Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А70-8978/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 марта 2015 года

 Дело № А70-8978/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14276/2014) Товарищества собственников жилья «Перспектива» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2014 по делу № А70-8978/2014 (судья Макарова С.Л.), принятое по исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Перспектива» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области о снятии с кадастрового учета земельного участка,

при участии в деле третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Аптека - Виола», Департамента имущественных отношений Тюменской области,

судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Товарищество собственников жилья «Перспектива» (далее – истец, ТСЖ «Перспектива») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области (далее – ответчик, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:1 площадью 147,73 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:2 площадью 7,60 кв.м., расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 213/3.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Аптека - Виола» (далее – ООО «Аптека-Виола», Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2014 по делу № А70-8978/2014 в удовлетворении заявленных ТСЖ «Перспектива» требований отказано.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что решение № 786-сх от 30.09.2011 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 213» отменено, а земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0220001:1 и 72:23:0220001:2 были поставлены на кадастровый учет до 01.08.2008 и являются ранее учтенными.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТСЖ «Перспектива» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об в удовлетворении требований ТСЖ «Перспектива».

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0220001:1 и 72:23:0220001:2 пересекаются с земельным участком, расположенным под существующим домом по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 213, и снятие с кадастрового учета указанных земельных участков позволит ТСЖ «Перспектива» согласовать схему земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

До начала судебного заседания от ТСЖ «Перспектива» поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.

Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ФГБУ«ФКП Росреестра» по Тюменской области, ООО «Аптека - Виола», Департамента, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не заявивших ходатайств об отложении судебного разбирательства.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Решением № 786-сх от 30.09.2011 Департамента имущественных отношений Тюменской области «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 213» была утверждена схема расположения земельного участка от 02.03.2011 № 11/з-87 на кадастровом плане территории от 02.06.2010 № 7223/201/10-11238 масштаба 1:1500 под многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 213, образованного путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0220001:1 и 72:23:0220001:2 и земель, находящихся в государственной собственности.

03.06.2013 Департаментом имущественных отношений Тюменской области было принято решение № 347-сх «Об отмене решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 30.09.2011 № 786-пг».

Председателем ТСЖ «Перспектива» подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 213, для дальнейшего оформления в общедолевую собственность домовладельцев.

В ответ на обращение истца Департаментом имущественных отношений Тюменской области было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом, в связи с пересечением границ земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0220001:1 и 72:23:0220001:2, граница которых установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании договора аренды земельного участка № 568/20 от 08.02.2001 земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 72:23:20:20:03:006, площадью 37,1 кв. м, передан в аренду ООО «Аптека - Виола».

Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ( далее – Управление Росреестра по Тюменской области) от 03.03.2014 права на земельные участки ограничений (обременений) с кадастровыми номерами 72:23:0220001:1 и 72:23:0220001:2 отсутствуют.

05.03.2014 ТСЖ «Перспектива» обратилось в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о снятии земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0220001:1 и 72:23:0220001:2 с государственного кадастрового учета.

Решениями Управления Росреестра по Тюменской области № 72/14-40770 от 21.03.2014 и № 72/14-41406 от 24.03.2014 в снятии с учета спорных земельных участков отказано. При этом решениями установлено, что земельные участки имеют статус «ранее учтенные» и снятие их с учета не предусмотрено.

Истец, полагая, что сведения в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 72:23:0220001:1 и 72:23:0220001:2 нарушают права собственников жилого дома, расположенного в границах земельных участков с указанными кадастровыми номерами, обратился в арбитражный суд с указанными выше исковыми требованиями.

31.10.2014 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) установлено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

Согласно пункту 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту - Закон о государственном кадастре недвижимости).

В соответствии со статьей 4 Закона о государственном кадастре недвижимости ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Статьей 23 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со статьей 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Таким образом, Закон о государственном кадастре недвижимости предусматривает порядок кадастрового учета и устанавливает требования к документам, на основании которых такой учет проводится.

В соответствии с частями 7 и 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

В соответствии с частью 6 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

При этом, положения Закона о государственном кадастре недвижимости предусматривают возможность снятия с учета земельных участков в случаях, если они являются преобразуемыми объектами недвижимости (раздел, объединение, перераспределение иное законное действие); такие земельный участки согласно части 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости подлежат снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, исходя из даты постановки на учет земельного участка, учет был осуществлен до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре недвижимости, в связи с чем, с учетом положений статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости этот земельный участок считается ранее учтенным и на основании положений статьи 24 (часть 4) Закона о государственном кадастре недвижимости, устанавливающего порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, не может быть снят во внесудебном порядке.

Таким образом, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости возможно только в отношении тех участков, сведения о которых носят временный характер.

Земельные участки, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре недвижимости (до 01.03.2008), согласно статье 45 Закона о государственном кадастре недвижимости считаются ранее учтенными земельными участками, и сведения государственного кадастра недвижимости о таких земельных участках являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений).

Таким образом, положения части 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости, устанавливающие порядок аннулирования

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А75-9688/2014. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также