Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А75-10294/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 10 февраля 2015 года Дело № А75-10294/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ветюговой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14246/2014) заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.10.2014 о прекращении производства по делу № А75-10294/2014 (судья Намятова О.И.) по исковому заявлению заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ОГРН: 1058600003681), Любацкому Николаю Анатольевичу о признании сделки недействительной, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственном имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, установил:
заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – истец, заместитель прокурора) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Управление), Любацкому Николаю Анатольевичу (далее по тексту – Любацкий Н.А.) о признании недействительным государственного контракта № 150/Ф/К/2014 от 24.01.2014. Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственном имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее по тексту – третье лицо, Территориальное управление). Определением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры прекратил производство по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду. Не согласившись с принятым определением, заместитель прокурора обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что в силу прямого указания в законе (пункт 3 части 22, пункт 5 части 27 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ)) государственные органы наделены правом обращения в арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, что, как указывает податель жалобы, согласуется с положениями статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, по мнению заместителя прокурора, вопреки позиции суда первой инстанции, рассматриваемый спор носит экономический характер, а спорное правоотношение возникло в сфере иной экономической деятельности. Так, как отмечает податель жалобы, по смыслу действующего законодательства, деятельность по оказанию охранных услуг на основании обжалуемого государственного контракта по настоящему спору относится к иной экономической деятельности, поскольку предметом спорного контракта является оказание охранных услуг с целью обеспечения сохранности вверенного федерального имущества. В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. До начала судебного заседания от Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица. Истец, Любацкий Н.А. и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Как следует из материалов дела, прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере размещения заказов в ходе которой установлено, что между Управлением и гражданином Любацким Н.А. 24.01.2014 заключен государственный контракт № 150/ФК/2014 сроком действия с момента подписания по 31.12.2014, по условиям которого заказчик (Управление) поручает, а исполнитель (Любацкий Н.А.) принимает на себя обязательство в установленные сроки и надлежащего качества оказывать услуги сторожа для нужд территориального отдела Управления. Полагая, что указанная сделка не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительной в силу ее ничтожности согласно положениям статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, заместитель прокурора обратился арбитражный суд с соответствующими требованими. 29.10.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято обжалуемое истцом в апелляционном порядке определение. Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Согласно частям 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, как верно заключает суд первой инстанции, согласно правилам определения подведомственности дел арбитражным судам, установленным главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, критериями определения подведомственности являются характер правоотношений, возникших между спорящими сторонами, и субъектный состав сторон. Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оспариваемый контракт заключен между Управлением, имеющим статус государственного органа, и физическим лицом Любацким Н.А., не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, на оказание охранных услуг в процессе обычной хозяйственной деятельности Управления, то есть, правоотношения между Управлением и Любацким Н.А., возникшие в результате заключения и исполнения вышеназванного государственного контракта по оказанию услуг сторожа вытекают из гражданских правоотношений и не носят экономический характер. Доказательств обратного материалы дела не содержат и не представлено истцом в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, как верно заключает суд первой инстанции, рассматриваемый спор о признании недействительным государственного контракта № 150/Ф/К/2014 от 24.01.2014 не связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а, значит, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Ссылки заместителя прокурора на пункт 3 части 22 и пункт 5 части 27 статьи 99 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» суд апелляционной инстанции признает несостоятельными в силу следующего. Так, пунктом 3 части 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Пунктом 5 части 27 статьи 99 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Таким образом, пункт 3 части 22 и пункт 5 части 27 статьи 99 Закона № 44-ФЗ определяют конкретные государственные органы, которые наделены правом обращения в суд и арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными. Вместе с тем, как верно отмечает Управление в отзыве на апелляционную жалобу, из анализа вышеуказанных норм следует, что данные положения наделяют конкретные государственные органы правом обращения в суд и арбитражный суд для признания осуществленных закупок недействительными, но не правом обращения в суд и арбитражный суд с исками о признании недействительными (ничтожными) государственных контрактов. Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу, руководствуясь правилом, установленным в пункте 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание учреждения на то, что в целях реализации гарантированного права на судебную защиту своих интересов заявитель вправе обратиться с аналогичным самостоятельным требованием в суд общей юрисдикции. При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, прекратив производство по делу, суд первой инстанции принял законное и обоснованное определение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого определения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения не имеется. Уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на определение суда о прекращении производства по делу, возбужденному по заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, действующим законодательством не предусмотрена. На основании изложенного и руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.10.2014 о прекращении производства по делу № А75-10294/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Ю.Н. Киричёк Судьи Е.П. Кливер О.Ю. Рыжиков Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А81-3231/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|