Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу n А81-4320/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 12 декабря 2014 года Дело № А81-4320/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Золотовой Л.А. судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самович А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13204/2014) Открытого акционерного общества «Севернефтегазпром» на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2014 о прекращении производства по делу № А81-4320/2014 (судья Кустов А.В.), вынесенное по заявлению открытого акционерного общества «Севернефтегазпром» (ИНН 8912001990, ОГРН 1028900699035) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу, об оспаривании предписания административного органа при участии в судебном заседании: от Открытого акционерного общества «Севернефтегазпром» - представитель Горбунов Дмитрий Владимирович (удостоверение № 52 выдано 25.11.2005, по доверенности № 125/2014 от 08.12.2014 сроком действия 1 год), представитель Веремьянина Валентина Федоровна (паспорт серии 2011 № 390560 выдан 08.07.2011, по доверенности № 14/2014 от 27.01.2014 сроком действия до 31.01.2015), представитель Ястребова Юлия Сергеевна (паспорт серии 4511 № 433219 выдан 13.12.2011, по доверенности № 6/2014 от 27.01.2014 сроком действия до 31.01.2015); от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, извещено; установил: Открытое акционерное общество «Севернефтегазпром» (далее по тексту – заявитель, Общество, ОАО «Севернефтегазпром») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16.05.2014 №63. Определением по делу от14.10.2014 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа производство по заявлению ОАО «Севернефтегазпром» прекратил, сославшись на неподведомственность данного спора арбитражному суду. Не согласившись с вынесенным судебным актом ОАО «Севернефтегазпром» обжаловало его в апелляционном порядке, подав соответствующую жалобу в Восьмой арбитражный апелляционный суд. В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд не учел, что выявленное Управлением правонарушение непосредственно связно с осуществлением ОАО «Севернефтегазпром» основной деятельности, определенной его Уставом, видами которой является в том числе добыча, транспортировка и реализация добываемых углеводородов и иного сырья. Таким образом, выявленные в ходе проведенной проверки нарушения требований природоохранного законодательства, связанные с эксплуатацией газопровода, непосредственно связаны с осуществляемой Обществом предпринимательской деятельностью. В обоснование изложенной позиции податель жалобы ссылается на выводы, содержащиеся в п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 24.03.2005г. (в редакции от 19.12.2013), определяющие подведомственность споров, вытекающих из административных отношений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области охраны окружающей среды и природопользования к подведомственности судов общей юрисдикции. По утверждению подателя апелляционной жалобы, указанная позиция высшего судебного органа может быть применима только в отношении обжалования вынесенных административным органом постановлений о привлечении к административной ответственности и к рассматриваемой ситуации не применима, поскольку предметом обжалования по данному спору является предписание, а не постановление. Управление Росприроднадзора в представленном в материалы рассматриваемого спора отзыве на апелляционную жалобу позицию Общества поддержало, указав что спор подведомственен арбитражному суду. Надлежащим образом уведомленное Управление Росприроднадзора по ЯНАО явку своего представителя в процесс не обеспечило, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица по имеющимся доказательствам. В заседании суда апелляционной инстанции представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а также дополнили ее письменными пояснения, представленными в материалы рассматриваемого спора. По мнению представителей Общества, подведомственность рассматриваемого спора арбитражному суду напрямую обусловлена положениями статей 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного суд № 2 от 10.02.2009г. Поскольку в рамках настоящего спора заявителем обжалуется предписание Росприроднадзора, которое отвечает всем признакам ненормативного правового акта, вынесенное определение о прекращении производства по делу противоречит вышеприведенным нормам арбитражного процессуального законодательства и сложившейся правоприменительной практике. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. Управлением Росприродназора на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора от 24.04.2014 №241-р в отношении ОАО «Севернефтегазпром» в период с 05.05.2014 по 16.05.2014 проведена плановая выездная проверка. В ходе указанной проверки было установлено, что Обществом, в нарушение требований части 1 статьи 39, части 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 28 Федеральною закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», пункта 30 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.1996 №997 и пункта 6.3 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных Постановлением Правительства ЯНАО от 27.10.2011 №792-П, эксплуатируются трубопроводы (газопроводы, метанолопроводы), в месте пересечения трубопроводов с водным объектом, не оснащенные техническими устройствами, обеспечивающими отключение поврежденного в результате аварии участка трубопровода (газопровода, метанолонровода). Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 16.05.2014 №69. По результатам проверки Управлением Росприроднадзора Обществу выдано предписание от 16.05.2014 №63 об устранении в срок до 01.12.2015, выявленных в ходе проверки, нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Не согласившись с предписанием об устранении выявленных в результате проверки нарушений от 16.05.2014 №63, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Определением от 14.10.2014 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа прекратил производство по указанному делу. Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ считает, что оно отмене или изменению не подлежит исходя из следующего. Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что рассматриваемый спор является неподведомственным арбитражному суду. Апелляционная инстанция находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего. Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из вышеприведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании только тех ненормативных правовых актов и решений административных органов, которые приняты в связи с осуществлением организациями, гражданами и иными лицами предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений подведомственны суду общей юрисдикции. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.02.2014 № 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции. В пункте 33 Постановления № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 № 40) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего, в том числе законодательства в области охраны окружающей среды. Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание выдано Обществу в связи с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды и направлено на недопущение загрязнения акваторий водных объектов вследствии эксплуатации и технического обслуживания подводных переходов газопроводов. Факт совершения указанного нарушения в связи с осуществляемой Обществом основной уставной деятельностью не влияет на квалификацию выявленного нарушения как нарушения в области охраны окружающей среды и подтверждается текстом обжалуемого предписания имеющего ссылку на нарушение требований п.2 части 1 ст. 11 Водного кодекса РФ. Обжалование в рассматриваемой случае не постановления о привлечении к административной ответственности, а выданного по результатам проведенной проверки предписания не меняет правовой природы обжалуемого акта органа наделенного соответствующими полномочиями, как вытекающего из административных правоотношений, а также сферу регулируемых им правоотношений – как отношений в сфере охраны окружающей природной среды. Несмотря на то, что разъяснение Пленума Верховного суда Россйской Федерации, содержащееся в пункте 33 Постановления № 5, касается порядка обжалования постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, суд апелляционной инстанции полагает возможным учитывать данный правовой подход при определении подведомственности споров обжаловании действий контролирующих органов и выданных ими предписаний в связи с установленными нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 19.12.2013 № 40, заявление ОАО «Севернефтегазпром» об оспаривании предписания от 16.05.2014 №63 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду. Прекращение производства по делу арбитражным судом в данном случае не препятствует ОАО «Севернефтегазпром» обратиться с заявлением в суд общей юрисдикции. Также судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание ссылки подателя жалобы на Определение Конституционного суда РФ от 03.04.2007 №363-О-О, Определение Конституционного суда РФ от 05.11.2002 №319-О, поскольку предмет рассматриваемого спора и выводы, содержащиеся в указанных судебных актах не могут быть сопоставимы и, как следствие, применимы. Кроме того, суд апелляционной инстанции, считает необходимым Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу n А46-9169/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|