Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2015 по делу n А75-10909/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 15 января 2015 года Дело № А75-10909/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Золотовой Л.А. судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14199/2014) Общества с ограниченной ответственностью «Стройкурс» на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 07.11.2014 о прекращении производства по делу № А75-10909/2014 (судья Чешкова О.Г.), вынесенное по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стройкурс» (ОГРН 1028600583395, ИНН 8602142938) к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута (ОГРН 1028600586343, ИНН 8602015954) о признании решения изложенного в письме от 23.06.2014 № 07-01-14-9024/14-0 незаконным, при участии в судебном заседании представителей: от Общества с ограниченной ответственностью «Стройкурс» - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута – Некрасов Роман Владимирович (паспорт серия 6712 № 248809 выдан 10.08.2012, по доверенности № 07-01-14-15395/13-0 от 10.10.2013 сроком действия на три года); установил: Общество с ограниченной ответственностью «Стройкурс» (далее- Общество, ООО «Стройкурс») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургуте (далее - Департамент) изложенного в письме от 23.06.2014 № 07-01-14-9024/14-0, действий по выполнению расчетов неосновательного обогащения, незаконными. Определением Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа- Югра от 07.11.2014 производство по делу А75-10909/2014 было прекращено в связи с отсутствием оснований для отнесения оспариваемого письма к ненормативным правовым актам, обжалуемым в порядке предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Не согласившись с принятым судебным актом ООО «Стройкурс» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа- Югры. В обоснование изложенной позиции Обществом указано на неверную трактовку судом характера сформулированных заявителем требований, поскольку целью обращения с рассматриваемыми требованиями являлось не обжалование письма как ненормативного акта, а оспаривание волеизъявления Департамента, порождающего для заявителя негативные правовые последствия. Подателем жалобы также указано на не тождественность понятий «решение» и «ненормативный правовой акт», а также на не исследованность вопроса о нарушении прав и законных интересов Общества в связи с направлением в его адрес рассматриваемого письма и приложенного к нему расчета. От Общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названного лица, участвующего в деле. Представитель Департамента в заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене. Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующее. 18.07.2014 в адрес ООО «Стройкурс» поступило письмо Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Сургута от 23.06.2014 № 07-01-14-9024/14-0 с предложением уплатить сумму неосновательного обогащения за пользование земельным участком и расчет суммы неосновательного обогащения за пользование земельным участком за 2012-2014 годы. Общество не согласившись с требованием Департамента об оплате неосновательного обогащения в указанном в рассматриваемом письме размере, обратился к главе Администрации г. Сургута с жалобой на действия Департамента. Департамент, в ответ на жалобу, изменил размер взыскиваемой суммы, уменьшив ее с 5 179 438 рублей 24 копейки на 4 143 550 рублей 58 копеек и направил в адрес ООО «Стройкурс» сопроводительным письмом от 26.08.2014 №07-01-14-12234/14-0 уточненный расчет. Несогласие с указанными действиями Департамента послужило основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемыми требованиями. 07.11.2014 Арбитражным судом Ханты- Мансийского автономного округа вынесено определение о прекращении производства по делу, являющиеся предметом настоящего обжалования. Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ не находит оснований для его отмены исходя из следующего. Статья 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, исходит из обязанности государства обеспечить каждому право на доступ к правосудию. Раскрывая содержание названных конституционных прав, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что в соответствии со статьями 55 (часть 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации они не могут рассматриваться судами как подлежащие ограничению и выступают как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод; государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. Вытекающее из статьи 46 Конституции Российской Федерации право на обжалование в суд любого правового акта обеспечивается - по заявлениям организаций на нарушение их прав нормативными и ненормативными актами федеральных органов государственной власти, кроме актов, проверка которых отнесена законодателем к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, - проверкой, осуществляемой на основании арбитражного процессуального законодательства. Часть 1 статьи 198 и пункт 2 статьи 29 АПК Российской Федерации, наделяет граждан, организаций и иных лиц правом на обращение в арбитражный суд, а также обязывает арбитражный суд рассмотреть требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности. Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Как установлено судом первой инстанции текст оспариваемого письма не содержит властного волеизъявления, порождающего для заявителя безусловную обязанность по уплате обозначенной в вышеназванном письме суммы задолженности, а лишь информирует Общество, что в случае ее неуплаты Департамент оставляет за собой право обратиться в суд с требованием о взыскании с заявителя суммы неосновательного обогащения. С учетом изложенного, судом первой инстанции сформулирован правомерный вывод о том, что оспариваемое письмо не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности Общества, не определяет меру ответственности, носит информационный характер, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде. При этом не имеет правового значения квалификация обжалуемого в рамках поданного Обществом заявления письма Департамента : «решение» или «ненормативный правовой акт» органа местного самоуправления, в связи с тем, что оспариваемый документ содержит лишь предложение об уплате суммы неосновательного обогащения, обязанность по уплате которого будет являться в дальнейшем предметом судебного разбирательства, где государственный орган будет выступать в качестве взыскателя, а также в силу установленной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанности доказывать основания и размер предложенной ко взысканию суммы. Учитывая изложенное, довод подателя апелляционной жалобы о том, что Обществом оспаривалась законность данного письма как решения, принятого государственным органом (Департаментом), а не ненормативный правовой акт не является основанием для признания выводов суда первой инстанции незаконными и удовлетворения апелляционной жалобы. Не могут быть расценены в качестве оснований для отмены вынесенного определения и доводы подателя жалобы о формулировании судом позиции по делу без учета доводов, свидетельствующих о нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя рассматриваемыми действиями Департамента, поскольку указанные обстоятельства подлежат выяснению судом при рассмотрении спора по существу, а не на этапе установления судом подведомственности спора. Отсутствие у оспариваемого письма признаков ненормативного правового акта, законность которого подлежит проверке в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исключает возможность дальнейшей его оценки на предмет установления оснований, поименованных частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В связи с изложенным производство по делу правомерно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены принятого по данному делу определения не имеется. Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. На основании изложенного и руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройкурс» оставить без удовлетворения, определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 07.11.2014 о прекращении производства по делу № А75-10909/2014 – без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Л.А. Золотова Судьи А.Н. Лотов Н.А. Шиндлер Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2015 по делу n А75-10000/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|