Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу n А46-312/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 апреля 2009 года

                                                          Дело №   А46-312/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Кливера Е.П.

судей Золотовой Л.А., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1058/2009) общества с ограниченной ответственностью «Собинвест» (далее – ООО «Собинвест»; Общество)

на решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2009 по делу № А46-312/2009 (судья Пермяков В.В.), принятое

по заявлению Министерства здравоохранения Омской области (далее – Министерство здравоохранения Омской области; административный орган)

к ООО «Собинвест»,

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от ООО «Собинвест» − Хабло М.А. по доверенности от 26.01.2009, действительной до 26.01.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);

от Министерства здравоохранения Омской области – Кащеевой Ю.В. по доверенности от 03.07.2008 № 349, сохраняющей силу в течение одного года (удостоверение № 142 от 16.06.2008),

установил:

 

Министерство здравоохранения Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ООО «Собинвест» о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Омской области от 05.02.2009 заявление Министерства здравоохранения Омской области удовлетворено, ООО «Собинвест» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в сумме 40 000 рублей.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на верную квалификацию Министерством здравоохранения Омской области вменяемого Обществу административного правонарушения.

В апелляционной жалобе ООО «Собинвест» просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Омской области отказать.

Податель апелляционной жалобы указывает, в частности, на нарушение Министерством здравоохранения Омской области процедуры привлечения к административной ответственности.

Министерство здравоохранения Омской области в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Административный орган считает доказанным факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО «Собинвест» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Центральному административному округу г. Омска 15.03.2004 за основным государственным регистрационным номером 1045507005763.

12.01.2009 комиссией Министерства здравоохранения Омской области на основании распоряжения административного органа от 01.12.2008 № 1682-р проведена плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении ООО «Собинвест» подлежащей лицензированию медицинской деятельности по адресу: 644024, город Омск, улица 30 лет ВЛКСМ, дом 48.

В результате проверки административным органом были выявлены нарушения ООО «Собинвест» лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30.

Выявленные административным органом нарушения послужили основанием для составления главным специалистом отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности управления лицензирования и контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью Министерства здравоохранения Омской области Кузнецовой Еленой Николаевной протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.КоАП РФ.

На основании данного протокола Министерство здравоохранения Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении ООО «Собинвест» к административной ответственности.

05.02.2009 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса обжалуемый судебный акт на предмет соответствия его нормам материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ООО «Собинвест», исходя из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к данной части статьи определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, следующие обстоятельства:

- наличие события административного правонарушения;

- лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

- виновность лица в совершении административного правонарушения.

Наличие либо отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, перечень которых содержится в статье 26.2 КоАП РФ, включающий в себя, в том числе, протокол об административном правонарушении, который согласно статье 28.2 КоАП РФ составляется при совершении каждого административного правонарушения.

КоАП РФ, регламентируя порядок проведения соответствующих процессуальных действий, предусматривает ту или иную степень участия лица, привлекаемого к ответственности, при их совершении.

Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу возможность реализовать гарантии, предусмотренные данной нормой. В частности, законному представителю юридического лица должна быть обеспечена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и  представить объяснения и замечания по содержанию протокола; законному представителю должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные целым рядом статьей названного Кодекса (статьи 24.2-24.4, 25.1 и 30.1 КоАП РФ).

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители (часть 1 статьи 25.4 КоАП РФ).

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Перечень законных представителей, определенный в части 2 статьи 25.4 КоАП РФ, является закрытым. Следовательно, представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Таким образом, из изложенных норм административного законодательства следует, что должностное лицо, осуществляющее производство по административному делу, обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о выявленном правонарушении, времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. И лишь в случае надлежащего извещения привлекаемого к административной ответственности лица протокол может быть составлен и в отсутствие законного представителя, поскольку его неявка или уклонение от явки не могут препятствовать реализации должностным лицом возложенных на него законом задач.

Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении. Допущенные указанными лицами нарушения этого порядка, если эти нарушения применительно к фактическим обстоятельствам конкретного спорного правоотношения будут отвечать критерию существенности, будут, в свою очередь, свидетельствовать о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», в соответствии с которым нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Изложенные выше нормы права и правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.

Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют о том, что при составлении протокола об административном правонарушении от 12.01.2009 присутствовала Немонящих С.Э., являющаяся главным врачом ООО «Собинвест» (приказ о назначении на должность № 16-к от 19.06.2008, л.д. 49).

Между тем, согласно имеющемуся в материалах дела протоколу № 1 общего собрания учредителей ООО «Собинвест» от 09.03.2004 (л.д.48), директором Общества и соответственно его законным представителем является Верховина Елена Викторовна.

Министерством здравоохранения Омской области при рассмотрении настоящего спора не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об извещении директора ООО «Собинвест» (Верховиной Е.В.) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

То обстоятельство, что при составлении протокола об административном правонарушении от 12.01.2009 присутствовала Непомнящих С.Э., не является доказательством надлежащего извещения законного представителя ООО «Собинвест» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку, как уже было отмечено выше, законным представителем Общества является иное должностное лицо ООО «Собинвест», а именно – директор, в качестве которого назначена Верховина Е.В.

Доказательств, опровергающих данный вывод суда апелляционной инстанции, административным органом в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Министерство здравоохранения Омской области знало о том, кто является законным представителем ООО «Собинвест», о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах настоящего дела надлежащим образом заверенные им же копии устава ООО «Собинвест» и протокола № 1 общего собрания учредителей ООО «Собинвест», однако составило протокол об административном правонарушении от 12.01.2009 в отсутствие законного представителя Общества.

Таким образом, указанные обстоятельства дела свидетельствуют о существенном нарушении Министерством здравоохранения Омской области процедуры привлечения Общества к административной ответственности, выразившейся в ненадлежащем уведомлении и составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя Общества, что, в свою очередь, является самостоятельным и безусловным основанием для отказа в привлечении юридического лица к административной ответственности.

Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Следовательно, государственная пошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная ООО «Собинвест» при подаче апелляционной жалобы платежным поручением № 88 от 10.02.2009, подлежит возврату как ошибочно уплаченная.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2009 по делу № А46-312/2009 отменить.

В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Омской области о привлечении общества с ограниченной ответственности «Собинвест» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Собинвест», расположенному по адресу: 644024, г. Омск, ул. 30 лет ВЛКСМ, 48, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения № 88 от 10.02.2009.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Е.П. Кливер

Судьи

Л.А. Золотова

О.Ю. Рыжиков

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу n А70-5953/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также