Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А46-15348/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 апреля 2015 года

                                                     Дело № А46-15348/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 апреля 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смольниковой М.В.,

судей Зориной О.В., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2685/2015) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21 января 2015 года А46-15348/2014 (судья Погосткина Е.А.), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Генрих Александру Александровичу (ИНН 553100532909, ОГРН 305550924500012) о взыскании 969 000 руб. 00 коп.

при участии в судебном заседании:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – представитель Писаренко Л.А. по доверенности № ИСХ-15/МСХ-1738 от 02.04.2015, сроком действия 02.04.2016, удостоверение;

установил:

 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось (далее – Министерство, истец) в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Генрих Александра Александровича (далее – ИП глава КФХ Генрих А.А., ответчик) 969 000 руб. 00 коп., полученных из областного бюджета в качестве гранта.

Решением Арбитражного суда Омской области от 21.01.2015 по делу № А46-15348/2014 в удовлетворении исковых требований Министерства отказано.

Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Как указывает Министерство, план расходов бизнес-плана ИП главы КФХ Генриха А.А. не соответствует условиям предоставления грантов, что является основанием для возврата в областной бюджет излишне полученной суммы гранта вне зависимости от наличия вины ответчика.

От ответчика отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу № А46-15348/2014 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 16.04.2015.

Генрих А.А., надлежащим образом извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, явку своего представителя не обеспечил. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении исковых требований Министерства, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, подлежащей применению) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм в 2012-2014 годах утвержден постановлением Правительства Омской области от 20.06.2012 № 127-п (далее – Порядок).

В пункте 16 Порядка перечислены условия предоставления грантов:

1) представление главой КФХ достоверных сведений в документах, направленных в конкурсную комиссию согласно пункту 6 настоящего Порядка;

2) соответствие главы КФХ требованиям, указанным в пункте 7 настоящего Порядка;

3) осуществление КФХ деятельности в течение не менее 5 лет после получения гранта;

4) использование полученного гранта в соответствии с целью, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, и в соответствии с планом расходов в течение 18 месяцев со дня предоставления гранта;

5) оплата без использования средств гранта не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, закрепленных в плане расходов, в том числе за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, закрепленных в плане расходов;

6) использование имущества, приобретенного КФХ за счет гранта, исключительно на развитие деятельности семейной животноводческой фермы в течение не менее 5 лет со дня предоставления гранта:

7) создание не менее 3 постоянных рабочих мест в КФХ в течение 2 лет со дня предоставления гранта;

8) недопущение сокращения рабочих мест в КФХ в течение 5 лет со дня предоставления гранта;

9) предоставление в Министерство сведений, указанных в разделах II - IV приложения № 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 198 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 165», по формам и в сроки, которые предусмотрены данным приказом;

10) заключение с Министерством соглашения о предоставлении гранта, предусматривающего в качестве условия его предоставления согласие получателя гранта на осуществление Министерством и Главным управлением финансового контроля Омской области проверок соблюдения им условий, цели и порядка предоставления гранта.

Дополнительным условием предоставления грантов для глав КФХ, не являющихся членами перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, является вступление в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо заключение договора с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой, в течение 3 месяцев с момента получения гранта (пункт 17 Порядка).

В разделе 4 Порядка оговорен порядок их возврата в случае нарушения условий, установленных при его предоставлении.

Так, согласно пункту 23 Порядка в случае нарушения КФХ условий, установленных при предоставлении гранта, Министерство в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения таких нарушений направляет главе КФХ уведомление о возврате гранта.

Таким образом, на основании пункта 23 Порядка истец имеет право требовать возврата гранта только в том случае, если условия, установленные при его предоставлении, были нарушены именно ответчиком.

 В обоснование исковых требований Министерство ссылается на подпункт 9 пункта 7 и пункт 13 Порядка, которыми установлено:

- к участию в конкурсе для предоставления грантов могут быть допущены граждане Российской Федерации, имеющие план расходов с указанием наименований (статей расходов) приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, соответствующих цели, указанной в пункте 2 Порядка, их количества, цены, источников финансирования (средства гранта, собственных и заемных средств);

 - размер гранта не может превышать 3 млн. руб. и 60% затрат, указанных в плане расходов, и определяется конкурсной комиссией с учетом собственных средств главы КФХ и его плана расходов.

Изложенное позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что в условиях, когда предоставление гранта  КФХ возможно только в случае предоставления последним всех необходимых документов и сведений, и такой грант фактически был предоставлен ответчику, денежные средства в истребуемой Министерством сумме, нельзя считать полученными ответчиком неправомерно.

Доказательства того, что при обращении в конкурсную комиссию ИП глава КФХ Генрихом А.А. были представлены недостоверные документы или сведения, в материалах дела отсутствуют.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что истцом не доказаны предусмотренные пунктом 23 Порядка основания для возврата гранта.

Иных оснований для возврата гранта (в частности нецелевое его использование, иной фактический размер финансирования бизнес-плана ответчиком, чем предусмотрено Порядком) истцом не заявлено.

При таких обстоятельствах, отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Министерство в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Омской области от 21 января 2015 годаА46-15348/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.В. Смольникова

 

Судьи

О.В. Зорина

 

Н.А. Шарова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А70-8386/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)  »
Читайте также