Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А81-6489/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 14 мая 2015 года Дело № А81-6489/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Золотовой Л.А. судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2241/2015) Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Филиал - ОАО «РЖД» Свердловская железная дорога) на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.01.2015 о прекращении производства по делу № А81-6489/2014 (судья Сеитов Э.М.), вынесенное по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Филиал - ОАО «РЖД» Свердловская железная дорога) (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании предписания от 04.09.2014 № 85/1/1, при участии в судебном заседании представителей: от Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Филиал - ОАО «РЖД» Свердловская железная дорога) – Домрачеев Дмитрий Владимирович (паспорт, по доверенности №35/12-НЮ от 12.08.2012 сроком действия по 16.07.2015); от Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; установил: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (Филиал ОАО «РЖД» Свердловская железная дорога) (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным предписания № 85/1/1 от 04.09.2014. Определением по делу от 26.01.2015 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа производство по заявлению ОАО «РЖД» прекратил, сославшись на неподведомственность данного спора арбитражному суду. Не согласившись с вынесенным судебным актом ОАО «РЖД» обжаловало его в апелляционном порядке, подав соответствующую жалобу в Восьмой арбитражный апелляционный суд. В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд не учел, что выявленное Управлением правонарушение непосредственно связно с осуществлением ОАО «Российские железные дороги» основной деятельности, определенной его Уставом, целью которой является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом. Таким образом, выявленные в ходе проведенной проверки нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» непосредственно связаны с осуществляемой Обществом предпринимательской деятельностью. В обоснование изложенной позиции податель жалобы ссылается на выводы, содержащиеся в п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 24.03.2005г. (в редакции от 19.12.2013), определяющие подведомственность споров, вытекающих из административных отношений в сфере пожарной безопасности к подведомственности судов общей юрисдикции. По утверждению подателя апелляционной жалобы, указанная позиция высшего судебного органа может быть распространена только в отношении обжалования вынесенных административным органом постановлений о привлечении к административной ответственности и к рассматриваемой ситуации не применима, поскольку предметом обжалования по данному спору является предписание, а не постановление. Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляло, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Филиал - ОАО «РЖД» Свердловская железная дорога) поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит определение отменить. Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее. Во исполнение распоряжения заместителя главного государственного инспектора Пуровского района но пожарному надзору № 85 от 27.08.2014 в период с 10 час 00 мин. 04.09.2014 по 17 час. 30 мин. 04.09.2014 проведена внеплановая проверка в отношении объекта защиты в зданиях и помещениях Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на объектах Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» требований пожарной безопасности и требований правил противопожарного режима в РФ, расположенных по адресу: ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей (ст. Ханымей), п. Пурпе (ст. Пурпе), п. Пуровск (ст. Пуровск), п. Сывдарма (ст. Сывдарма). В рамках проведенных проверочных мероприятий выявлены нарушения статей 4, 80 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно : не выполнена система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, здание не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре первого и второго типа, не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации, не оборудовано автоматической установкой пожаротушения, внутренний пожарный водопровод, смонтированный в здании в не рабочем состоянии. По результатам проверки Обществу выдано предписание от 04.09.2014 №85/1/1 об устранении в срок до 03.12.2014, выявленных в ходе проверки нарушений законодательства в области пожарной безопасности требований. Не согласившись с предписанием об устранении выявленных в результате проверки нарушений от 04.09.2014 №85/1/1, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Определением от 26.01.2015 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа прекратил производство по указанному делу. Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ считает, что оно отмене или изменению не подлежит исходя из следующего. Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что рассматриваемый спор является неподведомственным арбитражному суду. Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего. Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из вышеприведенных норм, следует, что арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании только тех ненормативных правовых актов и решений административных органов, которые приняты в связи с осуществлением организациями, гражданами и иными лицами предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений подведомственны суду общей юрисдикции. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.02.2014 № 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции. В пункте 33 Постановления № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 № 40) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего, в том числе законодательства в области пожарной безопасности. Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание выдано Обществу в связи с нарушением требований законодательства в области пожарной безопасности, в связи с допущенными нарушениями требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Обжалование в рассматриваемой случае не постановления о привлечении к административной ответственности, а выданного по результатам проведенной проверки предписания не меняет правовой природы обжалуемого акта органа наделенного соответствующими полномочиями, как вытекающего из административных правоотношений, а также сферу регулируемых им правоотношений – как отношений в сфере пожарной безопасности. Несмотря на то, что разъяснение Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащееся в пункте 33 Постановления № 5, касается порядка обжалования постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, суд апелляционной инстанции полагает возможным учитывать данный правовой подход при определении подведомственности споров об обжаловании действий контролирующих органов и выданных ими предписаний в связи с установленными нарушениями в области пожарной безопасности. Таким образом, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 19.12.2013 № 40, заявление ОАО «РЖД» об оспаривании предписания от 04.09.2014 №85/1/1 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с не подведомственностью данного спора арбитражному суду. Прекращение производства по делу арбитражным судом в данном случае не препятствует ОАО «РЖД» обратиться с заявлением в суд общей юрисдикции. Кроме того, суд апелляционной инстанции, считает необходимым указать, что согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы. Таким образом, прекращение судом первой инстанции производства по настоящему делу свидетельствует не только о соблюдении действующего процессуального законодательства, но и обеспечивает реализацию конституционного права на законный суд. Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. На основании изложенного, и руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Филиал - ОАО «РЖД» Свердловская железная дорога) оставить без удовлетворения, определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.01.2015 о прекращении производства по делу № А81-6489/2014 - без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Л.А. Золотова Судьи А.Н. Лотов О.А. Сидоренко Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А81-6629/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|