Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу n А75-4700/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 08 мая 2009 года Дело № А75-4700/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П. при ведении протокола судебного заседания: Мокшиной С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1027/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты-мансийского автономного округа от 14.01.2009 по делу № А75-4700/2008 (судья Мингазетдинов М.М.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙНБИЗНЕС" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании недействительным решения № 5176 от 23.07.2008, при участии в судебном заседании представителей: от заинтересованного лица – Замятин С.В. (удостоверение УР № 429112 действительно до 31.12.2009, доверенность от 20.11.2008 сроком на 12 месяцев); от заявителя – не явился, извещено, установил: Решением от 14.01.2009 по делу № А75-4700/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙНБИЗНЕС" (далее – ООО «Лайнбизнес», общество, налогоплательщик), обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – ИФНС России по г.Сургуту ХМАО, инспекция, налоговый орган) возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес за январь-май 2005 года в сумме 504 000 руб. В части признания ненормативного акта недействительным суд принял отказ заявителя от требований и прекратил в данной части производство по делу. В обоснование принятого судебного акта суд перовой инстанции указал на наличие у заявителя права на возврат излишне уплаченного налога. Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять новый судебный акт. При этом, ссылаясь на то, что судом неверно был определен срок на возврат суммы излишне уплаченного налога. В отзыве на апелляционную жалобу, общество с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ООО «ЛАЙНБИЗНЕС» стоит на налоговом учёте в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 46 г. Москвы, дата регистрации Общества 24.09.2003, ИНН 7713507942, является плательщиком налога на игорный бизнес. В ИФНС РФ г. Сургута по ХМАО-Югре, состоит на налоговом учете филиал Общества. 29.12.2007 ООО «ЛАЙНБИЗНЕС» представило в Инспекцию уточнённые налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за 2005-2006 годы. Поскольку Общество посчитало, что налог на игорный бизнес им излишне уплачен, 13.02.2008 направило в Инспекцию заявление о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 5 193 000 руб. Инспекция в письме от 21.02.2008 № 4200 указала о том, что суммы, заявленные на возврат не подтверждены отделом камеральных проверок, т.к. проводятся контрольные мероприятия. Предложено написать другое заявление на возврат после проведения проверки. С повторными заявлениями о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес Общество обращалось 15.04.2008 и 25.06.2008 Решением о возврате № 100289 от 09.07.2008 Обществу возвращена сумма налога в размере 4 689 000 руб. В осуществлении возврата суммы налога в размере 504 000 руб. решением налогового органа № 5176 от 23.07.2008, Обществу отказано в связи с истечением трёхлетнего срока со дня уплаты при условии, что переплата образовалась по декларациям на уменьшение за период с января 2005 года по май 2005 года. Не согласившись с указанными действиями Инспекции, ООО «ЛАЙНБИЗНЕС» обратилось в арбитражный суд. 14.01.2009 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. Согласно ст. 3 Федерального закона № 88-ФЗ от 14.06.1995 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает, в частности, в остальных (ранее не названных) отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 88-ФЗ от 14.06.1995, в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Статьей ст.2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, в том числе, по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории РФ. Исходя из положений ст. 17 НК РФ установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, которым относится, в том числе, налоговая ставка. В соответствии со гл. 29 НК РФ ООО «ЛАЙНБИЗНЕС» с момента регистрации являлось плательщиком налога на игорный бизнес. В соответствии со ст. 364 НК РФ объектом обложения налогом на игорный бизнес являются, в частности, игровые автоматы. Статья 369 НК РФ предоставляет право установления налоговой ставки субъектам Российской Федерации. В силу ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2003 №54-ОЗ «О единых ставках налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа», введенного в действие с 01.01.2004, размер ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территории автономного округа, в месяц составляет 1500 руб. за один игровой автомат. Позднее в Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2003 №54-ОЗ «О единых ставках налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа» были внесены изменения, и размер ставок был увеличен с 01.01.2005 по 31.12.2005 до 4500 руб., с 01.01.2006 по 28.02.2007 - 7500 руб. Как следует из материалов дела запись об ООО «ЛАЙНБИЗНЕС» в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена 24.09.2003. Из изложенного усматривается, что субъекты малого предпринимательства, зарегистрированный до принятия изменений в Закон № 54-ОЗ, и у которых в период действия первой редакции этого закона не истекли четыре года с момента их государственной регистрации, обоснованно могли применять ранее действующие ставки налогообложения в размере 1500 руб. с одного игрового автомата, которые являются для них более благоприятными. При этом, отмена ст. 9 ФЗ № 88-ФЗ с 01.01.2005 может иметь значение лишь для тех субъектов малого предпринимательства, которые будут зарегистрированы позднее указанной даты. Установленная государством для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных до 01.01.2005 гарантия сохранения в течение 4 лет режима налогообложения не хуже, чем существовал на дату регистрации – обеспечивается положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации, соответствует требованиям ст. 5 п. 2 НК РФ и общему смыслу Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», обеспечивающего гарантии стабильности развития определенной категории субъектов предпринимательства, и подтверждается сложившейся правоприменительной практикой. В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган, исчисляемый со дня уплаты указанной суммы. Как следует из материалов дела, первая оплата была произведена обществом 21.02.2003, а первичное обращение с заявлением о возврате было подано в налоговый орган13.02.2008, то есть срок обществом пропущен не был. Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм. Сроки обращения налогоплательщика в суд с указанными требованиями в рассматриваемом случае исчисляются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства (ст. 196, 200 ГК РФ ), а при определении момента с учетом которого следует исчислять указанный срок необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела и объема представленных доказательств. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, указывающие на то, что о наличии переплаты обществу было известно до дня подачи уточненных деклараций. При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции исходит из того, что началом течения срока, с учетом которого следует исчислять 3х годичный срок исковой давности, следует считать дату подачи уточненных деклараций. Пропуск Обществом трехлетнего срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ, не препятствует ему обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В определении от 21.06.2001 № 173-О Конституционный Суд Российской Федерации признал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанная правовая позиция также подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.06 № 6219/06. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Таким образом, ООО «ЛАЙНБИЗНЕС», обратившись 23.09.2008 в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, не пропустило трехлетнего срока на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов. Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные Обществом и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы. Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на инспекцию. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.01.2009 по делу №А75-4700/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий О.Ю. Рыжиков Судьи Н.Е. Иванова Е.П. Кливер Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу n А46-9/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|