Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2009 по делу n А75-136/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

20 апреля 2009 года

Дело № А75-136/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 апреля 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1414/2009) Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.02.2009 по делу № А75-136/2009 (судья Истомина Л.С.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Славнефть-Торг»

к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

о признании незаконными действий

представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;

установил:

решением от 02.02.2009 по делу № А75-136/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью «Славнефть-Торг» (далее по тексту – ООО «Славнефть-Торг», Общество), признал незаконными действия Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – ГУ – РО ФСС по ХМАО-Югре, Фонд социального страхования), выразившиеся в отказе зачесть Обществу выплаты на социальные пособия за 3 квартал 2008 года с районным коэффициентом 1,7.

Решение суда первой инстанции мотивировано следующим.

Поскольку с момента введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации и Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и по настоящее время Правительство Российской Федерации не установило размер районного коэффициента и порядок его применения для расчетов заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе, то впредь, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых  Государств», применяются  постольку, поскольку они не противореча настоящему Кодексу. В настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60° северной широты Тюменской области» (с изменениями от 04.05.1978), который на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для работников вышеуказанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7. При этом закон не ставит в зависимость размер применяемого к пособиям коэффициента от принадлежности работников к той или иной отрасли.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1,7, то формирование расходной части средств Фонда социального страхования на выплату социальных пособий должно производиться с применением данного коэффициента.

В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Фонд ссылается на то, что в данном случае в силу пункта 55 постановления Совета Министров Российской Федерации от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РФСФР», следует применять районный коэффициент, установленный на федеральном уровне для непроизводственных отраслей. Для северной части автономного округа (севернее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате – 1,5; для южной части автономного округа (южнее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате – 1,3 (информационное письмо Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.05./19.06.2003 № 1199-16/670-25/5995).

Фонд социального страхования считает, что установленные субъектами Российской Федерации районные коэффициенты к заработной плате не могут применяться при определении максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также размеров других пособий и выплат, производимых за счет средств обязательного, являющихся государственной собственностью.

Общество в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, поддерживает выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Фонд социального страхования и Общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Фонда поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Общество направило в ГУ – РО ФСС по ХМАО-Югре расчетную ведомость за 3 квартал 2008 года по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – ФСС РФ). В раздел 1 Ведомости «Расходы на цели обязательного социального страхования» и в раздел 2 «Для страхователей-налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения» Обществом включены суммы расходов на выплату социальных пособий (пособий при рождении ребенка и женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности) с применением районного коэффициента 1,7.

Письмом ГУ – РО ФСС по ХМАО-Югре от 22.10.2008 № 01/2722-10 Обществу отказано в принятии к зачету суммы пособия, начисленного с коэффициентом 1,7.

В обоснование своих доводов Фонд социального страхования приводит позицию Совета Министров РФ, изложенную в Постановлении от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 № 884) и Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке», и считает, что вместо районного коэффициента 1,7 следовало применять коэффициент 1,5, применяемый для работников непроизводственных отраслей.

Общество, не согласившись с действиями Фонда социального страхования, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Фонда по отказу зачесть выплаты на социальные пособия за 3 квартал 2008 года с районным коэффициентом 1,7.

Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Фондом социального страхования в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 №183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

Согласно статье 7 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» (далее по тексту – Закон № 4520-1) работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

Статьей 10 данного Закона устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы. Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера.

Согласно статье 24 Закона № 4520-1 в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации  размер районного коэффициента и порядок его применения для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

В связи с тем, что до настоящего времени соответствующего постановления Правительством РФ по данному вопросу не принято, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего СССР, постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.

Изложенное также дублируется Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 которым определено, что впредь до установления размера районного коэффициента применяются коэффициенты, утвержденные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые увеличивали размеры зарплат и пенсий граждан, проживавших в северных районах, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок применения этих коэффициентов.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционный инстанции находит правомерным применение Обществом действующего до настоящего времени Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области» (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно выплачивало пособия в размере полного заработка с применением районный коэффициент 1,7, в то время как Фондом социально страхования, на который в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, не представлены доказательства установления в спорный период в определенном законодательством порядке единого районного коэффициента 1,5 для работников всех отраслей.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, поскольку средства Фонда социального страхования в соответствии с законодательством формируются, в том числе и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе единого социального налога, при определении налоговой базы по которому учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе и суммы районного коэффициента, входящего в состав заработной платы, то работники общества, оплаты труда которых страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7,  имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента в таком же размере.

Иное толкование закона привело бы к необоснованному ограничению размера пособий применительно к рассматриваемому спору.

Не принимается судом апелляционной инстанции и ссылка подателя апелляционной жалобы на пункт 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 №162, поскольку это Постановление регулировало правоотношения в иной экономической ситуации, когда государством осуществлялось регулирование цен. Кроме того, с принятием Закона № 4520-1 указанное выше Постановление действует в той части, в которой оно не противоречит данному Закону, а в Законе отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 55 Постановления Совмина РСФСР.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку Фонда социального страхования на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 № 1199-16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке», поскольку данный документ

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2009 по делу n А46-207/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также