Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу n А81-4968/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 15 апреля 2009 года Дело № А81-4968/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А. при ведении протокола судебного заседания: Лиопа А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-824/2009) инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2008 по делу № А81-4968/2008 (судья Лисянский Д.П.), по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г.Надыму и Надымскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу Сайфутдинова Г.Ф. 3-е лицо закрытое акционерное общество "Надымский автодорожный специализированный трест", Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу Об оспарвиании постановления от 23.10.2008 № 29579/16 о приостановлении исполнительного производства в части задолженности по пени, начисленной в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц, в размере 32 765 руб. 94 коп. при участии в судебном заседании представителей: от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа – не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; от судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г.Надыму и Надымскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу Сайфутдиновой Г.Ф.- не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от закрытого акционерного общества «Надымский автодорожный специализированный трест» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – ИФНС России по г. Надыму ЯНАО, инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Надыму и Надымскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу Сайфутдиновой Г.Ф. (далее – судебный пристав-исполнитель Сайфутдинова Г.Ф.) о признании недействительным постановления от 23.10.2008 № 29579/16 о приостановлении исполнительного производства в части приостановления взыскания задолженности по пени, начисленной в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), возобновлении взыскания по постановлению о взыскании налогов, сборов, пеней штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя от 03.09.2008 № 1273 в части взыскания задолженности по пени, начисленной в связи с неуплатой НДФЛ в размере 32 765 руб. 94 коп. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены закрытое акционерное общество «Надымский автодорожный специализированный трест» (далее – ЗАО «НАСТ»), Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2008 по делу № А81-4968/2008 в удовлетворении требований налогового органа отказано в полном объеме. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что судебный пристав-исполнитель в силу статьи 96 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) обязан приостановить исполнительное производство на основании определения арбитражного суда о введении в отношении должника процедуры наблюдения и, что исполнительное производство не подлежит приостановлению в части взыскания задолженности по пени, начисленным за неуплату НДФЛ, так как такое взыскание должно производиться в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (вне рамок дела о банкротстве). Однако, пришел к выводу, что из постановления о взыскании налогов, сборов, пеней штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя (далее - постановление от 03.09.2008 № 1273) невозможно установить, какие именно пени и штрафы подлежат взысканию по данному исполнительному документу, поскольку суммы пени по НДФЛ не выделены из общей суммы. ИФНС России по г. Надыму ЯНАО с решением суда первой инстанции не согласилась и обжаловала его в порядке апелляционного производства, указав на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что названная расшифровка задолженности является надлежащим документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель определяет природу взыскиваемых платежей по наименованию, виду платежа, коду бюджетной классификации, а также реквизиты счетов, в которые должны производиться взыскиваемые в рамках исполнительного производства денежные средства. Полагает, что расшифровка задолженности является приложением к постановлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика № 1273 от 03.08.2008, о чем в нижнем левом углу имеется указание. На основании данных доводов ИФНС России по г. Надыму ЯНАО просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований налогового органа в полном объеме. До начала рассмотрения доводов апелляционной жалобы от инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено. От судебного пристава-исполнителя Сайфутдиновой Г.Ф., ЗАО «НАСТ» и Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания. Неявка названных лиц не является препятствием для рассмотрения дела, в связи с чем по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. 03.09.2008 ИФНС России по г. Надыму ЯНАО было вынесено постановление № 1273, согласно которому за счет имущества ЗАО «НАСТ» подлежали взысканию пени и штрафы, а именно: пени 51 037 руб. 52 коп., штрафы 100 руб., всего 51 137 руб. 52 коп. Постановление от 03.09.2008 № 1273 было направлено в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации в отдел судебных приставов по г. Надыму и Надымскому району Управления ФССП России по ЯНАО. 24.09.2008 судебный пристав-исполнитель Сайфутдинова Г.Ф. возбудила исполнительное производство № 5/14742/731/16/2008 в отношении должника ЗАО «НАСТ» о взыскании в пользу ИФНС России по г. Надыму ЯНАО пени и штрафа в размере 51 137 руб. 52 коп. по исполнительному документу - постановлению от 03.09.2008 № 1273 Постановлением от 23.10.2008 № 29579/16 о приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель приостановил исполнительное производство в связи с получением определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.10.2008 о введении в отношении ЗАО «НАСТ» процедуры наблюдения. Налоговый орган, не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя Сайфутдиновой Г.Ф. от 23.10.2008 № 29579/16 о приостановлении исполнительного производства в части пени, начисленной на задолженность по НДФЛ в размере 32 765 руб. 94 коп., полагая, что требования к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ, а также соответствующих сумм пеней и штрафов имеют особую правовую природу, обратился с заявлением в арбитражный суд. 15.12.2008 судом первой инстанции принято решение, обжалуемое налоговым органом в апелляционном порядке. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу – удовлетворению, исходя из следующего. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно наличия у судебного пристава-исполнителя обязанности приостановить исполнительное производство на основании определения арбитражного суда о введении в отношении должника процедуры наблюдения (пункт 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве). Также обоснованными являются выводы суда первой инстанции о том, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ, имеет особую правовую природу и не подпадает под понятие обязательного платежа или денежного обязательства, предусмотренных в статье 2, 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо (налогоплательщик) получило доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Уплата налога на доходы физических лиц за счет средств организации (налогового агента) не допускается. В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 разъяснено, что при разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, судам необходимо иметь в виду следующее. Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога представляет собой особую правовую природу. Оно не попадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятия обязательного платежа, не может быть квалифицировано как требование об уплате, обязательных платежей и независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается. Требование удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве. Таким образом, поскольку пени является обеспечительной мерой и неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика, следовательно подлежит взысканию в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако, судебная коллегия апелляционного суда не может согласиться с утверждением суда первой инстанции о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали законные основания продолжать исполнительные действия после получения определения арбитражного суда о введении в отношении должника процедуры наблюдения, которое мотивировано отсутствием возможности установить, какие именно налоги, пени и штрафы подлежат взысканию по постановлению от 03.09.2008 № 1273. Данный вывод суда также обоснован тем, что представленная в материалы дела расшифровка задолженности не является исполнительным документом и не является его частью, представляет собой технический документ, содержащий справочную информацию, а само постановление от 03.09.2008 № 1273 не содержит ссылок на какие-либо приложения (пункт 2 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации также не предусматривает наличие приложений к постановлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика). В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации. Подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительным документом, в том числе является акт органа, осуществляющего контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должниках денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Соответственно, постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом. В пункте 2 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации закреплены требования к содержанию постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Статьей 13 Закона об исполнительном производстве предусмотрены общие требования, предъявляемые к исполнительным документам. Кроме того, взаимоотношения налогового органа и службы судебных приставов также регулируются: совместным Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства юстиции Российской Федерации от 25.07.2000 № ВГ-3-10/265/215 «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утв. Приказом МНС России и Минюста России» (далее – Приказ № ВГ-3-10/265/215); совместным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу n А46-19134/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|