Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А70-12050/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 20 апреля 2015 года Дело № А70-12050/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рыжикова О.Ю., судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3836/2015) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на определение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2015 об оставлении иска без рассмотрения делу № А70-12050/2014 (судья Бедерина М.Ю.), по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленная компания «Маяк» (ИНН: 7226004352 ОГРН: 1047200440242) о взыскании задолженности, при участии в судебном заседании представителей: от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области – Бабушкина Любовь Михайловна по доверенности № 14/0073-15 от 15.01.2015 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; от общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная компания «Маяк» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. установил: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее – истец Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленная компания «Маяк» (далее - ответчик ООО АПК «Маяк») о взыскании задолженности в размере 590 001 455 руб. Определением суда Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2015 исковое заявление Департамента оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования сора. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что основанием для взыскания средства областного бюджета послужило ненадлежащее исполнение Обществом условий соглашения № 01/034-08 от 29.04.2008, в котором претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен. ООО АПК «Маяк» представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Департамента, в котором ответчик не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела. ООО АПК «Маяк», надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд посчитал возможным удовлетворить. В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2015 об оставлении иска без рассмотрения делу № А70-12050/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Департамента, установил следующие обстоятельства. В 2008 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК «Маяк» в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 72-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» в размере 150 033 016 рублей, в том числе компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 9 394 533 рублей. Субсидии были предоставлены Департаментом ООО АПК «Маяк» в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 № 77-п «Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в агропромышленном комплексе Тюменской области в форме предоставления субсидий». В 2009 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК «Маяк» в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 72-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства» в размере 65 291 043 руб. В 2010 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК «Маяк» в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 72-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» в размер в размере 87 749 008 руб. В 2011 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК «Маяк» в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 72-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» в размере в размере 127 885 981 руб. В 2012 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК «Маяк» в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 72-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства», от 14.05.2012 № 180-п «Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» в размере 103 342 556 руб. В 2013 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК «Маяк» в соответствии с постановлением от 14.05.2012 N 180-п «Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» в размере 30 457 881 руб. В 2014 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК «Маяк» в соответствии с постановлением от 14.05.2012 № 180-п «Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» в размере 25 241 970 руб. Полагая, что ответчик обязан вернуть перечисленные ему денежные средства в виде субсидии в общей сумме 590 001 455 руб., а также уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением. Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением. Определением от 26.02.2015 Арбитражный суд Тюменской области оставил без рассмотрения исковое заявление Департамента, что вызвало несогласие истца, изложенное в апелляционной жалобе. Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Под претензионным или иным досудебным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между предполагаемыми кредитором и должником по обязательству до передачи дела в арбитражный суд. Соблюдение как претензионного, так и иного досудебного порядка урегулирования спора в случаях, когда соблюдение данного порядка обязательно в силу закона или договора, при обращении с исковым заявлением в арбитражный суд должно быть подтверждено документально (пункт 8 части 2 статьи 125 и пункт 7 части 2 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Как усматривается из материалов дела, Обществу с 2008 года в течение 7 лет предоставлялись средства областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства (субсидии) на основании Постановлений Правительства Тюменской области от 10.04.2007 № 77-п, от 04.03.2008 № 72-п, от 14.05.2012 № 180-п, Законов Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области», «Об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период». Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 № 180-п утверждено Положение о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства (далее Положение), аналогичное Постановлению Правительства Тюменской области № 72-п, регламентирован порядок возврата субсидий (раздел V). Согласно пункту 5.1. Положения в случае нарушения Получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объёме. Пунктом 5.2. предусмотрено, что Департамент АПК не позднее чем в десятидневный срок со дня обнаружения нарушений принимает решение о возврате субсидий и направляет уведомление о возврате субсидии в полном объёме. Получатель субсидии в десятидневный срок со дня получения уведомления производит возврат субсидии в областной бюджет по платёжным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидий. Таким образом, уведомление о возврате субсидии является действием, производным от решения о возврате субсидии. Кроме того, согласно п. 5.3. данного Положения, Решение Департамента может быть обжаловано заёмщиком в соответствии с действующим законодательством. Пункт 5.4. указывает, что только в случае невозврата субсидии взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 № 77-п «Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в агропромышленном комплексе Тюменской области в форме предоставления субсидий», установлено, что в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, департамент АПК не позднее чем в десятидневный срок со дня обнаружения нарушений направляет уведомление о возврате субсидии в полном объеме. Получатель субсидии в десятидневный срок со дня получения уведомления производит возврат субсидий в областной бюджет по платёжным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидий (пункт 4.2). Таким образом, законодательством Тюменской области установлен особый порядок по возврату субсидии в случае нарушения Получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора и неисполнение такого порядка влечет нарушение прав и законных интересов получателя субсидии, поскольку лишает его права на обжалование соответствующего решения. Как усматривается из материалов дела и было подтверждено в судебном заседании суда первой инстанции Департаментом, решение о возврате субсидии в порядке и в срок, предусмотренных Положением о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, не принималось и ответчику не направлялось. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил без рассмотрения исковое заявление Департамента. Довод апелляционной жалобы о том, что основанием для взыскания средств областного бюджета послужило ненадлежащее исполнение Обществом условий соглашения № 01/034-08 от 29.04.2008, в котором претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен, не опровергает изложенных выше выводов суда апелляционной инстанции, поскольку процедура досудебного порядка предусмотрена Постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 № 77-п «Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в агропромышленном комплексе Тюменской области в форме предоставления субсидий», Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 № 180-п «Об утверждении Положения о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и аналогичным Постановлением Правительства Тюменской области № 72-п. В соответствии с частью 3 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого определения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате госорганом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2015 об оставлении иска без рассмотрения делу № А70-12050/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий О.Ю. Рыжиков Судьи Н.Е. Иванова Е.П. Кливер Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А46-4786/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|