Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А70-8931/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 13 февраля 2015 года Дело № А70-8931/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2015 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П., судей Киричёк Ю.Н., Рожкова Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачёвой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13758/2014) открытого акционерного общества «Тюменьторф» (далее – ОАО «Тюменьторф», Общество, заявитель) на определение Арбитражного суда Тюменской области от 14.10.2014 о прекращении производства по делу № А70-8931/2014 (судья Соловьев К.Л.), вынесенное по заявлению ОАО «Тюменьторф» (ОГРН 1027200812022, ИНН 7202067890) к департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее – Департамент, административный орган) о признании незаконным постановления № 22-14/вн о назначении административного наказания от 25.07.2014, при участии в судебном заседании представителей: от ОАО «Тюменьторф» - Петров С.А. по доверенности № б/н от 09.02.2014 сроком действия три года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); от департамента недропользования и экологии Тюменской области - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, установил: открытое акционерное общество «Тюменьторф» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным постановления департамента недропользования и экологии Тюменской области № 22-14/вн о назначении административного наказания от 25.07.2014, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Определением Арбитражного суда Тюменской области от 14.10.2014 производство по делу № А70-8931/2014 прекращено. В качестве правового обоснования вынесенного определения суд первой инстанции указал на то, что наличие у заявителя статуса юридического лица не является безусловным основанием для отнесения возникшего спора к подведомственности арбитражного суда, поскольку дела о признании незаконными постановлений об административных правонарушениях, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не подведомственны арбитражному суду. Суд первой инстанции отметил, что объектом посягательства правонарушений, составы которых предусмотрены главой 8 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, а не в сфере предпринимательской деятельности, поэтому основания для обращения в суд с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у заявителя отсутствовали. Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «Тюменьторф» обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений к ней) в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение Арбитражного суда Тюменской области от 14.10.2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции. Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель ссылается на то, что контролируемый доступ к водному объекту является необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности ОАО «Тюменьторф» по предоставлению населению услуг организованного отдыха. Общество также отмечает, что в случае неподведомственности жалобы на решение по делу об административном правонарушении суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 30.7 КоАП РФ был обязан направить такую жалобу на рассмотрение по подведомственности. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «Тюменьторф» поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Департаментом до начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции представлена письменная позиция по делу, в соответствии с которой административный орган поддержал доводы, приводившиеся им в отзыве на заявление Общества, и выразил согласие с определением суда первой инстанции о прекращении производства по настоящему делу. Административный орган извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявлял, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя указанного лица, участвующего в деле. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителя ОАО «Тюменьторф», суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 11.07.2014 при проведении рейдового мероприятия с целью проверки фактов, изложенных в обращении жительницы города Тюмень об отсутствии бесплатного доступа к водному объекту (озеро Липовое), должностными лицами Департамента установлено, что Обществом не соблюдены условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Результаты обследования зафиксированы в акте от 11.07.2014, в котором отмечено, что бесплатный доступ граждан к озеру Липовое и его береговой полосе в целях их использования для личных и бытовых нужд в районе ДНТ «Радуга-2» и СНТ «Бирюсинка», отсутствует и перекрыт забором, который установлен по периметру территории, прилегающей к озеру (л.д.66-68), а также в приложенной к нему фототаблице от 11.07.2014 (л.д.57-65). В связи с выявлением указанных выше нарушений 22.07.2014 административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 35-14/вн по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.12.1 КоАП РФ (л.д.30-33). 25.07.2014 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Департаментом вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.12.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб. (л.д.26-28). Полагая, что указанное постановление вынесено административным органом с нарушением норм действующего законодательства, ОАО «Тюменьторф» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением. 14.10.2014 Арбитражный суд Тюменской области вынес обжалуемое определение. Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В силу пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. При этом в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» разъяснено, что жалобы заинтересованных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. Как правильно указал суд первой инстанции, объектом правонарушений, составы которых сформулированы в главе 8 КоАП РФ (и, в частности, в статье 8.12.1 КоАП РФ), являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, а объективную сторону таких правонарушений образуют действия (бездействие), состоящие в нарушении правил природопользования и требований законодательства об охране окружающей среды. Иными словами, совершение лицом действий (бездействия), образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей (частью статьи) главы 8 КоАП РФ, в любом случае представляет собой нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны объектов окружающей среды и при осуществлении природопользования, не связанные каким-либо образом с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности физическими лицами и организациями. При этом в данном случае не имеет правового значения довод подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление вынесено в связи с использованием Обществом водного объекта для осуществления деятельности по предоставлению населению услуг организованного отдыха, поскольку существо нарушенных общественных отношений, которые, как уже указывалось выше, сами по себе не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности физическими лицами и организациями, в этом случае не изменяется. Таким образом, дело, возбужденное по заявлению Общества о признании незаконным и отмене постановления Департамента № 22-14/вн о назначении административного наказания от 25.07.2014, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Данный вывод согласуется с судебной практикой, сформированной по данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации (см., например, постановления от 10.09.2014 № 305-АД14-133 по делу № А40-5894/2013, от 16.09.2014 № 310-АД14-225 по делу № А48-4312/2013, от 16.09.2014 № 304-АД14-334 по делу № А46-12275/2013, от 17.09.2014 № 304-АД14-291 по делу № А46-11627/2013, от 17.09.2014 № 301-АД14-304 по делу № А17 - 3980/2014). Пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено правило, согласно которому арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Следовательно, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу № А70-8931/2014 о признании незаконным и отмене постановления № 22-14/вн о назначении административного наказания от 25.07.2014. Довод заявителя, приведенный в дополнениях к апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции, прекратив производство по делу, в нарушение требований части 3 статьи 30.7 КоАП РФ, не направил жалобу ОАО «Тюменьторф» на рассмотрение по подведомственности, подлежит отклонению, поскольку в силу вышеизложенного в рассматриваемой ситуации арбитражный суд обязан руководствоваться нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которыми соответствующей обязанности на арбитражный суд не возложено. Так, в силу части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (параграф 2 главы 25 названного Кодекса) лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным указанным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 такого Кодекса и в федеральном законе об административных правонарушениях. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А70-6320/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|