Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу n А46-3385/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Омск

30 сентября 2015 года

                                              Дело №   А46-3385/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  23 сентября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 сентября 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сидоренко О.А.,

судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8208/2015) жилищно-строительного кооператива «Молодежный-3» на решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2015 по делу № А46-3385/2015 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению жилищно-строительного кооператива «Молодежный-3» (ИНН 5505007085, ОГРН 1025501167757) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (ИНН 5522005909, ОГРН 1045541001296) о признании незаконным и отмене постановления № 1-17ю/2015 от 12.03.2015,

 

при участии в судебном заседании представителей:

от жилищно-строительного кооператива «Молодежный-3» – Штефан В.Н. (личность удостоверена паспортом, по протоколу заседания правления от 21.03.2014, имеющемуся в материалах дела);

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области – Черемисин М.А. (по удостоверению, по доверенности № 01-20/05211 от 06.04.2015 сроком действия 1 год), Пестун Е.Г. (по удостоверению, по доверенности № 01-20/04689 от 27.03.2015 сроком действия 1 год);

установил:

жилищно-строительный кооператив «Молодежный-3» (далее – ЖСК «Молодежный-3», Кооператив, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (далее – Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2015 № 1-17ю/2015 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2015 по делу № А46-3385/2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЖСК «Молодежный-3» обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что не выполняет роль платежного агента, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, является необоснованным требование о переводе платежей физических лиц за коммунальные услуги и взносов на содержание дома на специальный банковский счет, а не просто имеющийся расчетный счет. По убеждению заявителя, требование от ЖСК «Молодежный-3» производить расчеты через специальный банковский счет противоречит положению пункта 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также податель жалобы указывает, что требование о зачислении взносов на содержание и эксплуатацию дома на специальный счет делает невозможным выполнение уставных задач стоящих перед Кооперативом, так как исключает возможность выплачивать заработную плату обслуживающему персоналу и приобретать расходные материалы на хозяйственные нужды, тем самым ограничивают жилищные права членов ЖСК «Молодежный-3».

В дополнениях к апелляционной жалобе, заявитель просит применить положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освободить его от административного наказания.

В представленном до начала судебного заседания отзыве Инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ЖСК «Молодежный-3» поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

На основании решения заместителя начальника Инспекции от 12.02.2015 № 1-17ю/2015 должностным лицом налогового органа в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» проведена проверка деятельности заявителя по вопросам соблюдения платёжными агентами (поставщиками) обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета) за период с 01.07.2014 по 30.09.2014.

В ходе контрольных мероприятий было установлено, что государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи Омской области - филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» является платёжным агентом, оказывающим услуги по переводу денежных средств, поступающих поставщику услуг - ЖСК «Молодежный-3» от населения за предоставленные им коммунальные услуги.

Денежные средства, принятые платёжным агентом от населения в качестве оплаты за коммунальные услуги за проверяемый период в сумме 442 295 руб. 05 коп. (64 факта приёма платежей) поступили на расчётный счёт Кооператива 40703810645270100851 (подтверждается выпиской банка по операциям на расчётном счёте).

По сведениям, имеющимся в распоряжении заинтересованного лица, о наличии (отсутствии) у налогоплательщика открытых расчётных и других счетов (счёта) установлено, что у заявителя отсутствует открытый расчётный счёт № 40821 «Специальный банковский счёт платёжного агента, банковского платёжного агента (субагента), поставщика», необходимый для осуществления расчётов, что является нарушением пунктов 14,15,18 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ.

24.02.2015 административным органом составлен протокол № 1-17ю/2015 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением № 1-17ю/2015 от 12.03.2015 Кооператив привлечён к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Полагая, что указанный акт является необоснованным и незаконным, ЖСК «Молодежный-3» обратилось в арбитражный суд вышеуказанным заявлением.

02.07.2015 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», банковскими платёжными агентами и банковскими платёжными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платёжной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а равно неиспользование платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, банковскими платёжными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует совершение любого из перечисленных деяний.

Субъектами административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ за неиспользование специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов являются платёжные агенты, банковские платёжные агенты, банковские платёжные субагенты и поставщики.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приёму платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее по тексту - Закон № 103-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 103-ФЗ поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» и № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платёжной системе» установлена обязанность банковских платёжных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, а также платёжных агентов и поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ, использовать специальный банковский счёт.

Специальный банковский счёт должен использоваться платёжными агентами, банковскими платёжными агентами (субагентами) для зачисления в полном объёме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчётов поставщиком - для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счёта платёжного агента, и списания денежных средств на банковские счета.

Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчётов с платёжным агентом при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платёжным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В силу положений пунктов 16 - 17, 19 - 20 статьи 4 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ по специальному банковскому счёту платёжного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счёта платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счёт платёжного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счёту платёжного агента не допускается.

Из материалов дела следует, что государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи Омской области - филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее - ФГУП «Почта России») принимает от физических лиц в пользу ЖСК «Молодежный-3» платежи за жилищно-коммунальные услуги.

Факт поступления денежных средств от платёжного агента – государственного учреждения

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу n А70-3230/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также