Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу n А46-19934/2008. Отменить решение полностью и прекратить производство по делу

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 мая 2009 года

                                                       Дело №   А46-19934/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  27 апреля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 мая 2009 года

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,

судей Рябухиной Н.А., Ильницкой Д.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-2151/2009) Департамента финансов и контроля Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.03.2009, принятое по делу №  А46-19934/2008 (судья Биер Е.Б.) по иску открытого акционерного общества «Управляющая Компания Центржилсервис» к муниципальному образованию городской округ город Омск в лице Департамента городского хозяйства администрации города Омска,

третье лицо: Департамент финансов и контроля администрации г. Омска

о взыскании 401 086 рублей 04 копеек,

при участии в судебном заседании представителей:

от ОАО «Управляющая Компания Центржилсервис» – представитель  Яковлев К.А. (паспорт 5205 3194520 от 09.06.2005, доверенность № 01-06/30 от 16.01.2009 сроком действия 1 год);

от муниципального образования город Омск – представитель  не явился;

от Департамента финансов и контроля администрации г. Омска – представитель  Окишев К.В. (удостоверение № 634 от 27.12.2005, доверенность № 4201 от 07.07.2008 сроком действия 3 года);

                                                                  установил:

Открытое акционерное общество «Управляющая Компания Центржилсервис»  (далее –  ОАО «Управляющая Компания Центржилсервис», истец) со ссылкой на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ город Омск в лице Департамента городского хозяйства администрации города Омска  (далее – МО городской округ город Омск, ответчик), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента финансов и контроля администрации г.Омска (далее – третье лицо) о взыскании задолженности в сумме 401 086 руб. 04 коп. в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по соглашению об условиях предоставления бюджетных средств от 09.08.2007.

До рассмотрения спора по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменил предмет иска, со ссылкой на статью 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации, просил взыскать компенсацию в размере недофинансирования в сумме 401 086 руб. 04 коп.

Решением Арбитражного суда Омской области от 10.03.2009 по делу №  А46-19934/2008 исковые требования ОАО «Управляющая Компания Центржилсервис» удовлетворены в полном объёме. С ответчика в пользу истца взысканы 401 086 руб. 04 коп. компенсации; расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 521 руб. 72 коп.

Принятое решение суд первой инстанции обосновал тем, что истец в 2007 году на основании соглашения от 09.08.2007 являлся получателем бюджетных средств. Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ) в редакции от 26.04.2007 устанавливал право получателя на компенсацию в размере недофинансирования. Пунктом 17 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 №  63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон от 26.04.2007 №  63-ФЗ) установлено, что бюджетные отношения, связанные с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 году регулируются БК РФ без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом. В связи с этим, на основании статьи 238 БК РФ истец имеет право на взыскание компенсации в размере недофинансирования за 2007 год в судебном порядке. Фактический размер понесенных расходов ОАО «Управляющая Компания Центржилсервис» доказан, в связи с чем требования истца о взыскании 401 086 руб. 04 коп., как разницы между лимитом бюджетных обязательств, обозначенных в соглашении № 4-560/07 от 09.08.2007 и объемом полученных денежных средств, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент финансов и контроля администрации г. Омска в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы третье лицо указывает на то, что данный спор не отнесён к подведомственности арбитражных судов, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению. Ссылается на то, что суд первой инстанции неправомерно применил к спорным правоотношениям нормы статьи 238 БК РФ, поскольку данная норма на момент подачи иска и рассмотрения дела утратила свою силу.

ОАО «Управляющая Компания Центржилсервис» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Департамент городского хозяйства администрации города Омска надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил, своего представителя в суд не направил.

На основании статей 156, 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента финансов и контроля администрации г. Омска поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ОАО «Управляющая Компания Центржилсервис» пояснил, что поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Омской области от 10.03.2009 по делу №  А46-19934/2008, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене с прекращением производства  по делу.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 09.08.2007 Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (по соглашению - распорядитель) и ОАО «Управляющая Компания Центржилсервис» (по соглашению - организация) подписали соглашение № 4-560/07 об условиях предоставления бюджетных средств (далее - соглашение № 4-560/07 от 09.08.2007), предметом которого являлось предоставление организации из бюджета города Омска бюджетных средств в размере 7 797 329 руб. в форме субсидии для поддержки ее социально значимой деятельности на территории города Омска по организации и проведению работ по асфальтированию дворовых территорий жилых домов Центрального административного округа города Омска.

18.07.2007 ОАО «Управляющая Компания Центржилсервис» для выполнения работ по асфальтированию дворовых территорий жилых домов Центрального административного округа города Омска заключило с муниципальным унитарным предприятием «Дорожное ремонтно-строительное управление № 2» (далее - МУП «ДРСУ № 2») договор подряда № 49/07, по условиям которого МУП «ДРСУ № 2» обязалось выполнить комплекс работ по ремонту тротуаров и проездов на территории Центрального административного округа города Омска.

МУП «ДРСУ № 2» обязательства по указанному договору выполнило в полном объёме на общую сумму 7 797 328 руб. 79 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ формы № КС-2.

В рамках соглашения № 4-560/07 от 09.08.2007 из бюджета города Омска ОАО «УК Центржилсервис» предоставлены денежные средства в сумме 7 396 242 руб. 75 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 27.08.2007 № 205, от 30.08.2007 № 926, от 31.08.2007 № 313, от 05.10.2007 № 448.

Оплата, выполненных МУП «ДРСУ № 2» работ ОАО «УК Центржилсервис» произведена частично в размере полученной из бюджета города субсидии в сумме 7 396 242 руб. 75 коп.

Решением Арбитражного суда Омской области от 29.01.2009 по делу № А46-23403/2008 с ОАО «УК Центржилсервис» в пользу МУП «ДРСУ № 2» взыскано 401 086 руб. 04 коп. долга и 9 521 руб. 72 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Поскольку ОАО «Управляющая Компания Центржилсервис» денежные средства в объеме, предусмотренном соглашением № 4-560/07 от 09.08.2007, получены не были, истец обратился в суд с настоящим иском. Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объёме.

Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 17 статьи 5 Закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ, установлено, что бюджетные отношения, связанные с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 году и внесением изменений в законы (решения) о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2007 год, а также с составлением, рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2006 год и предыдущие годы, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Из анализа указанной нормы права следует, что положения данного закона не применяются к бюджетным отношениям, связанным с исполнением бюджетов в 2007 году, а с 01.01.2008 его нормы применяются в полном объёме без каких – либо ограничений.

Как следует из Закона от 26.04.2007 №  63-ФЗ статья 238 БК РФ утратила свою силу, в связи с чем применению к спорным правоотношениям не подлежит.

Кроме того, отношения по исполнению бюджета действуют только в пределах того года, на который принят бюджет.

Согласно статье 5 БК РФ закон о бюджете принимается на финансовый год, то есть действует с 1 января по 31 декабря указанного года, а следовательно, денежные средства, выделяемые бюджетом для определенных целей в конкретном году, не могут быть перенесены на следующий финансовый год.

Таким образом, исполнение бюджета 2007 года закончилось 31.12.2007, в настоящее время осуществляется исполнение бюджета на 2009 год, поскольку лишь за счёт него могут производиться платежи и расчёты, в том числе и по судебным актам.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

В соответствии со статьей 238 БК РФ (в редакции от 26.04.2007) если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, за исключением случаев, определенных статьями 230 и 231 БК РФ, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования.

Недофинансирование означает разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обязательств с учетом положений статей 224, 230 и 231 БК РФ.

Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.

Согласно статье 163 БК РФ (в редакции от 26.04.2007) получатели бюджетных средств имеют право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

В силу статьи 162 БК РФ (в редакции от 26.04.2007) получателем бюджетных средств являлось бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Однако в представленной в дело выписке из бюджетной росписи расходов на 2007 год истец не указан.

Таким образом, истцом не доказан факт того, что он является получателем бюджетных средств, в связи с чем не обладает правом на получение компенсации в размере недофинансирования, предусмотренном статьями 163 и 238 БК РФ (в редакции от 26.04.2007).

Также суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на то, что при разрешении спора судом первой инстанции не были учтены требования норм процессуального права, что привело к разрешению спора неподведомственного арбитражному суду.

Так, уточнив исковые требования, истец основывал их исключительно на нормах бюджетного законодательства, заявляя о взыскании в свою пользу компенсации недофинансирования из бюджета.

Согласно частям 1 - 3 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако спор по настоящему делу касается выделения денежных средств из бюджета.

Учитывая, что отношения между истцом и ответчиком, на которых основаны исковые требования, относятся к сфере бюджетных правоотношений, спор между ними неподведомственен арбитражному суду, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В связи с прекращением производства по делу уплаченная истцом государственная пошлина  подлежит возврату  из бюджета в соответствии с п. 3 ч. 1 статьи  333.40  Налогового кодекса Российской Федерации. 

На основании изложенного и руководствуясь  пунктом 3  статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 270, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 10.03.2009, принятое по делу №  А46-19934/2008 отменить, производство по делу прекратить.

Возвратить открытому акционерному обществу «Управляющая Компания Центржилсервис»  из федерального бюджета государственную пошлину в размере 9 521 руб. 72 коп., уплаченную по платежному поручению № 1248 от 06.10.2008.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Д.Г. Рожков

Судьи

Д.В. Ильницкая

Н.А. Рябухина

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу n А46-23785/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также