Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А75-1075/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 26 мая 2015 года Дело № А75-1075/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лотова А.Н. судей Ивановой Н.Е., Сидоренко О.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3585/2015) Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А75-1075/2015 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению администрации Нижневартовского района к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Туктамышеву З.Р. о признании незаконным постановления от 30.01.2015 о взыскании исполнительского сбора и требования от 30.01.2015 об исполнении муниципального контракта, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре; отдел судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району; общество с ограниченной ответственностью «Керос», при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено; от администрации Нижневартовского района - представитель не явился, извещена; судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Туктамышев З.Р. - не явился, извещён; от отдела судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району - представитель не явился, извещён; от общества с ограниченной ответственностью «Керос» - представитель не явился, извещено; установил: Администрации Нижневартовского района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Туктамышеву З.Р. (судебный пристав-исполнитель Туктамышев З.Р., судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным постановления от 30.01.2015 о взыскании исполнительского сбора и незаконным требования от 30.01.2015 об исполнении муниципального контракта № МК 429/13. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.02.2015 по делу № А75-1075/2015 требования Администрации удовлетворены. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в период приостановления исполнительного производства не допускается совершение каких-либо действий, связанных с исполнением исполнительного документа. Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту – Управление) обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.02.2015 по делу № А75-1075/2015 отменить, производство по делу прекратить. В обоснование апелляционной жалобы Управление указало, что оспариваемые ненормативные акты судебного пристава-исполнителя не нарушают права и законные интересы Администрации. Администрация в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания и письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 13.11.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдан исполнительный лист АС № 000003736 от 14.07.2014 по делу № А75-1422/2014 о возложении на Администрацию обязанности по исполнению муниципального контракта № МК 429/13 от 02.09.2013. На основании указанного исполнительного листа судебный пристав-исполнитель 13.11.2014 возбудил исполнительное производство № 125526/14/86010-ИП. По заявлению Администрации, оспаривавшей постановление о возбуждении исполнительного производства № 125526/14/86010-ИП в рамках дела А75-12774/2014, Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исполнительное производство № 125526/14/86010-ИП приостановлено до рассмотрения дела А75-12774/2014 по существу. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2015 А75-12774/2014 Администрации было отказано в удовлетворении требований. Судебным приставом-исполнителем Туктамышев З.Р. 30.01.2015 вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в связи с неисполнением в добровольном порядке требований, изложенных в исполнительном листе АС № 000003736 от 14.07.2014. Также 30.01.2015 судебным приставом-исполнителем Туктамышевым З.Р. в адрес Администрации направлено требование об исполнении муниципального контракта от 02.09.2013 № МК 429/13. Считая вынесенные постановление и требование незаконными, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с рассматриваемым заявлением. Как было указано, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя. Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом апелляционный суд исходит из следующего. В силу пункта 1 статьи 198 и части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Кодекса. По правилам пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В силу положений статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закона № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее по тексту - Закон № 118-ФЗ). В силу пункта 1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ исполнительными документами, в том числе, являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Согласно статье 12 Закона № 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего получает необходимую информацию, объяснения и справки; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производит осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывает, изымает, передает на хранение и реализует арестованное имущество; налагает арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве. В силу статьи 13 Закона № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона № 229-ФЗ, исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Приостановление исполнительного производства влечет за собой определенные правовые последствия, в том числе, невозможность совершения в рамках такого исполнительного производства каких-либо действий судебным приставом-исполнителем. Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона об исполнительном производстве течение всех неистекших сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства, постольку приостанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документа. Следовательно, невозможно и взыскание исполнительного сбора за неисполнение требований в добровольном порядке. Поскольку оспариваемое постановление и требование были вынесены в период приостановления исполнительного производства, постановление о взыскании исполнительного сбора и требование об исполнении муниципального контракта № МК 429/13 вынесены с нарушением Закона № 229-ФЗ, в связи с чем, правомерно признаны судом первой инстанции недействительными. Довод Управления о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием нарушения прав и законных интересов заявителя по причине отмены оспариваемых постановления и требования, апелляционным судом отклоняется на основании следующего. Во-первых, в рассматриваемом случае, сам факт вынесения незаконного постановления и требования создает угрозу нарушения прав и законных интересов должника как стороны по исполнительному производству при отсутствии объективной возможности (обстоятельств, не зависящих от должника) по добровольному исполнению требований исполнительного документа. В силу специфики рассмотрения данной категории спора сам факт нарушения требований закона одновременно с нарушением прав и законных интересов заявителя, а равно создание угрозы такого нарушения, является основанием для признания оспариваемых ненормативных актов незаконными. Во-вторых, в соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому суд не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие (бездействие) уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении заявления по существу. Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемым постановлением о взыскании исполнительского сбора и требованием были нарушены права Администрации, как должника по соответствующему исполнительному производству, и отменой указанных выше ненормативных актов нарушенные права Администрации в полном объеме не восстановлены. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А70-15266/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|