Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу n А81-392/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 мая 2015 года

                                                  Дело №   А81-392/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  28 апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 мая 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4862/2015) Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации г. Ноябрьска на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2015 о прекращении производства по делу № А81-392/2015 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации г. Ноябрьска (ОГРН 1028900704392 ИНН 8905017830) к Счетной палате г. Ноябрьска об оспаривании представления от 10.11.2014 № 7/14 в части,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

 

установил:

Ноябрьский городской департамент по имуществу администрации г. Ноябрьска (далее – заявитель, Департамент, НГДИ) обратился в арбитражный суд с заявлением к Счетной палате г. Ноябрьска (далее – заинтересованное лицо, Счетная палата) о признании недействительными следующих пунктов представления от 10.11.2014 № 7/14: пункт 1; абз. 1 подп. 2.1 пункта 2; абз. 2 подп. 2.1 пункта 2; подп. 2.2 пункта 2; подп. 2.4 пункта 2; подп. 2.5 пункта 2; подп. 2.6 пункта 2; подп. 2.7 пункта 2; подп. 2.8 пункта 2; подп. 2.9 пункта 2; подп. 2.10 пункта 2; пункт 3.

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2015 производство по делу прекращено.

Не согласившись с выводами суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда от 16.03.2015 отменить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что оспариваемое представление возлагает на НГДИ определенные обязательства в сфере экономической деятельности, неисполнение которых может повлечь для Департамента неблагоприятные последствия. В свою очередь, оспариваемое предписание по своему содержанию обладает квалифицирующими признаками ненормативного акта, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и может быть оспорено в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспаривая доводы подателя жалобы, Счетная палата представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

До начала судебного заседания от Департамент и Счетная палата поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.

Департамент и Счетная палата, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Счетной палаты от 18.04.2014 № 64/14 в период с 05 мая по 30 июня 2014 г. в отношении НГДИ проведено контрольное мероприятие «Реализация полномочий органа местного самоуправления в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами муниципального образования за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 г.».

В соответствии с актом проведенной проверки от 08.06.2014 в отношении Департамента проверка проведена выборочным методом.

В ходе указанного контрольного мероприятия Счетной палатой выявлены, в том числе следующие недостатки и нарушения: Положение об НГДИ, утв. постановлением администрации МО г. Ноябрьск от 19.10.2009 № П-1900, принято администрацией с превышением полномочий; не разработаны и не приняты нормативные правовые акты по вопросам регулирования земельных отношений на территории муниципального образования, в частности, Порядок в отношении управления и распоряжения землей в муниципальном образовании, Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно»; не обеспечено обоснованное планирование доходной части бюджета муниципального образования; не оформлены права на пользование земельными участками, на которых находятся объекты муниципальной собственности и переданные в хозяйственное ведение; не обеспечен контроль за соблюдением условий заключенных договоров, в результате чего задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы, составила 263 224 руб.; не обеспечено выполнение функции по формированию объективной доходной части бюджета; нарушена платежная дисциплина в части получения арендной платы; не соблюдена процедура выбора и предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта; не выполнена инвентаризация земельных участков; суммовая оценка финансовых нарушений составила 18 867 873 руб.

В резолютивной части представления от 10.11.2014 № 7/14, вынесенного по итогам проверки, предложено устранить нарушения, выявленные контрольным мероприятием.

Заявитель, не согласившись с пунктом 1; абз. 1 подп. 2.1 пункта 2; абз. 2 подп. 2.1 пункта 2; подп. 2.2 пункта 2; подп. 2.4 пункта 2; подп. 2.5 пункта 2; подп. 2.6 пункта 2; подп. 2.7 пункта 2; подп. 2.8 пункта 2; подп. 2.9 пункта 2; подп. 2.10 пункта 2; пунктом 3 представления, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:

-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть рассмотрены и признаны судом незаконными такие действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, которые совершены в связи с реализацией названными участниками правоотношений своих властных полномочий, и повлекли нарушение, как действующего законодательства, так и прав и свобод граждан и организаций или создали препятствия к их осуществлению.

Таким образом, действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предоставляет право обратиться в арбитражный суд соответствующему лицу для защиты прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Основанием для обращения в арбитражный суд являются предполагаемое несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении (статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 19 Положения о Счетной палате города Ноябрьска, утв. решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 25.11.2011 №371-Д, Счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вносит в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию город Ноябрьск или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, воспрепятствования проведению должностными лицами Счетной палаты контрольных мероприятий Счетная палата направляет в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые организации и их должностным лицам предписание. Предписание должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок предписания Счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа об административных нарушениях.

Проверяемые органы и организации и их должностные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания Счетной палаты, а также обратиться с жалобой на действия (бездействие) Счетной палаты в Городскую Думу (пункт 2 статьи 20 Положения о Счетной палате города Ноябрьска, утв. решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 25.11.2011 № 371-Д).

Изучив содержание представления от 10.11.2014 №7/14 в части, с учетом диспозиции статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации», статьи 19 Положения о Счетной палате города Ноябрьска, утв. решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 25.11.2011 №371-Д, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии апелляционного суда, пришел к правильному выводу о том, что данное представление не является документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, и не содержит обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица. Оспариваемое представление не является самостоятельным документом, влекущим для заявителя - Департамента неблагоприятные юридические последствия.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации», предусмотрено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Как установлено судом при анализе оспариваемого Департаментом представления, последнему указано на необходимость устранить нарушения, выявленные контрольным мероприятием и о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах представить информацию в Счетную палату города Ноябрьска в течение 30 дней со дня его получения.

В пунктах 6 и 7 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации», в пункте 8 статьи 19 Положении о Счетной палате города Ноябрьска, утв. решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 25.11.2011 №371-Д, прямо указано на то, что именно предписание, а не представление контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки и именно его (предписания) неисполнение (ненадлежащее исполнение) влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.

Возможность наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение представления контрольно-счетного органа Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу n А75-8938/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также