Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу n А75-11787/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 апреля 2015 года

                                                      Дело № А75-11787/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 апреля 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смольниковой М.В.,

судей Зориной О.В., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2558/2015) Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2015 года по делу № А75-11787/2014 (судья Агеев А.Х.), принятое по иску Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к обществу с ограниченной ответственностью «Югра Сталь» (ОГРН 1118610002488, ИНН 8610026597) о взыскании 500 000 рублей,

в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

 

Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Югра Сталь» (далее – ООО «Югра Сталь», ответчик) о взыскании суммы гранта в размере 500 000 рублей 00 копеек, предоставленного по договору № 71 от 16.05.2013.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.01.2015 по делу № А75-11787/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

От ООО «Югра Сталь» отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу № А75-11787/2014 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 09.04.2015.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствие со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу,  проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом и ООО «Югра Сталь» (субъект инновационной деятельности) заключен договор № 71 о предоставлении гранта от 16.05.2013 (далее – договор № 71 от 16.05.2013), предметом которого является предоставление гранта субъекту инновационной деятельности в размере 500 000 рублей.

Пунктом 1.2 договора № 71 от 16.05.2013 предусмотрено, что грант предоставляется на реализацию инновационного бизнес-проекта «Строительство микрозавода по переработке металлолома и выпуску сортового металлопроката».

На основании пункта 2.2.2 договора № 71 от 16.05.2013 в течение одного года после предоставления гранта субъект инновационной деятельности предоставляет в Департамент в следующие документы: копии бухгалтерского баланса и налоговых деклараций по применяемым специальным режимам налогообложения (для применяющих такие режимы), а также статистическую информацию в виде копий форм федерального статистического наблюдения, предоставляемых в органы статистики, а также копии документов, подтверждающие фактически произведенные расходы субъекта инновационной деятельности.

Согласно пункту 4.2 договора № 71 от 16.05.2013 предоставленный грант подлежит возврату в Департамент в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего договора, а также выявления в течение одного года со дня предоставления гранта нецелевого использования либо обстоятельств, указанных в пункте 4.1 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих малых и средних инновационных компаний, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 № 241-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

Договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств (пункт 5 договора № 71 от 16.05.2013).

Платежным поручением № 2014730 от 20.05.2013 Департамент перечислил ответчику грант в размере 500 000 рублей.

Письмом № 22-исх-2728 от 15.04.2014 истец уведомил ООО «Югра Сталь»  о необходимости предоставления в Департамент в срок до 21.05.2014 документов, подтверждающих целевое расходование полученных денежных средств.

В связи с непредставлением документов, перечисленных в пункте 2.2.2 договора № 71 от 16.05.2013, Департамент направил в адрес ответчика требование о возврате суммы гранта № 22-Исх-4801 от 23.06.2014.

Поскольку обязательство по возврату гранта ответчиком в добровольном порядке не исполнено, истец обратился арбитражный суд с настоящим иском.

Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для подачи Департаментом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.

В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.

По правилам части 1 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Вид договора определяется содержанием основных прав и обязанностей сторон по сделке.

Специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, вследствие изложенного, к обязательствам, возникшим из договора № 71 от 16.05.2013, судом применены общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ).

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 ГК РФ).

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно  пункту 2 статьи 78 БК ФР субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).

Порядок предоставления грантов на поддержку начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года был утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 № 241-п (далее – Порядок № 241-п).

Пунктом 4.3 приложения № 4 к Порядку № 241-п (в редакции, подлежащей применению) установлено, что в случае выявления в течение 1 года со дня предоставления гранта обстоятельств, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка, либо нецелевого использования гранта, предоставленный грант подлежит возврату в Депэкономики Югры.

Иные основания для возврата полученных денежных средств Порядком № 241-п не предусмотрены.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьей 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, на основании представленных доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

В обоснование требования о взыскании с ответчика суммы предоставленного гранта Департамент ссылается на неисполнение ответчиком требований письма № 22-исх-2728 от 15.04.2014 о предоставлении следующих документов:

- копии бухгалтерского баланса;

- копий налоговых деклараций по применяемым специальным режимам налогообложения;

- копий статистической информации в виде копий форм федерального статистического наблюдения, предоставляемых в органы статистики;

- копий документов, подтверждающих фактически произведенные расходы;

- анкеты получателя поддержки по форме согласно приложению № 6 к Порядку № 241-п (листы дела 21-22).

В то же время, из представленных в материалы дела доказательств следует, что письмом № 49 от 23.06.2014 ООО «Югра Сталь» направило в адрес Департамента оригиналы налоговой декларации и бухгалтерского баланса, анкету получателя поддержки, копию платежного поручения № 83 от 29.05.2014 и договор № 245 от 29.05.2014 (лист дела 43).

Вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства, предоставленные ответчику в качестве гранта, израсходованы ООО «Югра Сталь» в целях, предусмотренных договором № 71 от 16.05.2013, Департаментом в апелляционной жалобе не оспаривается.

Доводы истца о непредставлении ответчиком полного перечня истребованных документов не могут служить безусловным основанием для возврата суммы гранта.

Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности.

Как верно указал суд первой инстанции,  само по себе несвоевременное, либо не полное предоставление финансовых отчетов, с приложением подтверждающих документов, в случае отсутствия доказательств нецелевого использования средств гранта, искажения документов, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.

Соглашение о предоставлении гранта является действующим.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основания для возврата ООО «Югра Сталь» денежных средств, полученных в форме гранта, и израсходованной ответчиком, отсутствуют.

Отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.

Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли на обоснованность и законность принятого по существу решения, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.

Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 января 2015 года по делу № А75-11787/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.В. Смольникова

 

Судьи

О.В. Зорина

 

Н.А. Шарова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу n А46-8968/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также