Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу n А75-11787/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 14 апреля 2015 года Дело № А75-11787/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Смольниковой М.В., судей Зориной О.В., Шаровой Н.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2558/2015) Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2015 года по делу № А75-11787/2014 (судья Агеев А.Х.), принятое по иску Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к обществу с ограниченной ответственностью «Югра Сталь» (ОГРН 1118610002488, ИНН 8610026597) о взыскании 500 000 рублей, в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил:
Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Югра Сталь» (далее – ООО «Югра Сталь», ответчик) о взыскании суммы гранта в размере 500 000 рублей 00 копеек, предоставленного по договору № 71 от 16.05.2013. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.01.2015 по делу № А75-11787/2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. От ООО «Югра Сталь» отзыв на апелляционную жалобу не поступил. Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу № А75-11787/2014 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 09.04.2015. Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствие со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом и ООО «Югра Сталь» (субъект инновационной деятельности) заключен договор № 71 о предоставлении гранта от 16.05.2013 (далее – договор № 71 от 16.05.2013), предметом которого является предоставление гранта субъекту инновационной деятельности в размере 500 000 рублей. Пунктом 1.2 договора № 71 от 16.05.2013 предусмотрено, что грант предоставляется на реализацию инновационного бизнес-проекта «Строительство микрозавода по переработке металлолома и выпуску сортового металлопроката». На основании пункта 2.2.2 договора № 71 от 16.05.2013 в течение одного года после предоставления гранта субъект инновационной деятельности предоставляет в Департамент в следующие документы: копии бухгалтерского баланса и налоговых деклараций по применяемым специальным режимам налогообложения (для применяющих такие режимы), а также статистическую информацию в виде копий форм федерального статистического наблюдения, предоставляемых в органы статистики, а также копии документов, подтверждающие фактически произведенные расходы субъекта инновационной деятельности. Согласно пункту 4.2 договора № 71 от 16.05.2013 предоставленный грант подлежит возврату в Департамент в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего договора, а также выявления в течение одного года со дня предоставления гранта нецелевого использования либо обстоятельств, указанных в пункте 4.1 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих малых и средних инновационных компаний, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 № 241-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». Договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств (пункт 5 договора № 71 от 16.05.2013). Платежным поручением № 2014730 от 20.05.2013 Департамент перечислил ответчику грант в размере 500 000 рублей. Письмом № 22-исх-2728 от 15.04.2014 истец уведомил ООО «Югра Сталь» о необходимости предоставления в Департамент в срок до 21.05.2014 документов, подтверждающих целевое расходование полученных денежных средств. В связи с непредставлением документов, перечисленных в пункте 2.2.2 договора № 71 от 16.05.2013, Департамент направил в адрес ответчика требование о возврате суммы гранта № 22-Исх-4801 от 23.06.2014. Поскольку обязательство по возврату гранта ответчиком в добровольном порядке не исполнено, истец обратился арбитражный суд с настоящим иском. Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для подачи Департаментом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее. В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе. По правилам части 1 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Вид договора определяется содержанием основных прав и обязанностей сторон по сделке. Специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, вследствие изложенного, к обязательствам, возникшим из договора № 71 от 16.05.2013, судом применены общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ). Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 ГК РФ). Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно пункту 2 статьи 78 БК ФР субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ). Порядок предоставления грантов на поддержку начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года был утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 № 241-п (далее – Порядок № 241-п). Пунктом 4.3 приложения № 4 к Порядку № 241-п (в редакции, подлежащей применению) установлено, что в случае выявления в течение 1 года со дня предоставления гранта обстоятельств, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка, либо нецелевого использования гранта, предоставленный грант подлежит возврату в Депэкономики Югры. Иные основания для возврата полученных денежных средств Порядком № 241-п не предусмотрены. В соответствии с частью 1 статьи 64, статьей 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, на основании представленных доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ). В обоснование требования о взыскании с ответчика суммы предоставленного гранта Департамент ссылается на неисполнение ответчиком требований письма № 22-исх-2728 от 15.04.2014 о предоставлении следующих документов: - копии бухгалтерского баланса; - копий налоговых деклараций по применяемым специальным режимам налогообложения; - копий статистической информации в виде копий форм федерального статистического наблюдения, предоставляемых в органы статистики; - копий документов, подтверждающих фактически произведенные расходы; - анкеты получателя поддержки по форме согласно приложению № 6 к Порядку № 241-п (листы дела 21-22). В то же время, из представленных в материалы дела доказательств следует, что письмом № 49 от 23.06.2014 ООО «Югра Сталь» направило в адрес Департамента оригиналы налоговой декларации и бухгалтерского баланса, анкету получателя поддержки, копию платежного поручения № 83 от 29.05.2014 и договор № 245 от 29.05.2014 (лист дела 43). Вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства, предоставленные ответчику в качестве гранта, израсходованы ООО «Югра Сталь» в целях, предусмотренных договором № 71 от 16.05.2013, Департаментом в апелляционной жалобе не оспаривается. Доводы истца о непредставлении ответчиком полного перечня истребованных документов не могут служить безусловным основанием для возврата суммы гранта. Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. Как верно указал суд первой инстанции, само по себе несвоевременное, либо не полное предоставление финансовых отчетов, с приложением подтверждающих документов, в случае отсутствия доказательств нецелевого использования средств гранта, искажения документов, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств. Соглашение о предоставлении гранта является действующим. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основания для возврата ООО «Югра Сталь» денежных средств, полученных в форме гранта, и израсходованной ответчиком, отсутствуют. Отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли на обоснованность и законность принятого по существу решения, апелляционная жалоба не содержит. Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона. Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 января 2015 года по делу № А75-11787/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий М.В. Смольникова
Судьи О.В. Зорина
Н.А. Шарова Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу n А46-8968/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|