Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А70-870/2009. Отменить решение полностью и прекратить производство по делу

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 мая 2009 года

                                Дело №   А70-870/2009

Резолютивная часть постановления объявлена   19 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 мая 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Лотова А.Н.,

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1993/2009) общества с ограниченной ответственностью «Мавит» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.03.2009 по делу № А70-870/2009 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению исполняющего обязанности Ишимского межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Мавит» о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в  судебном заседании представителей:

            от общества с ограниченной ответственностью «Мавит» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

            от исполняющего обязанности Ишимского межрайонного прокурора - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

           

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.03.2009 по делу № А70-870/2009 удовлетворены требования, заявленные исполняющим обязанности Ишимского межрайонного прокурора (далее по тексту - Прокурор, заявитель) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Мавит» (далее по тексту - ООО «Мавит», Общество) к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мотивируя решение, суд указал, что материалами дела подтверждается факт совершения ООО «Мавит» правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, при таких обстоятельствах, требования Прокурора судом были удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной жалобе ООО «Мавит» просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.03.2009 по делу № А70-870/2009 отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что в данном случае действия ООО «Мавит» должны были быть квалифицированы Прокурором по части 1 статьи 14.4 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена ответственность  за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Прокурор, в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ООО «Мавит» и Прокурор, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представили.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени судебного заседания. 

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Ишимской межрайонной прокуратурой совместно с Отделением по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства была проведена проверка по вопросу соответствия деятельности ООО «Мавит» обязательным требованиям государственных стандартов, правилам обязательной сертификации. Проверка проводилась в магазине № 40, принадлежащем ООО «Мавит» и расположенном по адресу: г. Ишим, ул. Челюскинцев, 10А.

В ходе проверки было установлено, что в магазине № 40 деятельность по розничной продаже пищевой продукции  осуществляется с нарушением требований национальных стандартов Российской Федерации «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст ГОСТ Р 51074-2003.

Так, в ходе проверки было установлено, что в магазине № 40 реализовывалась хлебобулочная  продукция  (хлеб в количестве шести булок), при этом, информация для потребителей, наличие которой предусмотрено обязательными требованиями  государственных стандартов, а именно, информация о наименовании и местонахождении изготовителя данной продукции, пищевых добавках, пищевой  ценности, дате изготовления продукции, сроке реализации, отсутствовала.

Указанная продукция была снята с реализации и передана на ответственное хранение директору ООО «Мавит» Мажукину В.А.

В ходе проверки составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу  или частному предпринимателю помещений, территории, объектов  и предметов (л.д. 13).

По результатам рассмотрения материалов проверки исполняющим  обязанности Ишимского межрайонного прокурора  03.02.2009 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 8) на основании которого в отношении ООО «Мавит» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Далее Прокурор обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении ООО «Мавит» к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.03.2009 по делу № А70-870/2009  требования Прокурора  удовлетворены.

Означенное решение обжалуется ООО «Мавит» в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

Как было указано выше, в ходе проверки, проводимой в отношении ООО «Мавит», был установлен факт реализации  пищевой продукции  (хлебобулочные изделия)  с нарушением требований национальных стандартов Российской Федерации «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст ГОСТ Р 51074-2003.

Действия Общества были квалифицированы Прокурором по части 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные Прокурором, поддержал вывод заявителя о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем судом первой инстанции  не  было учтено следующее.

Обществом совершено правонарушение при осуществлении розничной продажи населению товаров, не соответствующих требованиям ГОСТов.

Согласно части 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора в сфере обеспечения требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и единства измерений.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также в уклонении от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Статья 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   находится в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» и называется «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений».

Правонарушения, относящиеся к диспозиции части 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и регулируемые главой 19 названного Кодекса, могут являться основанием для привлечения к административной ответственности лишь в случае выявления в их составе нарушений против порядка управления.

Исходя из существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, нормы данной статьи должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, и должны распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности.

Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов по качеству, комплектности и упаковке, установлена в части 1 статьи 14.4 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в части 1 статьи 14.4 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (часть 1 статьи 23.49 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях).

Объектом правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 14.4 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, а именно,  продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Таким образом, поскольку ООО «Мавит» осуществляло деятельность в сфере розничной торговли, в  частности реализовывало хлебобулочные изделия, действия Общества должны были быть квалифицированы Прокурором по  части 1 статьи 14.4 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, так как данная норма является специальной по отношению к статье 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума от 02.06.2004 №  10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Вместе с тем, если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

В пункте 6 упомянутого Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

Учитывая, что судами дана неправильная квалификация действиям Общества, так как их  надлежало квалифицировать по части 1 статьи 14.4 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, то в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150, частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 23.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   судебные акты подлежат отмене, производство в арбитражном суде по заявлению Прокурора о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   прекращению.

Арбитражному суду Тюменской области на основании пункта 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   необходимо возвратить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении  ООО «Мавит» и прилагаемые к нему документы исполняющему обязанности Ишимского межрайонного прокурора.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь  пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Тюменской области  от 02.03.2009 по делу № А70-870/2009 отменить.

Производство по делу № А70-870/2009 прекратить.

Постановление о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью  «Мавит» дела об административном правонарушении от 03.02.2009  и прилагаемые к нему документы возвратить исполняющему обязанности Ишимского межрайонного прокурора.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

 

Н.А. Шиндлер

Л.А. Золотова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А70-7535/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также