Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу n А46-5667/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 18 декабря 2014 года Дело № А46-5667/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.П. судей Смольниковой М.В., Шаровой Н.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Ткачевой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12576/2014) конкурсного управляющего Государственного предприятия Омской области «Управление механизации дорожных работ» Сибиченко Сергея Сергеевича на определение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу № А46-5667/2010 (судья Брежнева О.Ю.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего Государственного предприятия Омской области «Управление механизации дорожных работ» Сибиченко Сергея Сергеевича к Омской области в лице Министерства финансов Омской области (ОГРН 10455040054144, ИНН 5503078620), Министерству развития транспортного комплекса Омской области (ОГРН 1135543053249, ИНН 5501253636), Министерству имущественных отношений Омской области (ОГРН 1045504006822, ИНН 5503079101) о привлечении к субсидиарной ответственности, при участии в судебном заседании представителей: от конкурсного управляющего Государственного предприятия Омской области «Управление механизации дорожных работ» Сибиченко С.С. - Самсонова Е.В. по доверенности б/н от 15.02.2014, от Министерства имущественных отношений Омской области - Лакман Т.А. по доверенности № 03-02/9336 от 04.09.2014, от Министерства финансов Омской области - Каурова С.А. по доверенности №10-1-3129 от 28.04.2014, от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Симон К.А. по удостоверению, установил: Решением Арбитражного суда Омской области от 21.12.2010 по делу № А46-5667/2010 Государственное предприятие Омской области «Управление механизации дорожных работ» города Омска (далее - ГП Омской области «УМДР», предприятие, должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Нестеров Валерий Дмитриевич (далее – Нестеров В.Д.). В рамках дела о банкротстве 20.12.2013 конкурсный управляющий ГП Омской области «УМДР» Нестеров В.Д. обратился в Арбитражный суд Омской области к Министерству финансов Омской области (далее – Министерство финансов), Министерству имущественных отношений Омской области (далее – Министерство имущественных отношений), Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области с заявлением о привлечении Омской области к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами и взыскании с Омской области в лице Министерства финансов в пользу должника 55 174 996 руб. 93 коп. Определением Арбитражного суда Омской области от 03.04.2014 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Министерство имущественных отношений, Министерство развития транспортного комплекса. Определением Арбитражного суда Омской области от 07.04.2014 Нестеров В.Д. освобождён от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ГП Омской области «УМДР», конкурсным управляющим утверждён Сибиченко Сергей Сергеевич (далее – Сибиченко С.С.). Согласно пункту 6 статьи 20.3. Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) утверждённые арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих. До принятия судебного акта по существу обособленного спора конкурсным управляющим Сибиченко С.С. уточнён размер субсидиарной ответственности, считает подлежащей взысканию сумму 58 519 147 руб. 34 коп. (т. 4 л.д. 1-15). Определением Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказано. Не согласившись с вынесенным определением суда, конкурсный управляющий Сибиченко С.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в полном объёме, принять новый судебный акт об удовлетворении его заявления в сумме 58 519 147 руб. 34 коп. В обоснование своей жалобы конкурсный управляющий указывает, что учредителем предприятия является Омская область. Вследствие исполнения обязательных указаний Министерства имущественных отношений предприятие лишилось возможности осуществлять свою хозяйственную деятельность. Материалы дела содержат информацию об изъятом имуществе, о договорах с указанием конкретной техники (изъятой), используемой при выполнении должником обязательств по этим договорам; анализ конкурсного управляющего о кредиторах, сроках возникновения обязательств по состоянию на дату подачи заявления о признании должника банкротом. В реестр включены кредиторы, основная задолженность перед которыми возникла в период изъятия имущества должника и прекращения его хозяйственной деятельности. Министерство имущественных отношений, изъяв из хозяйственного ведения ликвидное имущество должника на сумму более 26 млн. руб., и лишив его средств, обеспечивающих осуществление производственной деятельности, причинило вред имущественным правам кредиторов. Судом не дана оценка бездействию собственника по формированию уставного капитала должника. Обязанность доказывания отсутствия вины должно возлагаться на собственника должника – Омскую область и её органы, выполняющие обязанности учредителей. Однако суд возложил бремя доказывания на конкурсного управляющего, что не отвечает принципу справедливости. От Министерства финансов поступил отзыв на жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объёме. От Министерства имущественных отношений поступил отзыв на жалобу, в котором оно просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. От иных лиц, участвующих в споре, отзывов на жалобу не поступило. Представитель Министерства развития транспортного комплекса, извещённого о судебном заседании надлежащим образом, в него не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя. Представитель конкурсного управляющего Сибиченко С.С. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Министерства имущественных отношений поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель Министерства финансов поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в споре, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям. Как следует из положений Устава предприятия (пункты 1.2., 2.2.), учредителем предприятия является Омская область. Предметом деятельности предприятия является выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, других объектов дорожного хозяйства. Имущество предприятия принадлежит на праве собственности Омской области, закреплено за ним на праве хозяйственного ведения и учитывается на балансе предприятия (пункт 3.1. Устава). При этом согласно пункту 3.3. Устава закрепление имущества, находящегося в собственности Омской области, за предприятием на праве хозяйственного ведения осуществляется на основании: решений Правительства Омской области в случае наделения предприятия объектами недвижимого имущества, распоряжений Министерства имущественных отношений в случае наделения предприятия объектами движимого имущества. В качестве правовых оснований привлечения Омской области как учредителя предприятия к субсидиарной ответственности конкурсным управляющим Сибиченко С.С. названы пункты 2 и 4 статьи 10 Закона о банкротстве (т. 4 л.д. 1-15), которые являются самостоятельными основаниями привлечения к субсидиарной ответственности. Суд первой инстанции, оценив приведенные конкурсным управляющим доводы с учётом анализа представленных в дело доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Поддерживая данный вывод суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего. Ввиду открытия в отношении должника процедуры конкурсного производства 21.12.2010 применению при рассмотрении настоящего спора подлежат нормы статьи 10 Закона о банкротстве в редакции, действующей на указанную дату, а именно: в редакции Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ, введённого в действие с 05.06.2009. По пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве. Данная норма предусматривает, что неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Закона, влечёт за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в частности, в случае, если органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. Таким образом, по пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве с учётом положений статьи 9 Закона о банкротстве субъектом субсидиарной ответственности является руководитель должника. Однако конкурсный управляющий просит привлечь по указанному основанию к субсидиарной ответственности Омскую область, которая является учредителем предприятия – должника. Соответственно, требование конкурсного управляющего к Омской области на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве является необоснованным и потому правильно отклонено судом первой инстанции. По пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве. Согласно пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчётов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причинённого имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности контролирующего должника лица, если будет установлено, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине контролирующего должника лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. Контролирующее должника лицо не отвечает за вред, причиненный имущественным правам кредиторов, если докажет, что действовало добросовестно и разумно в интересах должника. Данная норма специального Закона соответствует пункту 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснение по применению которого дано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). Согласно пункту 3 статьи 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. В пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 дано разъяснение о том, что при разрешении вопросов, связанных с ответственностью учредителя (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), его собственника или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. Исходя из анализа приведённых норм права и с учётом разъяснений, изложенных в вышеназванном Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ, для привлечения Омской области как собственника имущества должника к субсидиарной ответственности необходима совокупность следующих условий: - наличия у Омской области права давать обязательные для предприятия указания либо возможности иным образом определять действия предприятия; - совершения Омской областью действий, свидетельствующих об использовании такого права и (или) возможности; - наличия причинно-следственной связи между использованием Омской областью своих прав и (или) возможностей в отношении предприятия и наступлением несостоятельности (банкротства) предприятия; - недостаточности имущества у предприятия-должника для удовлетворения требований кредиторов. Конкурсный управляющий Сибиченко С.С. в этом случае должен в соответствии с требованиями как статьи 56 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу n А75-3629/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|