Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу n А75-7043/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 03 февраля 2015 года Дело № А75-7043/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13826/2014) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.10.2014 по делу № А75-7043/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению Администрации города Сургута к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным отказа от 30.04.2014 № 03/030/2014-861 в государственной регистрации обременения объекта недвижимого имущества - часть земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, площадью 10 245 кв.м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, микрорайон 43 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов. судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил: администрация города Сургута (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты Мансийского округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по ХМАО - Югре, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 30.04.2014 № 03/030/2014-861 в государственной регистрации обременения объекта недвижимого имущества - часть земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, площадью 10 245 кв.м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, микрорайон 43 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.10.2014 по делу № А75-7043/2014 в удовлетворении заявленного Администрацией требования отказано в полном объеме. При этом суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), указал на возможность государственной регистрации решения об изъятии в отношении только тех земельных участков, на которые была произведена государственная регистрация ранее возникших прав. В связи с тем, что правообладатель не представил в регистрирующий орган заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие закона о регистрации прав перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной, после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества и принимая во внимание, что в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) нет записи о государственной регистрации ранее возникших прав на спорный объект недвижимого имущества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала на то, что государственная регистрации ранее возникших прав возможна лишь на основании волеизъявления правообладателей, в том числе в тех случаях, когда такая регистрация необходима для государственной регистрации обременения. Поскольку изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое в публичных интересах, не требует согласия лица, у которого изымается земельный участок, установленная законом обязательная государственная регистрация такого решения не может быть поставлена в зависимость от действия правообладателей земельного участка по осуществлению регистрации ранее возникших прав на этот земельный участок. До начала судебного заседания от Управления Росреестра по ХМАО - Югре поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить. Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, не заявившей ходатайства об его отложении. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. В соответствии с договором аренды земельного участка от 01.08.2011 № 544, заключенным между администрацией города Сургута и обществом с ограниченной ответственностью «Дорожно-эксплуатационное предприятие», последнему был передан земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101226:4, общей площадью 509 956 кв. м, расположенный по адресу: микрорайон 43, город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, под комплексное освоение в целях жилищного строительства (малоэтажная жилая застройка) (т.1 л.д. 18). В соответствии с постановлением Администрации города от 05.03.2014 № 1488 принято решение об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4 площадью 10 245 кв.м, в целях строительства автомобильной дороги 5 «З» от Нефтеюганского шоссе до улицы 39 «З» (т.1 л.д. 70). В Управление Росреестра по ХМАО - Югре 20.05.2014 обратился представитель администрации с заявлением о регистрации обременения объекта недвижимого имущества - часть земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, площадью 10 245 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, микрорайон 43. На государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление от 20.05.2014 № 86-86-03/030/2014-861, доверенность от 12.08.2012 № 234, постановление от 05.03.2014 № 1488 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд», кадастровый паспорт земельного участка 86:10:0101226:4 от 24.03.2014 № 86/201/14-60457 (т.1 л.д. 66-75). В адрес администрации 31.03.2014 было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации по указанному выше заявлению в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( далее- Закон № 122-Фз, Закон о регистрации)( т.1 л.д. 76). В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация была приостановлена сроком на 1 месяц (до 30.04.2014). При проведении правовой экспертизы было установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированные права на часть земельного участка отсутствуют. Согласно данным ЕГРП имеется запись о регистрации аренды на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101226:4, общей площадью 509 956 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под комплексное освоение в целях жилищного строительства (малоэтажная жилая застройка), по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, мкр-н 43, территориальная зона Ж.2-43. Заявления о регистрации прав на земельный участок площадью 10245 кв.м., который является частью участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, общей площадью 509 956 кв.м. по адресу: микрорайон 43, г. Сургута, Тюменская область, ХМАО-Югра., не представлено. Заявителю разъяснено о праве представить документы, подтверждающие устранение причин, препятствующих проведению государственной регистрации, а именно: заявление о государственной регистрации прав на часть земельного участка с приложением документов, подтверждающих полномочия заявителя на данный объект недвижимого имущества, а также основание для возникновения права. В связи с тем, что в установленный срок препятствия не были устранены, администрации города Сургута сообщением от 30.04.2014 № 03/030/2014-861 было отказано в осуществлении государственной регистрации (т.1 л.д. 15). Администрация, полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности не основан на нормах действующего законодательства, обратилась в арбитражный суд указанными выше требованиями. 01.10.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В соответствии пунктом 1 статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. В соответствии с пунктом 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Требование о государственной регистрации указанного решения корреспондирует с правилом пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательной государственной регистрации, в том числе ограничений (обременений) права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. При этом согласно статье 1 Закона о регистрации под ограничением (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. С учетом пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации под государственной регистрацией прав понимается, в том числе юридический акт признания и подтверждения государством ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество. На основе системного анализа приведенных положений законодательства судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что государственной регистрации подлежит не само решение об изъятии, а ограничения (обременения) соответствующего земельного участка, основанием для регистрации которых является именно принятое уполномоченным органом решение об изъятии. Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 №8192/11. На основании пункта 6 статьи 12 Закона о регистрации ЕГРП состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта; каждый раздел состоит из трех подразделов. Исходя из требований пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации и пункта 32 Приказа Минюста РФ от 14.09.2006 № 293 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возможна только по заявлению, составленному по установленному образцу. Согласно пункту 61 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 (далее по тексту - Правила ведения ЕГРП), при государственной регистрации решения об изъятии земельного участка или жилого помещения для государственных или муниципальных нужд в подраздел Ш-6 ЕГРП вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества с указанием необходимых данных о правообладателе данного объекта недвижимого имущества и лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права правообладателя. Таким образом, обязательной государственной регистрации подлежит не акт органа местного самоуправления, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения об его изъятии. В данном случае имеет место быть создание нового объекта - части земельного участка, с площадью 10245 кв.м. в границах земельного участка с площадью 509956 кв.м. с кадастровым номером 86:10:0101226:4. Данные земли не разграничены, имеют нулевое право. Выделенная часть земельного участка с площадью 10245 кв.м. из земельного участка с площадью 509956 кв.м. является новым объектом, который подлежит постановке на кадастровый учет и регистрации прав, аренды. Учтивая изложенное, отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на часть земельного участка, и прямая во внимание, отсутствие доказательств, свидетельствующих об обращении Администрации в Управление Росреестра по ХМАО – Югре за постановкой на кадастровый учет части земельного участка с площадью 10245 кв.м., выделенной из земельного участка с площадью 509956 кв.м. и одновременно за регистрацией права, аренды и т.д., оспариваемый отказ соответствует вышеприведенному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя. При таких Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу n А75-267/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|