Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А46-2538/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 июля 2015 года

                                                        Дело №   А46-2538/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  23 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 июля 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Самовичем А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6670/2015) общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» на решение Арбитражного суда Омской области от 15.05.2015 по делу № А46-2538/2015 (судья Яркова С.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» (ОГРН 1115543025091, ИНН 5504226800)

к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН  1025500748613, ИНН  5508001003)

о признании незаконным решения, выраженного в письме от 13.01.2015 №Исх.-ДИО/88

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: Глазкова Екатерина Витальевна (удостоверение, по доверенности № 19990 от 02.12.2014 сроком действия один год).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» (далее - заявитель, Общество, ООО «УК «Перспектива») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме от 13.01.2015 № Исх-ДИО/88 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 1-я Поселковая, 70, для размещения спортивной площадки; обязании Департамента утвердить и выдать схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 264 кв.м., с учётом кадастрового плана и кадастровой карты территории, информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учётом плотности параметров застройки территории, границ смежных земельных участков, по адресу: г.Омск, ул.1-я Поселковая, д.70, для размещения спортивной площадки.

Решением Арбитражного суда Омской области от 15.05.2015 по делу № А46-2538/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. ООО «УК «Перспектива» из федерального бюджета возвращено 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 02.03.2015.

Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости (менее 10 м.) к индивидуальному жилому дому № 70 по ул.1-я Поселковая, а также в охранной зоне инженерных коммуникаций.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «УК «Перспектива» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка достаточно поступления в адрес уполномоченного органа местного самоуправления заявления о предоставлении участка, содержание которого соответствует требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в то время как от наличия или отсутствия оснований для предоставления участка в аренду или в собственность соответствующему лицу возможность утверждения указанной выше схемы в зависимость не ставится.

Таким образом, по мнению подателя жалобы наличие предусмотренных законом препятствий для предоставления земельного участка в аренду конкретному заинтересованному лицу не является основанием для отказа в составлении и выдаче уполномоченным органом схемы расположения такого участка, поскольку вопрос о наличии соответствующих препятствий разрешается уполномоченным органом на последующих этапах рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

При этом, заявитель обращает внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрено принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка до утверждения и выдачи схемы, осуществления государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.

Оспаривая доводы подателя жалобы, Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ООО «УК «Перспектива», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель Департамента в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.

16.12.2014 ООО «УК «Перспектива» обратилось в Департамент с заявлением (вход. № 12108) о предоставлении ему на праве собственности земельного участка по адресу: г. Омск, ул. 1-я Поселковая, д. 7 в Советском административном округе, ориентировочной площадью 264 кв.м. для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения спортивной площадки.

Письмом от 13.01.2015 № Исх-ДИО/88 Департамент уведомил заявителя об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что участок располагается в непосредственной близости к существующему индивидуальному жилому дому № 70 по ул.1-я Поселковая (менее 10 м) и к его придомовой территории. В письме также указано, что в границах испрашиваемого земельного участка располагается существующая воздушная линия высокого напряжения, а сам участок находится в охранной зоне существующих инженерных коммуникаций: водопровод, воздушная линия высокого напряжения.

Полагая, что отказ Департамента не соответствует требованиям закона и нарушает права ООО «УК «Перспектива» в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

15.05.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ (действовавшей в спорный период) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

ООО «УК «Перспектива» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения спортивной площадки.

Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Соответствующим органом местного самоуправления является Департамент, который действует в рамках положения «О Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска», утвержденного решением Омского городского Совета № 452 от 26.10.2011.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.

Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством» устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.

Согласно статьям 2,  3 названного решения процедура предоставления земельных участков включает в себя:

1) принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;

2) рассмотрение уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;

3) принятие решения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;

4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.

Порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.

В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 № 935-п «О рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством» определена процедура рассмотрения обращений заинтересованных лиц о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, для целей, не связанных со строительством.

Согласно пункту 9 данного постановления для рассмотрения заявлений создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждаются правовым актом Администрации города Омска.

Состав и регламент работы окружных комиссий утверждаются правовым актом администрации соответствующего административного округа города Омска.

Таким правовым актом в городе Омске является постановление Администрации города Омска от 03.02.2011 № 16-и «О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством».

В соответствии с указанным постановлением Комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.

Принятое Комиссией решение оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывается каждым членом Комиссии

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А70-886/2015. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также