Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А81-3584/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 24 декабря 2014 года Дело № А81-3584/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веревкина А.В., судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12706/2014) общества с ограниченной ответственностью «Ямал-СВ» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2014 года по делу № А81-3584/2014 (судья Чорноба В.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью «Ямал-СВ» (ОГРН 1038900500110; ИНН 8901013666) к Управлению жилищно-коммунального комплекса Администрация муниципального образования Приуральский район (ОГРН 1128901002295; ИНН 8908003032) о взыскании 1 651 011 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании: представителя общества с ограниченной ответственностью «Ямал-СВ» Трухина Н.В. по доверенности от 08.09.2014 сроком действия до 08.09.2017, в отсутствие представителя Управления жилищно-коммунального комплекса Администрация муниципального образования Приуральский район, установил: общество с ограниченной ответственностью «Ямал-СВ» (далее – ООО «Ямал-СВ», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район (далее – Управление ЖКХ, ответчик) о взыскании 1 592 967 руб. 45 коп. долга, 58 043 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2014 по делу № А81-3584/2014 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по возмещению выпадающих доходов в размере 982 992 руб. 09 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 35 817 руб. 77 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 18 210 руб. 16 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Не соглашаясь с принятым решением, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы ООО «Ямал-СВ» указывает на незаконный характер дополнительного соглашения к спорному соглашению № 7 от 01.01.2013, поскольку, по мнению истца, муниципальное образование не вправе отказаться от исполнения обязанности по субсидированию части выпадающих доходов получателя. От ООО «Ямал-СВ» поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе. В заседании суда апелляционной инстанции представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в жалобе. Управление ЖКХ, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены или изменения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2013 Управлением ЖКХ (уполномоченный орган) и ООО «Ямал-СВ» (получатель) заключено соглашение № 7, по условиям которого уполномоченный орган в 2013 году осуществляет предоставление получателю субсидии в целях возмещения выпадающих доходов, не обеспечивающих возмещение издержек в связи с соблюдением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (услуги бани). Утвержденный лимит средств субсидии на 2013 год по соглашению составляет 17 600 000 руб. Уполномоченный орган ежемесячно перечисляет субсидии в пределах доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и кассовых выплат на текущий финансовый год в соответствии с утвержденным кассовым планом на основании предоставленных получателем расчетов фактических объемов оказанных услуг. Пунктом 3.1 соглашения № 7 предусмотрено, что субсидия выделяется из бюджета муниципального образования Приуральский район. Как указывает истец, ООО «Ямал-СВ» в 2013 году оказаны услуги бани на общую сумму 12 592 975 руб. 36 коп., тогда как Управлением ЖКХ истцу перечислена субсидия в общем размере 11 000 007 руб. 91 коп. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Ямал-СВ» в суд с настоящим иском. Удовлетворение исковых требований частично послужило подводом для обращения истца с жалобой, при оценке доводов которой, суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства. В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям. Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг. В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Согласно статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 ГК РФ в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. В силу правил, изложенных в статье 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К ним, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статья 8 ГК РФ). По смыслу положений статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ. В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно правилам статьи 421 ГК РФ стороны правоотношений свободны в заключении договора, они могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 1, 19). Пункт 18 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В соответствии с правилами статьи 53 Закона № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статьей 18 Закона № 131-ФЗ установлен принцип, согласно которому по общему правилу финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению лицу в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с обеспечением вопросов местного значения. Как указано выше, 01.01.2013 ООО «Ямал-СВ» и Управлением ЖКХ заключено соглашение № 7 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов, образующихся у ООО «Ямал-СВ» при предоставлении им коммунальных услуг населению. При заключении указанного соглашения сторонами установлен лимит субсидирования на 2013 год в размере 17 600 000 руб. В силу пункта 9.1 соглашения № 7 все изменения и дополнения к настоящему соглашению считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон. Согласно представленному в материалы дела дополнительному соглашению № 1 от 23.10.2013 к соглашению № 7 от 01.01.2013 (л.д. 96) сторонами согласован измененный лимит средств субсидии на 2013 год в размере 11 873 000 руб. Дополнительное соглашение № 1 от 23.10.2013 подписано его сторонами без каких-либо разногласий и отметок о наличии у кого-либо из участников правоотношения замечаний, скреплено печатями организаций. Как верно отмечено судом, дополнительное соглашение соответствует требованиям бюджетного законодательства и не противоречит положениям соглашения № 7. Добровольно и в отсутствие каких-либо разногласий, подписав дополнительное соглашение № 1 от 23.10.2013, истец совершил юридически значимый акт согласия с условиями названного документа. Озвученная в заседании суда апелляционной инстанции ссылка апеллянта на недостаточную компетентность представителя ООО «Ямал-СВ», подписавшего указанное дополнительное соглашение, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции. Согласившись с содержанием дополнительного соглашения № 1 от 23.10.2013, ООО «Ямал-СВ» как самостоятельное юридическое лицо – субъект правоотношений создало правовые основания для уменьшения объема своего права на получение субсидии. Исследовав условия соглашения № 7 от 01.01.2013 и дополнительного соглашения от 23.10.2013, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об их действительности. Между тем, поскольку субсидия за 2013 год по соглашению № 7 перечислена Управлением ЖКХ истцу не в размере 11 983 000 руб. согласованном в дополнительном соглашении от 23.20.2013, а в сумме 11 000 007 руб. 91 коп., судом первой инстанции обоснованно взыскана с ответчика недополученная ООО «Ямал-СВ» часть субсидии за 2013 год (982 992 руб. 09 коп.). Согласно части 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции верно установил факт и период просрочки перечисления субсидии со стороны Управления ЖКХ, являющиеся основаниями для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в пользу ООО «Ямал-СВ». Проверив произведенный судом расчет подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца процентов за пользование Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А70-8191/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|