Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 по делу n А46-15302/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 апреля 2008 года

                                                      Дело №   А46-15302/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  15 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 апреля 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1139/2008 межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области

от 21.01.2008 по делу №  А46-15302/2007 (судья Солодкевич И.М.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПАРИТЕТ»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области

о признании недействительным решения от 30.10.2007 и обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей: 

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области – Лапшова Е.В (удостоверение  УР № 338850 действительно до 31.12.2009, доверенность № 03-22/1 от 10.01.2008 сроком до 31.12.2008 год);

от общества с ограниченной ответственностью «ПАРИТЕТ» – Рыбалко А.А.

(паспорт, доверенность от 18.07.2007 сроком действия на  1 год);

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением по делу Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные обществом с ограниченной ответственностью «ПАРИТЕТ» (далее по тексту - ООО «ПАРИТЕТ», заявитель, общество) требования о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области (далее по тексту - МИФНС России № 12 по Омской области, регистрирующий орган, инспекция, налоговый орган) об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица от 30.10.2007, а также обязал МИФНС России № 12 по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ПАРИТЕТ» путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственно­стью «ПАРИТЕТ» в связи с его ликвидацией.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 12 по Омской области просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению налогового органа, обществом в нарушение части 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации в ликвидационном балансе не указаны сведения об имуществе и перечень требований, предъявленных кредиторами. Таким образом, представленный обществом ликвидационный баланс не является надлежащим документом, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.   

В судебном заседании суда апелляционной представители МИФНС России № 12 по Омской области поддержали требования, заявленные в апелляционной жалобе.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «ПАРИТЕТ» просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

18.07.2006 единственным участником ООО «ПАРИТЕТ» Щукиным В.П. принято решение о ликвидации созданного им юридического лица и назначении ликвидатором Журикова И.А.

19.07.2006 ликвидатором заявителя в редакцию журнала «Вестник государственной реги­страции» общества с ограниченной ответственностью «информационное агентство «ВАЛААМ» г. Москвы подана заявка о публикации сообщения о принятии 18.07.2006 решения о ликвида­ции ООО «ПАРИТЕТ» и предъявлении кредиторами в течение 60-ти требований к об­ществу.

21.08.2006 ликвидатор заявителя обратился в налоговый орган по месту налогового учета - Инспекцию Федеральной нало­говой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска) с заявлением о принятом решении.

27.07.2007 сотрудниками ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска внесена запись о принятии решения о ликвидации общества в Единый государственный реестр юридических лиц № 2065503142318 и назначении ликвида­тора № 2065503142329.

28.11.2006 ликвидатором общества составлен промежуточный ликвидационный баланс с отражением в нем в связи с не предъявлением кредиторами требований сведений об имуществе и о погашении кредиторской задолженности, исходя из данных бухгалтерского учета.

30.11.2006 в ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска был представлен промежуточный ликвидационный баланс, а 11.10.2007 уведомление об этом по форме № Р15003.

03.07.2007 ООО «ПАРИТЕТ» закрыло расчетный счет, сообщив в этот же день регистрирующему органу.

07.08.2007 обществом был составлен ликвидационный баланс, представленный в ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска 09.10.2007.

23.10.2007 ООО «ПАРИТЕТ» обратился в МИФНС России № 12 по Омской области с заявлением о государственной регистрации его ликвидации, с приложением установленного пакета доку­ментов.

30.10.2007 по результатам рассмотрения указанного выше заявления и документов, пред­ставленных обществом налоговым органом было вынесено решение об от­казе в государственной регистрации ликвидации  ООО «ПАРИТЕТ» в связи с непредставлением определенных статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ документов, а именно: уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15003, промежуточного ликвидационного баланса и заявления по форме № Р16001.

ООО «ПАРИТЕТ» считая, что указанные действия налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы общества, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения МИФНС России № 12 по Омской области от 30.10.2007 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

21.01.2008 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины.

Согласно подпункту «а» пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.

Установив, что ООО «ПАРИТЕТ» в регистрирующий орган были представлены все документы, перечисленные в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001 (л.д. 28, 29), уведомление по форме № Р15003 (л.д. 32), промежуточный ликвидационный баланс на 28.11.2006 (л.д. 34), ликвидационный баланс на 07.08.2007 (л.д. 18), платежное поручение об уплате государственной пошлины № 25 от 28.06.2007 (л.д. 31), письмо Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска № 160 от 23.10.2007 (л.д. 30), решение единственного участника ООО «ПАРИТЕТ» от 18.06.2006 (л.д. 33)), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, у МИФНС России № 12 по Омской области не имелось.

При этом суд первой инстанции исходил из осознанности законодателем избрания оснований отказа в производстве регистрационных действий и недопустимости их произвольного толкования налоговым органом, что неизбежно приводит к нарушению прав и законных интересов юридического лица. В качестве основания отказа Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указано именно «непредставление документов», а не «представление документов установленной формы».

Квалифицируя осуществленные заявителем действия, связанные с представлением промежуточного ликвидационного баланса неустановленной формы в качестве непредставления сведений, налоговый орган произвольно расширяет перечень оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, установленной статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, что в рассматриваемой ситуации является недопустимым.

Не может быть признана убедительной и позиция налогового органа о не соответствии промежуточного ликвидационного баланса, представленного обществом в регистрирующий орган, требованиям пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду отсутствия в нем сведений о составе имущества и перечня требований, предъявленных кредиторам.

В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения, утверждаемый учредителями (участниками) юри­дического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, а в слу­чаях, установленных законом, согласованный с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5).

Исходя из смыла указанной нормы, в промежуточном ликвидационной балансе подлежат отражению вид имущества и его стоимость, вид и сумма имеющихся требований кредиторов.

Как следует из материалов дела, промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 28.11.2006 содержит сведения об имуществе, состоящего из дебиторской задолженности в сумме 235 тыс. руб. (л.д. 34), результаты же рассмотрения требований кредито­ров и не могли быть каким-либо образом отражены заявителем по причине не оспоренного ре­гистрирующим органом утверждения о производстве расчетов с бюджетом и не предъявлении остальными кредиторам своих требований, что свидетельствует о соблюдении обществом требований пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Из содержания данной нормы следует, что обязанность информировать регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса носит уведомительный характер.

Таким образом, правовых оснований для вынесения решения об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «ПАРИТЕТ» в связи с несоответствием промежуточного ликвидационного баланса, уведомления о его составлении положениям  пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации у инспекции не имелось.

Установив указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (статья 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ) для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании недействительным решения МИФНС России № 12 по Омской области от 30.10.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Удовлетворив заявленные ООО «ПАРИТЕТ» требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на МИФНС России № 12 по Омской области.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Омской области 21.01.2008 по делу № А46-15302/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А. Золотова

Судьи

Н.А. Шиндлер

О.Ю. Рыжиков

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 по делу n А46-9144/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также