Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А70-7535/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 мая 2009 года

                                                         Дело №   А70-7535/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  21 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 мая 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рябухиной Н.А.

судей  Литвинцевой Л.Р., Шаровой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Мазик И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2394/2009) Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10 марта 2009 года по делу № А70-7535/2008 (судья Доронин С.А.), принятое по иску Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Департаменту социального развития Тюменской области

о взыскании убытков в размере  1 416 800 руб.,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента социального развития Тюменской области – Байматов П.Н. по доверенности  № 20-09 от 15.04.2009,

от Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – представитель не явился,  

                                                       установил:

Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Тюменское РО ФСС РФ) 07.11.2008 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту социального развития Тюменской области о взыскании 1 416 800 руб. убытков, причиненных в результате нецелевого расходования средств бюджета Фонда социального страхования РФ, полученных управлением социальной защиты населения г. Ишима на выплату пособий неработающим гражданам на основании договора № 094 от 12.02.2008.

До принятия судом решения по делу  Тюменское РО ФСС РФ в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) уточнило исковые требования, просит взыскать с ответчика неправомерно израсходованные денежные средства в размере 1 416 800 руб. (л.д. 56-59 т. 2). Уточнения приняты судом.

 Решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.03.2009 по делу № А70-7535/2008 в удовлетворении иска отказано.

В обоснование решения суд со ссылкой на статьи 38, 283, 289 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) и установленные обстоятельства указал о совершении бюджетного правонарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств их конечными получателями. При этом судом сделан вывод, что бюджетным законодательством взыскание неправомерно израсходованных денежных средств (убытков) как мера ответственности за бюджетное правонарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств не предусмотрена. Кроме того, судом учтено, что по факту выявленного нецелевого использования бюджетных средств возбуждено уголовное дело, в котором Тюменское РО ФСС РФ признано гражданским истцом по иску о возмещении  материального ущерба в сумме 1416800руб.

Возражая против принятого судом решения, Тюменское РО ФСС РФ в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права.

Департамент социального развития Тюменской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. С отзывом ответчик представил справку Ишимской межрайонной прокуратуры от 20.04.2009 , согласно которой,  уголовное дело по обвинению бывших работников  УСЗН г.Ишима Малышкиной Н.Н. и Тысяченко Н.А. направлено в Ишимский городской суд для рассмотрения по существу.

Представитель Тюменского РО ФСС РФ, извещенного надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился.

На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента социального развития Тюменской области высказался согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё (с приложенной справкой от 20.04.2009) , выслушав явившегося представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ГУ Тюменское РО Фонда социального страхования РФ и Департаментом социального развития Тюменской области заключен договор о перечислении средств (финансировании) на выплату пособий неработающим гражданам от 12.02.2008 № 094, предметом которого является перечисление Региональным отделением Фонда денежных средств Департаменту в лице Территориальных управлений социальной защиты населения, указанных в приложении № 1 к договору, на выплату пособий неработающим гражданам, имеющим право на пособия в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».  Согласно пункту 5.1 договора  он действует с 01.01.2008 по 31.12.2008.

В договоре стороны установили в том числе обязанность ответчика обеспечить целевое использование бюджетных средств, направленных на выплату пособий, а также осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий Территориальными управлениями (пункты 2.3.5, 2.6 договора).

До 01.01.2008  между сторонами действовало соглашение №502-05 от 11.01.2005  о порядке финансирования выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей  (с учетом дополнительного соглашения к нему от 10.01.2007 №39/1-07).

В период с 14.05.2008 по 02.06.2008 ГУ Тюменское РО Фонда социального страхования РФ проведена проверка Департамента социального развития Тюменской области по вопросу целевого расходования средств федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, а также проверка непосредственно Территориальных управлений по вопросу расходования средств Фонда на выплату пособий неработающим гражданам за первый квартал 2008г.

По результатам проверки истцом выявлено нецелевое использование средств бюджета ФСС РФ и вынесено решение №18 от 18.07.2008 о непринятии расходов, произведенных органами социальной защиты населения, в счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, полученных от отделения Фонда, на выплату пособий неработающим гражданам. В соответствии с решением не приняты к зачету 1416800руб. расходов по УСЗН г.Ишима   (л.д. 27 т. 1).

В связи с нецелевым расходованием  средств  социального страхования и на основании договора ответчику предложено восстановить (перечислить) в бюджет ГУ Тюменское РО Фонда социального страхования РФ сумму 1 435 041 руб. 04 коп. , в том числе 1416800руб. - по г.Ишиму (письмо № 02-25/05-2764 от 04.09.2008 на л.д. 24-25 т. 1)

Отказ в выполнении указанного требования (письмо № 10/12271 от 02.10.2008 на л.д. 26 т. 1) послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения иска Тюменского РО ФСС РФ.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, и её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Такими условиями являются: факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между двумя первыми элементами, вина причинителя вреда, размер причиненного вреда.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исходя из материалов дела, суд апелляционной инстанции считает, что Тюменское РО  ФСС РФ не доказано наличие вины ответчика в причинении истцу убытков. 

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что по факту нецелевого использования бюджетных средств в размере 1 435 041 руб. 04 коп. возбуждено уголовное дело № 200800077/19 в отношении бывших сотрудников УСЗН г. Ишима Малышкиной Н.Н. и Тысяченко Н.А.  ГУ Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ признано гражданским истцом по данному уголовному делу (постановление о признании гражданским истцом от 20.01.2009 на л.д. 70-71 т. 2).

Обвинительное заключение от 31.03.2009 по уголовному делу № 200800077/19 по обвинению Малышкиной Н.Н. и Тысяченко Н.А. в совершении преступлений утверждено Ишимским межрайонным прокурором и с материалами уголовного дела направлено в Ишимский городской суд для рассмотрения по существу (справка прокурора Ишимской межрайонной прокуратуры Тюменской области от 20.04.2009 № 03-47).

Поскольку нецелевое расходование средств бюджета Фонда социального страхования РФ в данном случае не связано с неправомерными действиями Департамента социального развития Тюменской области, исковые требования ГУ Тюменское РО Фонда социального страхования РФ о взыскании 1 416 800 руб. убытков не подлежат удовлетворению.

Кроме того, судом первой инстанции правильно установлено, что между истцом и ответчиком сложились бюджетные отношения в процессе осуществления и исполнения расходов бюджетной системы Российской Федерации, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 БК РФ).

Согласно статье 283 БК РФ, нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В соответствии со статьей 289 БК РФ направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым. Данные действия являются наказуемыми и влекут применение мер принуждения в порядке, применяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В качестве мер принуждения за нецелевое использование бюджетных средств (правовосстановительные меры) бюджетное законодательство предусматривает наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 15.14), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (статья 285.2 УК РФ).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что взыскание неправомерно израсходованных денежных средств (убытков) как мера ответственности за бюджетное правонарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств, не предусмотрена бюджетным законодательством.

Договор № 094 от 12.02.2008 суд первой инстанции правильно квалифицировал в качестве соглашения, имеющего публично-правовой, а не гражданско-правовой характер.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется. Апелляционная жалоба ГУ Тюменское РО Фонда социального страхования РФ оставляется без удовлетворения. Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченная истцом по платежному поручению № 971 от 31.03.2009, подлежит возвращению из федерального бюджета, поскольку ГУ Тюменское РО Фонда социального страхования РФ в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

                                                       ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 10 марта 2009 года по делу № А70-7535/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить Государственному учреждению – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 971 от 31.03.2009.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Рябухина

Судьи

Л.Р. Литвинцева

Н.А. Шарова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А70-8278/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также