Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009 по делу n А70-8989/2008. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 06 апреля 2009 года Дело № А70-8989/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семёновой Т.П. судей Гергель М.В., Зориной О.В. при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кичигиной З.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-573/2009) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Тюменской области о возвращении заявления от 23.12.2008 по делу № А70-8989/2008 (судья Доронин С.А.), по заявлению Федеральной налоговой службы к индивидуальному предпринимателю Пупову Вячеславу Аркадьевичу о признании несостоятельным (банкротом) при участии в судебном заседании представителей: от ФНС России – не явился, извещен надлежащим образом; от ИП Пупова В.А. – не явился, извещен надлежащим образом установил: Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя Пупова Вячеслава Аркадьевича (далее – ИП Пупова В.А. должник) несостоятельным (банкротом) в связи с наличием просроченной более трех месяцев задолженности в размере 132 960 рублей 79 копеек, в том числе основного долга в размере 91 991 рубль, пеней в размере 18 518 рублей 59 копеек, штрафов в размере 22 451 рубль 20 копеек. Определением Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2008 по делу № А70-8989/3-2008 заявление ФНС России было возвращено заявителю на основании статьи 44 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Основанием для возвращения заявления уполномоченного органа суд указал истечение 90-дневного срока, в течение которого в силу пункта 2 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (далее – Положение) налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что 90-дневный срок принятия решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, установленный в пункте 2 Положения, не является пресекательным и не может служить основанием для отказа в принятии заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, поскольку такой срок не установлен Законом о банкротстве. От должника отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не поступил. От ФНС России поступило письменное заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. Представители лиц, участвующих в деле о банкротстве, извещенных о судебном заседании в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, определение суда – отмене, вопрос – направлению на новое рассмотрение в суде первой инстанции исходя из следующего. Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом основано на требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 21.02.2007 № 523, от 18.04.2007 № 60, от 31.01.2008 № 535, от 31.01.2008 № 536, от 16.06.2008 № 3976, от 30.06.2008 № 4158, неисполненных/частично исполненных инкассовых поручениях от 29.03.2007 №№ 3195, 3196, 3198, 3199, 3200, 3201, 3202, 3205, 4273, 4274, 4275, от 17.03.2008 № 3882, 3883, от 01.08.2008 № 12817, 12818, 12819, 12820, которые подтверждены двумя решениями налогового органа о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества должника: - решением от 04.02.2008 № 83, а также постановлением от 04.02.2008 № 82 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества должника на общую сумму 20 073 рубля 99 копеек; - решением от 12.08.2008 № 1209, а также постановлением от 12.08.2008 № 1198 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества должника на общую сумму 112 886 рублей 80 копеек. Постановления от 04.02.2008 № 82 и от 12.08.2008 № 1198 о взыскании задолженности за счет имущества должника были направлены судебному приставу-исполнителю (УФ ССП по Тюменской области) 04.02.208 за исх. № 10-50/880дсп и 14.08.2008 за исх. № 10-50/10354дсп. Решение № 94 о подаче заявления о признании должника банкротом принято уполномоченным органом 12.12.2008. Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом 18.12.2008. Возвращая заявление уполномоченному органу на основании пункта 2 Положения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (18.12.2008) по истечении 90 дней с момента направления постановления от 12.08.2008 № 1198 судебному приставу-исполнителю. Однако апелляционный суд с таким выводом суда первой инстанции не соглашается, считает его неправильным в связи со следующим. В силу пункта 1 статьи 11 Закона о банкротстве уполномоченные органы обладают правом на подачу заявления о признании должника банкротом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен вышеуказанным Положением. Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. В силу абзаца 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве. В соответствии с пунктом 2 Положения уполномоченный орган принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Законом о банкротстве, не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с даты получения уведомления о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов). Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в пятидневный срок со дня принятия решения о его направлении. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», судам помимо факта истечения установленного пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве периода просрочки уплаты обязательных платежей, следует проверять окончание срока, по истечении которого уполномоченный орган вправе подать в суд заявление о признании должника банкротом. В соответствии с пунктом 3 статьи 6, пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в суд с таким заявлением возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника. При этом пунктами 2 и 7 Положения установлен порядок определения начальной даты исчисления указанного срока, отличный от порядка, определенного пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве. Поскольку исходя из пункта 1 статьи 11 Закона о банкротстве право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам при проверке соблюдения рассматриваемого срока надлежит руководствоваться нормами пунктов 2 и 7 Положения. Как следует из содержания пункта 5 вышеназванного Постановления Пленума ВАС РФ, разъяснения даны об определении начальной даты, с которой начинает исчисляться 30-дневный срок, после истечения которого у уполномоченного органа наступает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, поскольку именно эта дата по разному определена в Законе о банкротстве и в Положении. Так, в Законе о банкротстве указано, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наступает у уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества должника. Положение, в свою очередь, устанавливает, что решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом принимается уполномоченным органом не ранее, чем через 30 дней с даты направления в судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника, а заявление о признании должника банкротом направляется в суд в течение 5 дней с даты принятия такого решения. Поскольку уполномоченный орган не может в соответствии с Положением направить заявление о признании должника банкротом в суд ранее, чем он примет решение о таком направлении, то фактически Положение устанавливает, что уполномоченный орган может обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом не ранее 30 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника, а не с даты принятия этого постановления (решения), как это установлено Законом о банкротстве. Установленный же пунктом 2 Положения 90-дневный срок касается принятия уполномоченным органом решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и никак не связан с определением начальной даты, с которой начинает исчисляться 30-дневный срок, истечение которого дает уполномоченному органу право на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Закон о банкротстве указывает только срок, не ранее которого уполномоченный орган может обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом и не содержит норм, ограничивающих срок подачи уполномоченным органом такого заявления. Таким образом, Закон о банкротстве, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 25 и Положение не содержат положений о том, что истечение 90-дневного срока влечет за собой отсутствие или утрату права уполномоченного органа на предъявление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и, соответственно, является основанием для возвращения его заявления на основании статьи 44 Закона о банкротстве. Установление срока для принятия уполномоченным органом решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и срока для направления такого заявления в арбитражный суд является организационной процедурой для уполномоченного органа. Аналогичная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.02.2008 № Ф09-221/08-С4, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.10.2008 № А36-1205/2008-С7). Таким образом, основания для возвращения заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, предусмотренные статьей 44 Закона о банкротстве, у суда первой инстанции отсутствовали. Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого определения суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права, что привело к принятию неправильного по существу определения и в силу пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены этого определения. При таких обстоятельствах обжалуемое определение подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции для проверки обоснованности требований уполномоченного органа и принятия по его результатам судебного акта в соответствии со статьей 48 Закона о банкротстве. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 272, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы удовлетворить. Определение Арбитражного суда Тюменской области о возвращении заявления от 23.12.2008 по делу № А70-8989/2008 отменить. Вопрос направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Т.П. Семёнова
Судьи М.В. Гергель
О.В. Зорина Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009 по делу n А70-5832/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|