Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу n А46-9633/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 23 декабря 2014 года Дело № А46-9633/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.П. судей Зориной О.В., Шаровой Н.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Моториной О.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12381/2014) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 29.09.2014 по делу № А46-9633/2014 (судья Баландин В.А.), принятое по иску Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании 3 204 444 руб., при участии в судебном заседании представителей: от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Ласман С.В. по доверенности 55 АА 0606690 от 15.01.2013, установил: Администрация города Омска (далее – Администрация, истец) обратилась в арбитражный суд к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства по Омской области (далее – Минфин России, ответчик) с иском о взыскании 3 204 444 руб. убытков на приобретение жилого помещения семье Журавлевой Татьяне Павловне (далее – Журавлева Т.П.). Решением Арбитражного суда Омской области от 29.09.2014 по делу № А46-9633/2014 с Российской Федерации в лице Минфина России за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взысканы убытки в сумме 3 204 444 руб. Не согласившись с принятым решением суда, Минфин России подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей жалобы ответчик указывает, что в суде первой инстанции он привёл доводы, обосновывающие отсутствие противоправного поведения и вины ответчика, исключающие наступление его ответственности, которым суд не дал надлежащей оценки. Истцом не представлены доказательства, которые свидетельствовали бы о противоправности поведения (действий, бездействия) Российской Федерации. Суд не принял во внимание, что в силу Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» главным распорядителем бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на цели обеспечения жильём отдельных категорий граждан является Министерство регионального развития Российской Федерации независимо от момента возникновения расходного обязательства. Компенсация расходов местного самоуправления по обеспечению жилой площадью граждан носит заявительный порядок. В связи с чем суд не исследовал вопрос, обращалась ли Администрация к федеральному органу государственной власти за предоставлением денежных средств для возмещения произведённых расходов и получила ли она отказ главного распорядителя для выполнения своих обязательств. Центральный районный суд г. Омска своим заочным решением от 02.09.2013 обязал Администрацию предоставить Журавлевой Т.П. жилое помещение по договору социального найма, а не в собственность. Убытками можно было бы считать выбытие квартиры из муниципальной собственности и возникновение права собственности у гражданина. Вопрос о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации Омской области на нашёл отражения при рассмотрении дела. От Администрации поступил отзыв на жалобу, в котором она просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель Администрации, извещённой о судебном заседании надлежащим образом, в него не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие её представителя. Представитель Минфина России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены. Как следует из материалов дела, на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 02.09.2013 по делу № 2-4144/2012 (л.д. 22-25) Администрация обязана предоставить Журавлевой Т.П. на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, находящееся в черте города Омска общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления с учетом права Журавлевой Е.Н. на дополнительную жилую площадь. Администрацией принято постановление от 04.07.2013 № 750-п «О принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (л.д. 26-27), согласно которому в числе нуждающихся в жилом помещении указана Журавлева Т.П. (пункт 5 списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма). Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, считая, что ей подлежат компенсации расходы на исполнение полномочий по предоставлению жилого помещения за счёт средств казны Российской Федерации. Расчёт суммы убытков представлен в материалы дела (л.д. 17). Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям. Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты «в», «з»), 75 (часть 3), 114 (пункт «а» части 1), 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности статьями 39 (часть 1), 40 (часть 3). Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод определена Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов). Статьей 2 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В силу статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статья 28.2 Закона о социальной защите инвалидов. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Таким образом, в отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что семья Журавлевой Т.П. состоит на соответствующем учёте с июля 2013 года. Пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма. Согласно пункту 4 статьи 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно пункту 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. В силу пункта 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 1563-О-О указано, что содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (пункт 4 статьи 49 ЖК РФ). В соответствии со статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов. Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу n А70-9440/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|