по налогам, пени, штрафам в размере 3 376 633 рубля 11 копеек, что препятствует осуществлению действий по исключению его из Единого государственного реестра юридических лиц, является необоснованным.

В силу пунктов 2, 4 и 6 Постановления Пленума N 67 факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц

Поскольку общество обладает признаками недействующего юридического лица, а заявитель не представил доказательств, невозможности исключения общества из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, суд первой инстанции обоснованно возвратил заявление ФНС России.

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Ссылка подателя жалобы на то, что решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в соответствии с письмом  ФНС России от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668@ "О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений ФЗ от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» может быть принято только при наличии в регистрирующем органе документов, подтверждающих отсутствие у недействующего юридического лица задолженности по обязательным платежам в бюджет, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении спорной ситуации арбитражный суд обязан руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращения недействующих юридических лиц».

Кроме того, суд апелляционной инстнуии считает необходимым указать, что решением Арбитражного суда Омской области от 29.01.2002 по делу № К/Э-659/01 ОАО по быт. обслуживанию «Крутинское» признано несостоятельным (банкротом), а определением Арбитражного суда Омской области от 25 марта 2003 года завершено конкурсное производство в отношении  ОАО по быт. обслуживанию «Крутинское».

В силу положения Закона о банкротстве определение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2003 по делу № К/Э-659/01 является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ОАО по быт. обслуживанию «Крутинское».

Нормы материального права при разрешении вопроса судом первой инстанции были применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. При таких обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба ФНС России удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Определение Арбитражного суда омской области от 25 марта 2009 года по делу № А46-7223/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.В. Гергель

Судьи

Е.В. Гладышева

Т.П. Семенова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 по делу n А46-6928/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также