Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А70-11077/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                 

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 марта 2015 года

                                                     Дело №   А70-11077/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  03 марта 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 марта 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарём Рязановым И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-380/2015) Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.12.2014 по делу № А70-11077/2014 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации от 21.07.2014 № 01/319/2-14-177/17578,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

 

Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Тюменской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации, изложенного в сообщении от 21.07.2014 №01/319/2-14-177/17578, обязании Управления Росреестра по Тюменской области зарегистрировать право муниципальной собственности г. Тюмени на  объект недвижимого имущества – линия электропередач низкого напряжения, кадастровый номер 72:23:0432003:535, назначение: электропередачи, протяженность 0,0925 км., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, эп 2 ул. Широтная – 189.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.12.2014 по делу №А70-11077/2014 заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме, признан незаконным отказ Управления Росреестра по Тюменской области в государственной регистрации права собственности Муниципального образования городской округ город Тюмень на объект недвижимого имущества – линия электропередач низкого напряжения, кадастровый номер 72:23:0432003:535, назначение: электропередачи, протяженность 0,0925 км., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, эп 2 ул. Широтная – 189, и на Управление Росреестра по Тюменской области возложена обязанность совершить действия направленные на государственную регистрацию права собственности Муниципального образования городской округ город Тюмень на объект недвижимого имущества – линия электропередач низкого напряжения, кадастровый номер 72:23:0432003:535, назначение: электропередачи, протяженность 0,0925 км., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, эп 2 ул. Широтная – 189.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что представленные Департаментом на государственную регистрацию документы отвечают требованиям действующего законодательства и подтверждают факт исполнения сделки, поскольку на момент обращения Департамента в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - линия электропередач низкого напряжения ООО «Жилье-2006» было ликвидировано, поэтому в рассматриваемом случае имеет место не уклонение ООО «Жилье-2006» от государственной регистрации, установленное регистрирующим органом, а невозможность представления на государственную регистрацию заявления ООО «Жилье-2006» в соответствии с положениями пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Поскольку единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, то заявление о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности должно быть удовлетворено, а право собственности на соответствующий объект - зарегистрировано в установленном законом порядке.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росреестра по Тюменской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции не применены нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, в частности статьи 209, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». По мнению регистрирующего органа, в рассматриваемом случае на государственную регистрацию права необходимо было представить вступившее в законную силу решение суда о регистрации перехода права на объект к соответствующему муниципальному образованию, в то время как на основании представленных Департаментом документов государственная регистрация права невозможна.

До начала судебного заседания от Управления Росреестра по Тюменской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Департамента, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не заявившего ходатайства об отложении судебного разбирательства.

В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.09.2013 по делу №А70-8647/2013 ООО «Жилье-2006» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него была введена процедура конкурсного производства.

В порядке реализации положений пункта 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий должника уведомил Администрацию г. Тюмени о наличии у ООО «Жилье-2006» социально значимых объектов, не проданных в установленном порядке.

23.01.2014 между Муниципальным образованием городской округ г. Тюмень и ООО «Жилье-2006» был составлен акт о передаче имущества органному местного самоуправления, согласно которому в соответствии с пунктом 1 статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должник ООО «Жилье-2006» передал, а Муниципальное образование городской округ г. Тюмень приняло объект недвижимого имущества - линию электропередач низкого напряжения, назначение: электропередачи, протяженность 0,0925 км., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, эп 2 ул. Широтная – 189.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 03.03.2014  по делу №А70-8647/2013 конкурсное производство в отношении ООО «Жилье-2006» было прекращено, в связи с чем 14.05.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о ликвидации ООО «Жилье-2006».

05.06.2014 Департамент обратился в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - линия электропередач низкого напряжения, назначение: электропередачи, протяженность 0,0925 км., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, эп 2 ул. Широтная – 189.

В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен Акт о передаче имущества органу местного самоуправления от 23.01.2014, в соответствии с которым ООО «Жилье -2006» передает, а Муниципальное образование городской округ г. Тюмень принимает указанный объект.

По результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов Управлением Росреестра по Тюменской области было установлено, что в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Жилье-2006» было ликвидировано в связи с банкротством 14.05.2014.

Ссылаясь на положения статьи 165, пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ, абзацев 1, 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ) Управление Росреестра по Тюменской области указало, что на государственную регистрацию не было представлено вступившее в законную силу решение суда о регистрации перехода права на объект к Муниципальному образованию городской округ г. Тюмень.

Сообщением от 21.07.2014 №01/319/2-14-177/17578 Департаменту было отказано в государственной регистрации прекращения права собственности на указанный выше объект со ссылкой на положения абзаца 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав) пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ.

Департамент, не соглашаясь с отказом в государственной регистрации прав, изложенным в сообщении от 21.07.2014 №01/319/2-14-177/17578, обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

01.12.2014 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В рассматриваемом случае Департаментом оспаривается законность отказа Управления Росреестра по Тюменской области в государственной регистрации права муниципальной собственности города Тюмени на объект недвижимого имущества - линия электропередач низкого напряжения, назначение: электропередачи, протяженность 0,0925 км., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, эп 2 ул. Широтная – 1898, и мотивированного тем, что Департаментом на государственную регистрацию не представлено вступившее в законную силу решение суда о регистрации перехода права на объект к Муниципальному образованию городской округ г. Тюмень, являющееся документом-основанием для регистрации соответствующего права.

Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А70-8321/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)  »
Читайте также